Ситуация в Сомали: август 2012 г.

20 августа переходное правительство Сомали передало свои полномочия новым властным институтам в лице нового парламента. Его формирование шло достаточно сложным путем. 25 июля с.г. в Могадишо начала работать Учредительная ассамблея – временный парламент страны, призванный по-быстрому разработать и принять новую конституцию при том, что мандат переходных органов власти /президента, правительства и парламента/ истекал 20 августа. Это событие запоздало почти на две недели – первоначально планировалось, что Учредительная ассамблея должна была собраться еще 12 июля.

В составе Учредительной ассамблеи значились 825 человек, в том числе 256 женщин. Они были назначены старейшинами различных кланов в ходе процесса, проходившего под покровительством ООН. Главный критерий отбора – в Учредительную ассамблею не должны были попасть лица, совершившие ранее «серьезные преступления, либо преступления против человечности». За 9 дней работы Учредительная ассамблея должна была подготовить проект нового основного закона страны.

Для работы Учредительной ассамблеи подготовили здание бывшей полицейской академии, которое тут же взяли под усиленную охрану солдаты африканского миротворческого контингента Амисом и правительственных сил. Меры предосторожности оказались не лишними. 1 августа два боевика-смертника привели в действие взрывные устройства близ здания Учредительной ассамблеи в момент, когда они были остановлены на дальних подступах к зданию. Они тут же привели в действие взрывные устройства. В ранения получил один охранник.

Несмотря на попытку теракта, 1 августа Учредительная ассамблея приняла новую временную конституцию Сомали. Она предусматривает создание федеративной республики, с законами, «основанными на общих принципах шариата», политический плюрализм, представительство женщин во всех институтах власти.

Новая конституция теоретически должна распространяться на всей территории прежнего Сомали, включая Сомалиленд, хотя власти этого образования, самопровозгласившего независимость в 1991 году, отказались участвовать в процессе подготовки нового основного закона страны.

Предполагалось, что все те же старейшины с помощью технического комитета назначат делегатов, которые выберут нового президента страны, председателя парламента и двух его заместителей. Это должно было произойти до 20 августа, а реально свершилось 20 дней спустя. Выбранный таким образом президент в течение 30 дней должен назначить премьер-министра, которому будет поручено сформировать правительство.

Про технический комитет известно, что в его составе значились 27 человек, в том числе 9 женщин. Они представляли основные кланы, проживающие на территории Сомали, и все ее регионы, за исключением Сомалиленда. Две должности советников при техническом комитете без права голоса заняты чиновниками из Политического бюро ООН по Сомали /UNPOS/. В комитете также представлены 7 иностранных наблюдателей.

135 старейшин, представлявших различные сомалийские кланы, в свою очередь были выбраны в парламент специальным «техническим» комитетом по отбору. 120 из их представляли четыре основных клана – дарод, хавийе, дир и раханвайн, по 30 человек от каждого. Оставшиеся 15 представляли коалицию миноритарных кланов. Порядка 70 кандидатов были отвергнуты комитетом по отбору, поскольку они не удовлетворяли заранее определенным критериям. Среди таких критериев, в частности, значились отсутствие каких-либо связей с полевыми командирами клановых формирований, непричастность к жестокостям, совершавшимся в предыдущие годы, наличие законченного среднего образования. Поэтому первоначально были названы имена только 211 депутатов.

Новый парламент, получивший название Народная палата – состоит из двух палат. В верхней палате – 55 депутатов, в нижней – 275. Срок полномочий парламента – 4 года. В составе прежнего переходного парламента было 550 депутатов. Считается, что новый парламент – самый квалифицированный за всю историю Сомали – около 60% депутатов имеют университетское образование. Тем не менее спецпредставитель ООН в Сомали Августин Махига осудил использовавшие при отборе депутатов методы устрашения и подкупа. Эти методы использовали бывшие и действующие политики, желавшие во что бы то ни стало остаться или попасть в парламент.

