Запад ожидает от М.аль-Макрифа «размораживания» ливийской экономики

Запад ожидает от председателя Всеобщего Национального Конгресса Мухаммеда Юсуфа аль-Макрифа ясности в вопросе возвращения на ливийский рынок ведущих компаний. Речь, в частности, идет о гарантиях неприменения к ним декрета №207, выпущенного в июле по инициативе министерства экономики при Ахмеде Салеме Олкоши уходящим Переходным национальным советом. Согласно этому акту, для иностранного бизнеса в стране вводились ограничения «алжирского» типа: по большинству бизнес-проектов предусматривалось создание совместных предприятий. Доля зарубежного капитала в них была ограничена 49 процентами.

Фактически, отменялось большинство прежних правительственных льгот для ведения предпринимательской деятельности и иммунитетов от преследования. Также иностранные инвесторы для участия в бизнес-проектах должны были делиться технологиями и в первую очередь, нанимать на работу ливийцев.

Кроме того, временные рамки работы зарубежных компаний были ограничены. Так, например, их представительства согласно этому декрету, могли работать в стране не более четырех лет. Хотя при этом им оставили лазейку, оговорив, что для их «филиалов» этот срок составит пять лет с возможностью продления.

Особые нарекания у зарубежных инвесторов вызвало то, что декрет 207 запретил им работу в ряде привлекательных секторов вроде транспортировки грузов и продаж в розницу.

Согласно этому акту, иностранные компании должны до января 2013 г. выполнить изложенные выше условия или покинуть страну. Тем самым, по мнению значительной части иностранных инвесторов, ливийский рынок был «заморожен».

Для значительной части иностранных инвесторов такие условия представляются невыгодными и западные правительства добиваются их отмены. С их точки зрения, приход во власть М.аль-Макрифа, боровшегося против Каддафи при активной поддержке ЦРУ, большинство из семи детей которого проживают в США, дает для этого серьезные преимущества.

Следует напомнить, что избранный 9 августа 2012 года парламентом временным главой Ливийской республики (председатель Всеобщего Национального Конгресса), 72-летний политик стал компромиссной фигурой между псевдолиберальными силами, группирующимися вокруг Джибриля и исламскими фундаменталистами. Как ожидается, М.аль-Макриф, являвшийся одним из самых давних врагов Каддафи, может стать кандидатом на предстоящих выборах президента Ливии.

Будучи выходцем из Бенгази, М.аль-Макриф осуждал возвышение при Каддафи представителей триполитанских кланов, а также самого «диктаторского» режима. Этого отношения не удалось изменить ни после получения им высшего экономического образования в университете Бенгази, ни последующие назначения главой совета аудиторов по доходам, а впоследствии и на серьезные посты в ливийском МИДе. Так, в 1978—1980 гг. он занимал пост посла Ливии в Индии, пока не бежал в Марокко, откуда вскоре перебрался в Лондон и затем в Вашингтон. Оттуда он и повел борьбу против Каддафи.

Год спустя, в 1981 г., он основал оппозиционный Национальный фронт спасения Ливии (НФСЛ) и 20 лет, до 2001 г. являлся лидером этого движения, не брезговавшем в борьбе с режимом Каддафи терроризмом. М.аль-Макриф стал одним из видных личных врагов Каддафи, организовав 8 мая 1984 г. на него с помощью западных спецслужб покушение. Последний также не остался в долгу: ливийские спецслужбы начали на М.аль-Макрифа настоящую охоту и, по меньшей мере, трижды пытались его убить.

Там М.аль-Макриф разработал целую политическую программу для «Ливии без Каддафи», которую он почти целиком заимствовал у западных учителей демократии, хотя и ссылался при этом на усвоение опыта Нельсона Манделы при переходе от авторитарного государства к демократии. В числе заявленных им ценностей будущего Ливийского государства он указывал на принятие Конституции, создание демократического правительства, введение системы «свободных и справедливых выборов, свободных СМИ, разделение властей, независимость судей, равенство мужчин и женщин, многопартийность» и пр.

