О ситуации в Сирии

Конфликт в Сирии между режимом Башара Асада и оппозицией все больше и больше идет по «ливанскому варианту»: происходит окончательное размежевание сторон по конфессиональному признаку. Армия вслед за населением фактически развалилась на «суннитскую» и «алавитскую» части. Война идет теперь между общинами с все возрастающей составляющей «пришельцев из-за рубежа»: йеменцев, ливийцев, иорданцев и иракцев. Классическая картинка недавнего Ирака, но с другим знаком: Саддам Хусейн на свою беду был суннитом, отсюда и поддержка США и их союзниками по НАТО шиитов и курдов. В Сирии Вашингтон на стороне суннитов. И здесь во главу угла ставится вопрос противодействия с Ираном, чьим верным союзником уже на свою беду является Башар Асад.

Из тех противоречивых и противоположных пропагандистских выпадов, которыми обмениваются сейчас режим и оппозиция, вырисовывается следующая картина происходящего в стране. Попытка создания из Алеппо второго Бенгази или Мисураты терпит провал. Интересно, но ливийский сценарий в Сирии пытались повторить практически по всем пунктам, включая начало «генерального наступления» в месяц рамадан. Боевики оказались заблокированными в суннитских кварталах города (и то только в двух, судя по сводкам). Армия, используя авиацию и танки, методично их из этого оплота выдавливает. И выдавит, что бы не говорили представители командования Сирийской свободной армии (ССА). Даже очень малочисленная регулярная армия, обладая превосходством в воздухе и тяжелой технике, сделает это рано или поздно. В случае с Алеппо мы видим, что далеко не все кварталы поддержали восстание, а это в свою очередь опровергает информацию о том, что «все Алеппо перешло на сторону повстанцев, и дело Асада проиграно автоматически». Это не совсем так, пока мы наблюдаем скорее агонию восстания. Как бы в подтверждение этого, сирийские силовики взяли под контроль КПП на турецкой границе, тем самым отрезав повстанцев от «тыловой подпитки». Рухнул план создания сирийского аналога «тропы Хо Ши Мина». Безусловно начало восстания было инспирировано Эр-Риядом и Анкарой в надежде на то, что сирийская армия, обескровленная дезертирством, не сможет воевать на много фронтов (а восстание в Дамаске будет длительным, чего не произошло) и Алеппо получит временную передышку, что даст возможность оппозиционерам закрепится и создать свободный «буферный анклав» внутри Сирии. И вот с этого плацдарма можно было бы и получать тыловую поддержку из-за границы, и пытаться атаковать сирийские войска. Но отсутствие авиаподдержки (в отличие от Ливии) и губит все эти планы. Кстати, если бы подджерки авиации НАТО не было и в Ливии, судьба ливийской «революции» была бы печальной.

Отсюда простой вывод о том, что режим Асада дошел до той крайней точки своего выживания, когда практически все участники противодействия определились в своих позициях, и ближайшие месяцы очень четко проиллюстрируют нам, достаточно ли искренних сторонников у режима для того, чтобы отбивать партизанские рейды и гасить очаги открытого сопротивления в городах. То же самое касается и оппозиции, но есть три «но». Первое – это степень верности Асаду летчиков и танкистов. В этой связи важен факт статистики этнического состава этих частей. Второе – количество иностранных наемников (в Сирии действуют, в подавляющем большинстве, именно наемники, а не борцы за идею) и оружия, которое будет поступать в страну в ближайшее время. Судя по всему, Саудовская Аравия сумела убедить Турцию в том, чтобы она предоставили свою территорию для этого транзита. И без Вашингтона здесь не обошлось. Третье «но» является на сегодняшний день маловероятным и подразумевает согласие России на объявление в Сирии «бесполетной зоны». Всерьез воспринимать слова руководства оппозиции о том, что режиму не хватит боеприпасов и горючего, не будем, поскольку в отсутствии режима санкций – это вопрос техники и свободных иранских финансов.

При этом заметим, что оружие в Сирию для повстанцев в основном поступает из Ливии через территорию Турции. Это вооружение и боеприпасы советского образца, коим склады в Ливии переполнены. Но самое удивительное, что переброска этого оружия идет торговыми судами сирийского флота. В частности, в этих операциях активно задействована ISMGroup, которая приписана к порту Тартус. Эта компания сыграла большую роль в организации летнего наступления боевиков на Дамаск и Алеппо. Ее корабли совершили несколько рейсов с оружием, и как теперь представляется, с наемниками. 16 июля с.г. ночью из Бенгази в Турцию вышло с оружием судно «Леди Раша». Правда, под флагом Танзании. Три дня спустя «Амаль Мун» вышло из Триполи в Турцию с аналогичной целью. Кстати, корабль «Летфалах2», захваченный в апреле с.г. ливанскими пограничниками, также принадлежит ISMGroup. Из других сирийских судоходных компаний, которые задействованы в этих операциях, отметим «Реалистик Стенд Шиппинг» (приписана к Тартусу, рейс корабля «Trustworthy» из Триполи в Турцию совершен 16 июля); STTM (Латакия, «Ангел Сехам» вышел из Триполи 10 июля с.г). «Летфалах4», приписанный к Хомсу, 16 июля с.г. вышел из ливийской столицы в Турцию.

Таким образом, подтверждается лишь ранее высказанный нами тезис о том, что война в Сирии превращается во все более прибыльный бизнес-проект. Говорить здесь о какой-то идеологической подоплеке можно, но очень аккуратно, поскольку, например, та же ISMGroup возит оружие и для режима Асада.

62.88MB | MySQL:102 | 0,480sec