«Скандал» в саудовском Университете имени принцессы Нуры: о женском образовании в Королевстве

Саудовские социальные сети обсуждают событие, имеющее принципиальное значение для страны, — скандал, разразившийся в крупнейшем (и по мировым меркам) высшем учебном заведении для женщин – эр-риядском Университете имени принцессы Нуры. Вопрос кажется действительно серьезным. По инициативе ректора, профессора и доктора педагогических наук Худы Мухаммед Аль-Амиль (ее степени, включая бакалаврскую и магистерскую, были получены в высших учебных заведениях Соединенных Штатов и Великобритании) в университет были приглашены ученые-мужчины, проводившие занятия со студентками непосредственно в аудиториях, а не с помощью аудиовизуальной аппаратуры (когда преподаватель противоположного пола находится за пределами учебного помещения), как это принято в саудовских университетах или в иных общественных местах, если речь идет, например, о конференциях или конгрессах, когда женщины-участницы этих мероприятий находятся в отдельном от участников-мужчин зале (с чем приходилось сталкиваться и автору этих строк).

Университет имени принцессы Нуры – крупнейшее саудовское высшее учебное заведение для женщин, в которое, по данным телеканала «Аль-Джазира», ежегодно поступает не менее 40 тыс. (60%) всех выпускниц средних школ королевства. Он был открыт в 1970 г. как Эр-Риядский женский университет по инициативе короля (в то время наследного принца) Абдаллы. В 2012 строительство его кампуса было полностью завершено и, вновь по инициативе правящего монарха, университету было присвоено имя Нуры бинт Абдель Рахман Аль Сауд, старшей сестры короля-основателя нынешнего саудовского государства Абдель Азиза Ибн Сауда.

Решение нынешнего короля несло в себе важную символику. Дело не только в том, что имя принцессы, присвоенное одному из крупнейших высших учебных заведений, есть женская форма арабского слова «нур — свет», но и в личности сестры отца высшего сановника государства и его создателя. Принцесса Нура вошла в саудовскую историю как первая женщина правящей династии, умевшая читать и писать. Более того, про нее говорили, что ее «ум превосходит умы сорока мужчин», — именно она, согласно существующей версии, в 1901 г. подтолкнула Абдель Азиза Ибн Сауда к походу на Эр-Рияд, вернувшему ему трон. Она же давала брату ценные советы, необходимые для поиска выхода из сложных ситуаций, в которые он не раз попадал на всем протяжении времени его длительного правления страной. Достаточно сказать, что, отдавая должное сестре, король-основатель, порой, говорил про себя: «Я – брат Нуры».

В списке специальностей, которые получают выпускницы Университета имени принцессы Нуры, присутствуют, естественно, гуманитарные дисциплины – арабская и английская филология, история, исламские науки. Тем не менее, этот университет, как и иные его аналоги, созданные в эпоху правления нынешнего короля или получившие в его время новые импульсы для своего развития, специализируется, в первую очередь, на медицине и точных науках, в рамках которых особое внимание уделяется физике, химии, биологии, компьютерному делу, нанотехнологиям. Одновременно, Университет имени принцессы Нуры представляет своим студенткам возможность получить профессии, связанные со специальностями «бизнес и управление», «связи с общественностью», как и с «детской педагогикой». Университет располагает и базой для получения второго высшего, а также постуниверситетского образования. Речь идет о современном, технически высоко оснащенном высшем учебном заведении.

Появление читающих лекции ученых-мужчин в аудиториях женского университета было встречено бурей возмущения со стороны известных саудовских исламских деятелей, представляющих, в том числе, преподавателей исламских дисциплин и сотрудников министерства исламских дел. Они увидели в этом начинании прямой вызов сложившейся традиции, нарушение «религиозных норм», «прямой вызов общественной морали» и «растление девушек-студенток, честь и невинность которых должна быть защищена власть имущими». Естественно, что все эти обвинения сопровождались требованиями о смене руководства университета, а также его кураторов из министерства высшего образования.

В свою очередь, молодые антиклерикалы развернули мощную кампанию в социальных сетях, требуя «немедленной отмены гендерной сегрегации» в высших учебных заведениях и претворения в жизнь принципа совместного обучения юношей и девушек. Позиция клерикалов подвергается ими осмеянию – «как может женщина защитить свою честь, — писал в twitter один из «либералов», — если она дышит тем же воздухом, которым дышат и мужчины?». Более того, эти молодые антиклерикалы на страницах социальных сетей открыто требуют от власти «предоставить студенткам право самим решать, как им слушать преподавателей».