В 2011 г., спустя 30 лет, с началом гражданской войны в Ливии он вернулся туда для завершения борьбы против Каддафи и, после его падения, с помощью западных денежных, информационных и прочих ресурсов развернул легальную политическую деятельность. Правда, некоторые оппоненты упрекают его в том, что он будто бы не был особенно заметен на передовой, предпочитая отсиживаться в тылу и своими речами зарабатывать западные дивиденды для последующего рывка во власть.

В 2012 г. он возглавил партию Национальный фронт (НФ или Hizb Al Jabha Al Wataniya), являвшуюся преемником НФСЛ и считавшуюся одной из самых либеральных по ливийским меркам. На июльских выборах во Всеобщий национальный конгресс (ВНК) НФ получил лишь 3 парламентских места из 80, положенным партийным представителям. Этот сравнительно невысокий результат не помешал ему стать компромиссной фигурой для избрания на должность председателя ВНК. 9 августа за него проголосовали 113 из 200 его членов. Не случайно, что на Западе положительно встретили это известие.

Между тем, несмотря на свой высокий авторитет среди противников Каддафи, М.аль-Макриф оказался в сложной ситуации: ему придется еще не раз проверять своё мастерство лавировать между враждующими группировками и их полярными интересами. Несмотря на его хорошие отношения с «Братьями-мусульманами», далеко не все исламисты готовы его безоговорочно поддерживать, припоминая ему его более чем дружеские отношения Западом.

С другой стороны, нельзя недооценивать и продолжающиеся распри внутри нового ливийского руководства из-за попыток передела власти. На первый взгляд, позиции М.аль-Макрифа во власти в Ливии не так уж и слабы. Например, многие из бывших его однопартийцев по НФСЛ контролируют часть силовых структур страны. Среди них нынешний начальник разведки Салем аль-Хасси, единственный уцелевший после нападения боевиков М.аль-Макрифа на резиденцию Муаммара Каддафи в 1984 г. Довольно сильными считаются его позиции и в МВД, где особым влиянием пользуется другой его соратник, Ламин Бельхадж.

В этих условиях многие другие его собратья по оружию сплачиваются вокруг премьер-министра Абделя Рахима аль-Киба, включая его советника по СМИ, Ашура Шамеса. Также М.аль-Макриф не может рассчитывать и на Халифу Хафтара, бывшего командующего вооруженным крылом НФСЛ и теперь являющегося ведущей фигурой в ливийской армии, поскольку он открыто поддерживал в последнее время «либералов» из лагеря Джибриля.

Подобный расклад не в последнюю очередь объясняется усилением противостояния между «либералами» и фундаменталистами в условиях развернутой исламистами кампании выдавливания из власти каддафистов, занимавших посты во власти при прежднем режиме более 10 лет. Так, «Братья-мусульмане» и их сторонники намерены провести соответствующий законопроект, запрещающий таким лицам претендовать на любые должности при новых властях. В первую очередь это направлено против лидера «либералов» Джибриля, отвечавшего за экономическое планирование при прежнем режиме. Он отвечает нападками против них, используя для этого недавние теракты. В то время как в правительстве А.аль-Киба полагают, что это дело рук каддафистов, по мнению Джибриля, за этим стоят исламские радикалы, которым усиление террористической активности выгодно для того, чтобы оправдывать усиление своего влияния в МВД и фактическом сохранении его преобладания над военными структурами. Во многом поэтому значительная часть армейцев, включая Халифу Хафтара, поддерживает в этом противостоянии Джибриля.

Между тем, несмотря на сильные позиции партии Джибриля NFA в ливийском парламенте, их пока недостаточно для преодоления влияния исламистов. Характерным тому примером служит неудача человека № 2 в NFA Абдель Рахмана Шатера рассмотреть в парламенте вопрос о положении в МВД и военном ведомстве, но фундаменталисты смогли заблокировать это предложение.

И в этих условиях, ввиду слабости собственных позиций, во многом позиция М.аль-Макрифа будет зависеть от тех, кто, по сути, посадил его в кресло временного главы Ливии, а именно от лидера местных «Братьев-мусульман» Мохаммеда Соэна и другого фундаменталиста, Абдул Рахмана аль-Свехли, представляющего клан Мисураты.

