Катарцы – «мобильная» и «сетевая» нация

В 2004 г. в Катаре был принят закон об учреждении под председательством наследного принца Т.Аль Тани Высшего совета по вопросам информации и коммуникационных технологий (далее — Совет), которому надлежало ускорить процесс становления информационного общества в государстве.

Роль Совета как регулятора коммуникационных отношений была юридически закреплена в законе о телекоммуникациях 2006 г., который, помимо прочего, предусматривает разработку и принятие по мере необходимости в будущем дополнительных специальных нормативно-правовых актов, правил и официальных решений с тем, чтобы при помощи юридической техники детально и всесторонне закрепить правовой статус данного органа.

Согласно законодательству, Совет является независимым «связующим звеном» между потребителями и производителями коммуникационных услуг, которому предписано защищать первых от недобросовестного ведения бизнеса со стороны вторых, а также осуществлять контроль за соблюдением принципа добросовестной конкуренции.

Совет сотрудничает с другими госучреждениями, организациями и коммерческими предприятиями в различных секторах, включая системы электронного образования, бизнеса, здравоохранения, правительства, инфраструктуры и информационной безопасности.

В 2010 г. эмир Катара Х.Аль Тани ратифицировал важное решение правительства, связанное с осуществлением программы электронного правительства. Согласно этому нормативному акту, министерства и другие государственные учреждения должны сотрудничать с Советом, чтобы совместными усилиями добиться успешного воплощения в жизнь программы электронного правительства, первые положительные результаты запуска которой уже наблюдаются.

В 2011 г. в Дохе состоялась первая организованная Советом представительная конференция под названием «Китком-2011». Выступая на ее открытии, генеральный секретарь Совета Х.Аль-Джабер отметила, что на сегодняшний день Катар добился заметного прогресса в восприятии достижений информационно-коммуникационных технологий (мобильная и стационарная телефония, Интернет и спутниковая связь) и до 2015 г. Доха планирует вложить порядка 6 млрд долларов в дальнейшее развитие данного сектора.

Катар — одна из пяти стран, которая преодолела планку в 100% по темпам роста мобильной телефонии (это возможно за счет использования пользователем более чем одной сим-карты). По заявлению Х.Аль-Джабера, показатель эмирата превышает 150%. По состоянию на октябрь 2011 г. национальный оператор «Катар Телеком» и британская компания «Водафон» совокупно имели на местном рынке мобильной телефонии более 2,78 млн пользователей, предоставляя услуги как внутри страны, так и за ее пределами.

Стремительное развитие данного вида связи в Катаре было обусловлено двумя факторами. Во-первых, стремлением государства довести оснащенность финансового сектора и материальные условия жизни до мирового уровня. Во-вторых, умением проводить эффективную политику и обеспечивать либерализационные меры в секторе связи, что привело к созданию конкурентоспособной среды.

Высокие доходы обеспечивают операторам бесперебойное финансирование мер для расширения покрытия мобильными услугами. Госкомпания «Катар Телеком» вошла в ведущую группу глобальных операторов за счет предоставления потребителям самых качественных и современных услуг. Более половины населения эмирата регулярно использует высокоскоростные каналы, и еще большее число имеет доступ ко всем видам мобильного контента этой компании.

Несмотря на правовые гарантии, предоставленные катарским законодательством компании «Водафон», в эмирате открыто ощущается давление на нее со стороны «Катар Телеком», который не скрывает своих амбиций по еще большему увеличению числа пользователей. Это может произойти не только благодаря грамотной пиар-компании катарского тяжеловеса, но и вследствие переманивания клиентов «Водафона».

В государстве действует служба Интернет, в том числе бесплатный беспроводной Интернет-доступ в парках и общественных местах. Согласно статистике, в 2010 г. 85% жителей Катара имели компьютер, но лишь 70% населения являлись Интернет-пользователелями. Кроме того, 60% граждан активно использовали Интернет для ведения бизнеса. «Всемирная паутина» облегчала работу 49% государственных и частных госпиталей и больниц.

Несмотря на большие амбиции катарских властей, оптоволоконный интернет развивается в стране медленно из-за слабой инфраструктуры, которая ущербна, ибо основана на затратной прокладке кабеля. Однако главная причина кроется в крайне низкой плотности населения и в наличии больших безлюдных пространств, что препятствует налаживанию качественной связи в этой нише услуг или делает их малоэффективными. Низкий уровень данного вида связи компенсируется в Катаре за счет развития системы беспроводного Интернета «Вай-фай».

Современные технологии помогают жителям Катара развиваться по нескольким направлениям.

Во-первых, наблюдается прогресс в создании «сетевой» нации, способной легко ориентироваться в глобальном информационном мире.

Во-вторых, заметны достижения в регулировании телекоммуникационной отрасли и ее усилия по созданию качественного нового и прогрессивного рынка ее продукции.

В Катаре имеется собственная спутниковая система, которая позволяет принимать радио- и телепрограммы из-за рубежа, а также система международной телексной связи. В 2010 г. Совет подписал соглашение с французским оператором спутниковой связи «Евтелсат Коммуникейшнс» об инвестировании в разработку нового спутника высокой мощности. Подрядчиком для выполнения работ стороны объявили компанию «Спейс Системс», которая, в свою очередь, выберет еще одного подрядчика для доставки космических аппаратов с более чем 15-летним проектным сроком службы.

Таким образом, чтобы за короткий период добиться высоких результатов в сфере информационных технологий и связи, эмирату необходима сложная инфраструктура, которая способна обеспечивать рост и качество обслуживания потребителей. В Катаре изыскиваются возможности для опережающего инвестирования в этот сектор, рассматриваемый как один из основных для обеспечения устойчивой модернизации государства.

Судя по всему, Доха продолжит наращивать объемы и темпы развития и модернизации информационно-коммуникационной сферы, поскольку это предусмотрено государственной программой долгосрочного экономического и социального развития «Национальная видение – 2030».

52.2MB | MySQL:103 | 0,634sec