Вопрос, конечно же, связан не столько с тем, будет ли в Саудовской Аравии введено совместное обучение молодых людей обоих полов. «Скандал» в Университете имени принцессы Нуры не приобрел бы масштаба столь массовых споров и дискуссий, если бы за ним не стояло политическое противостояние между «либералами» и «консерваторами», ось которого проходит через женский вопрос, когда проблема вождения женщиной автомобиля, работы молодых саудовок или совместного обучения юношей и девушек в высших учебных заведениях становится символом этого противостояния. Все попытки государства, направленные сегодня на внесение модернизационных изменений в положении женщин (как естественного элемента курса короля Абдаллы на реформирование государства и общества) немедленно сталкиваются с жесткой критикой со стороны клерикалов, считающих эти изменения «вызовом традиции, ведущей свое начало от праведных предков» и «стремлением привить западные ценности саудовской женщине». При этом складывающаяся ситуация, когда саудовские средства массовой информации в отличие от зарубежной прессы (включая и арабскую) практически не освещают события в Университете имени принцессы Нуры (единственное и состоящее всего из трех строк сообщение об этом было опубликовано в печатном органе «либералов» – газете «Аль-Ватан», опровергавшей «слух о совместном пребывании» мужчин и девушек в одном помещении университета и писавшей, что «Университет имени принцессы Нуры молод, а поэтому против него направлено острие различных разоблачительных кампаний»), лишь доказывает, что государство во многом отстраняется от разрешения конфликта. Это обстоятельство позволяет антиклерикальным «либералам» говорить о том, что оно отступает от тех позиций, которые были провозглашены им в момент прихода короля Абдаллы к власти.

Для многих саудовских «либералов» складывающееся вокруг Университета имени принцессы Нуры положение повторяет события двухлетней давности, когда клерикалы-«консерваторы» развернули кампанию против «совместного обучения» юношей и девушек в открывшемся в 2009 г. в местечке Соль (неподалеку от Джидды) Университете науки и техники имени короля Абдаллы (автор этой статьи писал о нем на страницах сайта Института Ближнего Востока). Этот университет, открытый как для юношей, так и для девушек, к работе в котором были привлечены крупнейшие иностранные специалисты в различных областях технического знания, был немедленно обвинен в «сеянии разврата» и «пропаганде неприемлемых для исламского общества ценностей». Однако в то время государство в лице его высшего сановника (создание Университета науки и техники в Соле было осуществлено по указанию короля Абдаллы и лично контролировалось им) пошло на беспрецедентный шаг, отстранив от занимаемой должности в Совете высших улемов шейха Саада Аш-Шасри, открыто обвинявшего короля в поощрении «смешанного обучения» в высших учебных заведениях. Однако сегодня наиболее активный поборник «чистоты нравов» в Университете имени принцессы Нуры – шейх Абдель Азиз Ат-Турейфи, прославившийся тем, что его произведения против введения «смешанного обучения» были запрещены к печати, а сам он, обвиненный в связях с антисистемной «заблудшей сектой», был на незначительный срок арестован. Но, кроме того, в распространявшихся им в эпоху «арабской весны» фетвах он приветствовал «начало революционных изменений» в Тунисе, Египте и Ливии (где было еще далеко до полномасштабного выхода на политическую сцену местных исламских партий и движений), провозглашая эти изменения «предупреждением алчным и порочным властителям», — это был даже не камушек, а камень, брошенный в огород саудовского правящего семейства. Ныне же он работает в «исследовательском центре» министерства исламских дел.

Ощущает ли себя саудовская власть менее стабильной, чем в эпоху, предшествовавшую времени «арабской весны»? В этом не приходится сомневаться. Но равным образом не приходится сомневаться и в том, что это ощущение порождает отход (пусть и не столь резкий) от прежнего обновленчества государства и общества и возвращение к консервативно-охранительному курсу. Впрочем, об этом еще в конце прошлого говорил в недавнем прошлом министр внутренних дел и наследник престола принц Наеф бен Абдель Азиз. Выступая 27 декабря 2011 г. на патронировавшейся им и организованной эр-риядским Исламским университетом имама Мухаммеда бен Сауда конференции «Салафизм как шариатский метод и национальное требование», он подчеркивал: «Королевство будет следовать салафизму – источнику его прогресса и развития, поскольку салафизм соединяет в себе идентичность и современность. Это – шариат и мирская жизнь. Только салафизм призывает учиться прогрессу и мирно сосуществовать с другими, уважая их права», ради того, чтобы «сохранить стабильность в бурлящем региональном море».

52.12MB | MySQL:103 | 0,567sec