Правда, на стороне М.аль-Макрифа иностранная поддержка, причем не только западная. Он может опереться не только на капиталы Катара, но и Саудовской Аравии, прежде финансировавшей НФСЛ.

Сумеет ли при этом М.аль-Макриф, почетный член Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, лавировать настолько искусно, чтобы при этом учесть интересы всех ключевых игроков и особенно Запада, является большим вопросом. Он шел на выборы под лозунгом скорейшего оздоровления экономики страны. Сделать это, по его мнению, возможно в кратчайшие сроки привлечением западных инвестиций. Соответствующего приглашения ожидают от него и на Западе, особенно в США, где он считается «своим человеком».

Однако сейчас, когда для многих его положение выглядит как «халифа на час», возможности М.аль-Макрифа ограничены. К тому же есть сомнения, что он как будущий кандидат в президенты страны станет открыто лоббировать западные интересы и подставляться под град критики оппонентов.

Но даже если он это и сделает, ему необходимо убедить прочих представителей власти в Ливии снять введенные ПНС перед его уходом ограничения на работу иностранных компаний.

Между тем, среди их руководства нет единства относительно того, как вести себя в условиях угрозы возможного применения декрета №207. Некоторые из них продолжают идти на ливийский рынок. Их не останавливает и то, что гарантии их бизнесу в этой стране достаточно зыбкие. Особенно после весенне-летних неудач с обустройством в Ливии значительной части западных частных военных компаний (ЧВК), которые должны были гарантировать физическую безопасность представителям иностранного бизнеса в стране.

Так, например, Nexans, ведущий французский производитель электро и телекоммуникационных кабелей, долгие годы работавший в Ливии еще при Каддафи, только в конце июля подписал контракты на 110 млн евро с Public Electric Works Company (PEWCO), филиалом General Electricity Company (GECOL) Ливии. В частности, Nexans поставит свыше тысячи километров кабелей, что поможет модернизировать выработку и распределение электричества в стране.

Однако если отдельные компании готовы на риск, то политическое руководство Запада намерено выстраивать свое влияние в Ливии более основательно, не полагаясь исключительно на отдельные фигуры в политическом руководстве страны.

После избрания М.аль-Макрифа Запад рассчитывает закрепить свой успех и усилить политическое влияние в стране. Так, Кристофер Стивенс, американский посол в Ливии, планирует увеличить присутствие Вашингтона в ближайшее время. Так, на 27 августа власти США рассчитывали возобновить работу консульского отдела, закрытого с началом военных действий в Ливии. Показательно, что соответствующее решение было принято до завершения строительства турецкой группой EMTA специального огороженного помещения для выдачи виз. Сотрудники консульской службы должны были временно расположиться на четверти территории американского посольства.

Одновременно усиливается и проникновение в страну западных неправительственных организаций (НПО), которое курирует Абдулрахман Хебель, бывший министр культуры и гражданского общества в правительстве А.аль-Киба. Сейчас в Ливию наблюдается наплыв НПО, активно набирающих местный персонал из ливийцев. Так, например, Handicap international ищет администраторов, Children World School набирает учителей, а Save Children UK ведет особый отбор управляющих её молодежными программами. Все это говорит о том, что Запад намерен остаться в Ливии надолго и для того, чтобы реализовать свои интересы в этой стране, в том числе и сырьевые, он использует разные инструменты.

Тем не менее, реализация демократических стандартов в Ливии пока что пагубно отражается на интересах иностранного бизнеса, который рискует повторить ситуацию в Монголии в худшем виде, когда борющиеся группировки то и дело отменяют тендеры, заключенные их предшественниками из враждующих фракций. Надежно гарантировать их в стране пока может лишь правитель диктаторского типа, который бы подмял под себя враждующие группировки и кланы. Таковым был Каддафи. Но поскольку его нет, а нового подобного правителя в обозримой перспективе не предвидится, противостояние в стране с сохранением перманентной угрозы долговременным интересам бизнеса продолжится.

62.86MB | MySQL:102 | 0,560sec