Йемен: трудности переходного периода

Ситуацию в Йемене сейчас можно охарактеризовать как во многом патовую. Новое руководство страны во главе с «техническим президентом» А. Хади (по согласованию с большинством политических партий он должен занимать свой пост два года с целью подготовки проекта новой конституции) в настоящее время столкнулось не только со скрытым противодействием сторонников прежнего президента А.А.Салеха, но и с пробуксовкой двух основных политических реформ, без которых говорить о благополучном завершении переходного периода нельзя. Это переход к «федеративному принципу» устройства Йемена, что должно быть закреплено в проекте нового основного закона, а также реформированию армии и силовых структур. Обе эти реформы породили кризис в крупнейшем оппозиционном блоке «Лика Муштарака», что уже вызвало отставку 8 министров временного правительства. По нашим данным, прошение об отставке, которое пока не удовлетворено, подал и действующий премьер Басандуа, которого многие эксперты рассматривали как наиболее оптимальную фигуру в качестве руководителя кабинета министров на переходный период.

Новые власти, несомненно, предприняли ряд шагов по реформированию армии и спецслужб. В частности, со своих постов в руководстве ВВС и ряде военных округов смещены ближайшие родственники бывшего президента Салеха или же его близкие сторонники. Треть Рреспубликанской гвардии, которая считается верным оплотом Салеха, на сегодняшний день уже выведена из центрального подчинения и передислоцирована в различные районы страны. Но эта реорганизация наталкивается на скрытое сопротивление Салеха и его окружения, которые используют в качестве основного дестабилизирующего фактора радикальных исламистов в лице «Аль-Каиды» и «Ансар Аль-Шариа». Возьмем на себя смелость утверждать, что дело с активностью радикалов на юге страны в большинстве случаев обстоит именно таким образом. Несмотря на то, что в настоящее время практически все населенные пункты страны от исламистов зачищены, постоянная террористическая активность с их стороны в различных городах страны создает тот самый необходимый «градус напряженности и нестабильности», который и не дает возможность вплотную заняться реформированием силовых структур. В результате сын Салеха Ахмед и его дядя Мохсен аль-Ахмар сумели до сих пор сохранить свои посты и серьезное влияние на расстановку сил в армейском командовании. Фактически остался не реформированным и еще один столп прежнего режима в лице политической полиции «Амн Сияси». Таким образом, в вооруженных силах царит двоевластие, вследствие чего возникает постоянное скрытое противодействие между новым министром обороны и «старой гвардией» Салеха.

Вторым моментом, осложняющим ситуацию в стране, является наметившийся раскол в самой «Лика Муштарака». А вернее – между ее двумя основными силами в лице Йеменской Социалистической Партии (ЙСП) и партией «Ислах». Руководство последней стремиться фактически монополизировать основные посты не только в правительстве, но и, что более существенно, «на местах». ЙСП же настаивает на федерализме и большей самостоятельности регионов. Фактически социалисты предлагают дать больше самостоятельности местным органам власти за счет выборности и уменьшения налогового бремени в пользу центра, что позволит оставить в регионах больше «живых» денег и соответственно усилить авторитет местных властей. Такая реформа позволит ЙСП усилить свое влияние в стране за счет региональных центров силы. Социалисты серьезно проигрывают «Ислаху» в области финансирования, что позволяет исламистам уверенно тормозить все инициативы «светских партий» и управлять уличными протестами. Сама же партия «Ислах» устанавливает все более тесные связи с Дохой, которая разыгрывает в Йемене собственную игру по минимизации саудовского влияния. Момент для этого Катаром выбран подходящий, поскольку саудовское руководство существенно снизило свою активность в регионе после смерти основного архитектора политики королевства на йеменском направлении в лице принца Бандара. Эр-Рияд в настоящее время фактически «заморозил» свое собственное обещание о выделении новой йеменской администрации 3, 5 млрд долларов США в качестве кредита на реформированию социальной инфраструктуры. Такое обещание саудовцы сделали на совещании «друзей Йемена» около двух месяцев назад, но до сих пор его не сдержали. Среди основных причин такого поведения некоторые эксперты называют опасения Эр-Рияда по вопросу выполнения новыми йеменскими властями обещания по ратификации парламентом сделки о передаче КСА всех спорных с Йеменом спорных приграничных территорий. Напомним, что указанный договор был подписан в свое время Салехом, и как утверждает ряд экспертов, далеко не бескорыстно. В частности, 10 млрд долларов, которые Эр-Рияд передал Салеху в качестве «компенсации», осели в банках Швейцарии, и новое руководство страны доступа к ним не имеет.

В этой ситуации и в условиях бюджетного дефицита новые власти вынуждены искать новых кредиторов в лице того же Катара (предварительная договоренность о финансовых вливаниях достигнута месяц назад в Дохе) и США. Вашингтон в свою очередь обещал рассмотреть вопрос об оказании помощи через месяц в рамках очередного заседания «друзей Йемена», которое пройдет в США. Но за это необходимо пойти на удовлетворение требований американцев по усилению своего присутствия в стране, что в принципе уже и происходит. По некоторым данным, Пентагон уже перебрасывает на юг Йемена сухопутные части и тяжелую технику, в задачи которых будет входить пока только охрана базы радиоэлектронной разведки, пунктов дислокации БПЛА и портов на юге Йемена. Происходит ли такое наращивание сил и средств в связи с предполагаемой атакой на иранские ядерные цели, или же это адекватный ответ США на активность радикалов в Йемене и регионе Африканского Рога покажет время. Тем более что рядом экспертов прогнозируется дестабилизация ситуации в Эфиопии после кончины премьер-министра Эфиопии М.Зенауи.

62.81MB | MySQL:102 | 0,493sec