Иракский фактор событий в Сирии

Конфликт в Сирии все больше затрагивает соседние страны. Наиболее ярко это заметно на примере Ливана, где наблюдается в том числе и вооруженное противостояние между про- и антиасадовскими группировками, которые косвенно или напрямую участвуют в боевых действиях и на сирийской территории.

Но ливанский конфликт не является единственным перенесенным извне на сирийскую почву. Не остался в стороне и Ирак, власти которого после получения 20 июля сообщений о выходе боевиков на сирийско-иракскую границу открыли ее со своей стороны «для сирийских беженцев». Их поток по мере эскалации конфликта в Сирии действительно начинает увеличиваться. Однако поведение официального Багдада достаточно показательно в плане его отношения к режиму Башара Асада, которого он поддерживает фактически с начала внутрисирийского противостояния. Эта помощь заметно увеличилась после вывода из Ирака американской армии.

Во-первых, через иракскую территорию Иран перебрасывал в Сирию оружие. Во-вторых, из Ирака на помощь Асаду отправлялись бойцы шиитской милиции. Речь, в частности, идет о боевиках «Армии Махди» Муктады ас-Садра и Бригад Бадр, которых перебрасывают в Сирию при помощи КСИР и которые участвуют в боевых действиях. Использование иракских шиитов составляют лишь часть планов Ирана в применении «шиитского оружия» в регионе от Ливана и Сирии до Саудовской Аравии и Йемена. В-третьих, официальный Багдад оказывал пусть и ограниченную, но важную для Дамаска дипломатическую поддержку, в том числе по линии ЛАГ. В-четвертых, Багдад помогает Дамаску финансово. По имеющейся информации, во время визита премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в Тегеран 22-23 апреля с.г. он получил просьбу верховного лидера Ирана Али Хаменеи оказать дружественному сирийскому режиму финансовую помощь. Выделенные им 12 млн долларов пошли на выплату зарплаты армии Асада. Это была лишь одно из разовых пожертвований Нури аль-Малики. К середине мая он обеспечил значительную часть финансовых потребностей силовых структур сирийского режима.

Дипломатическая, финансовая и отчасти военная поддержка режиму Асада из Ирака позволяет снизить негативное влияние санкций со стороны Запада и соседей Сирии. Впрочем, поддержка Багдада все равно имеет для него ограниченный характер. Поведение Нури аль-Малики не осталось незамеченным в Вашингтоне, и на него оказывается серьезное давление с целью ослабить помощь Асаду. В том числе и через привязку Ирака к военно-техническому сотрудничеству с США.

Однако после вывода американских войск с иракской территории это давление уже не является всецело определяющим. Нури аль-Малики, оказывающий ограниченную помощь Асаду, делает это не только под давлением Ирана или ради мести Турции, поддерживающей курдских сепаратистов на севере Ирака. Свою роль играют и опасения прихода к власти в Сирии радикальных суннитских группировок.

Не остаются в стороне от сирийского конфликта и иракские сунниты. Деятельность иракских суннитских моджахедов поддерживается не только Саудовской Аравией и Катаром, но и другими арабскими монархиями Персидского залива.

И это не случайно: по мере того как Иран поддерживал иракскую шиитскую общину, то же самое делали Саудовская Аравия и Катар в отношении местных суннитов. А это дополнительно подогревало межрелигиозную напряженность. Впрочем, участие иракских суннитов в борьбе против режима Асада обусловлено не только ирано-саудовской борьбой за Ирак.

У иракских суннитов свои давние счеты к Асаду. Так, во время потепления отношений Сирии и Запада во второй половине 2001-2002 гг. сирийские спецслужбы помогли США предотвратить ряд терактов в регионе, планировавшихся суннитскими группировками против американских военных объектов. Это тайное сотрудничество также помогло ЦРУ арестовать ряд исламистов.

Известно, что дополнительное обострение отношений с Вашингтоном у сирийского режима было вызвано ролью последнего в иракском конфликте, на протяжении которого американская сторона не раз фиксировала проникновение джихадистов в Ирак из Сирии, а в отдельных случаях военные США при преследовании боевиков даже нарушали ирако-сирийскую границу.

Но, несмотря на внешнее ухудшение отношений, достаточно регулярные связи поддерживались на уровне спецслужб, в том числе с Великобританией. Так, в ходе своего визита с 16 по 20 ноября 2010 г. лидеры сирийских спецслужб передали своим британским коллегам из МI5 и MI6 большой объем информации о террористических ячейках, действующих на территории Соединенного Королевства. Среди них было немало данных на людей с британскими паспортами, пытавшихся попасть в Ирак через Сирию.

Тогда же Али Мамлюк, глава одной из сирийских спецслужб, предоставил коллегам списки британских радикальных исламистов, учившихся в исламских институтах в Сирии, по крайней мере часть из которых была связана с иракским сопротивлением.

И наконец, он предложил своим британским коллегам передать им задержанных на территории Сирии граждан Великобритании, пытавшихся присоединиться к джихадистским группам в Ираке. Мамлюк выразил желание Дамаска сотрудничать с Лондоном в борьбе с терроризмом, в обмен запросив помощь в получении новейших систем радиоперехвата.

Также иракская тема поднималась в ходе встречи 9 декабря 2010 г. во Франции между Башаром Асадом и Николя Саркози. В ответ на просьбу первого вмешаться, чтобы предотвратить «поляризацию» Специального трибунала по Ливану как «антисирийского орудия», французский президент передал ему письмо из Белого дома с предупреждением не вмешиваться в дела Ливана и по-настоящему закрыть границу с Ираком для радикалов. В частности, иракские моджахеды отметились в боевых действиях в районе Аль-Кусейр в провинции Хомс. Например, только один отряд из иракского города Рамади, не считая выходцев из других районов провинции Анбар, насчитывал как минимум 80 боевиков.

Причем иракские группировки действуют все более независимо от руководства Сирийской свободной армии (ССА). Так, например, недавно боевики бригады «Ахрар аль-Шам», во главе которой стоит Абу Исса, ранее входивший в группу М. аз-Заркауи, действовавшую на территории Ирака, убили командира одной из группировок ССА, бывшего подполковника сирийской армии Абдул Саттар Юнуса. Эта организация действует в сравнительно тесном контакте с Айманом аль-Саудом, бывшим командиром сирийской исламистской группировки «Ат-Такыйя», являющимся советником лидера сирийских «Братьев-мусульман» Мохаммеда Рияда аль-Шакфа.

Боевики группы Абу Иссы также были замечены в совершении нападений на небольшие группы правительственных сил в провинциях Алеппо и Идлиб, а также в терроризировании мирного населения из числа христиан и алавитов.

Руководство ССА надеется установить с исламистскими группировками союз для более продуктивной борьбы против режима Асада, однако непрекращающиеся стычки между конкурирующими оппозиционными группировками пока не позволяют установить четко соблюдаемое перемирие. Исламисты подозревают бойцов ССА в том, что именно они нападали в 2011 г. на саудовских эмиссаров, которые везли им деньги под видом бизнесменов. Так, в ходе одного такого ноябрьского налета на одного такого бизнесмена одна из иракских исламистских групп в Сирии не получила 200 тысяч долларов.

В настоящий момент «иракский фактор» становится все более важным для дальнейшего развития событий в Сирии. Вопрос в том, сможет ли в дальнейшем Багдад помогать Асаду.

52.22MB | MySQL:103 | 0,546sec