Жесткий срок завершения переходного процесса – 20 августа – был в очередной раз подтвержден странами – донорами этого процесса в Сомали на конференции, которая прошла в Риме 2 июля. Они же потребовали от присутствовавших на конференции представителей различных ветвей переходной власти в Сомали, чтобы в новой конституции страны обязательно был прописан принцип свободы религии. Как заявил в этой связи глава МИД Италии Джулио Терзи, «мы настаиваем на том, чтобы принцип равенства и свободы религии был вписан в новую конституцию». «Христиане и представители других конфессий должны быть свободны в праве отправления культа», — заявил он.

Это требование было выдвинуто после того, как стало известно, что в проекте новой конституции содержится упоминание лишь об исламе.

Тем не менее выборы нового президента, имя которого должны были назвать депутаты парламента, было разрешено провести позднее.

Что касается выборов спикера парламента, то на этот пост претендовали шесть кандидатов. Все они успели побывать на министерских постах в составе предыдущих правительств Сомали.

В свою очередь сомалийцы обратились к странам-донорам с просьбой не дожидаясь 20 августа обеспечить доставку гуманитарной помощи в районы, недавно освобожденные от боевиков движения «Аш-Шабаб».

По оценке спикера переходного парламента Сомали Шарифа Хасана Шейха Адена, к тому времени «ситуация в стране достигла критической точки». «Если мы успешно завершим переходный процесс, тогда появится надежда на то, что перед народом Сомали откроется новая глава в его истории», — сказал он.

Ранее мандат переходных властей Сомали продлевался дважды. Первый раз это случилось в 2009 г., когда страна оказалась в хаосе из-за отсутствия минимальных условий безопасности, второй раз – в 2011 г. из-зи отсутствий структур, способных заменить переходные власти.

Новым властям Сомали есть кого опасаться. По оценке командования Амисом, численность формирований движения «Аш-Шабаб» составляет 12 тыс. человек, они контролируют до 60% территории в центре и на юге Сомали. К тому же ряд формирований исламистов за последнее время передислоцировался в труднодоступные горные районы Пунтленда на севере прежнего Сомали.

27 августа новый парламент Сомали собрался с тем, чтобы избрать своего спикера. Этот этап становления новых властных структур должен был пройти первым, затем депутатам предстояло избрать президента страны. На пост спикера претендовали шесть кандидатов, в том числе два бывших премьер-министра – Хасан Абшир Фарах и Али Халиф Галайяр. Оба они являются выходцами из клана дарод. Глава переходного парламента Шариф Хасан Шейх Адан не стал выставлять свою кандидатуру, поскольку он решил побороться за пост президента.

28 августа стало известно имя нового спикера парламента Сомали. Им стал Мохаммед Осман Джавари. Бывший университетский преподаватель занимал министерский пост до свержения режима Сиада Барре в 1991 г., после чего долгое время не был заметен в политике. Его возвращение состоялось несколько месяцев назад, когда он возглавил конституционную комиссию, работавшую над текстом нового основного закона Сомали. По итогам первого тура голосования Джавари получил 119 голосов, его ближайший преследователь Галайяр – 77. Последний затем отказался от дальнейшей борьбы, что сделало бессмысленным второй тур.

Джавари – уроженец города Байдоа. Он – выходец из клана раханвайн, одного из четырех основных сомалийских кланов.

Одно то, что новый парламент Сомали начал свою работу в Могадишо, было расценено наблюдателями как признак роста стабильности в стране – два переходных парламента работали за ее пределами – в Джибути и Найроби.

В августе чувствительные потери понесли угандийские военные, входящие в состав 17-тысячного контингента Амисом. Африканские миротворцы готовятся сейчас к штурму порта Кисмайо на юге Сомали, через который идет обеспечение формирований исламистов. Из Уганды в помощь контингенту Амисом были направлены три боевых вертолета Ми-24 и один Ми-17. 12 августа три Ми-24 в условиях плохой видимости разбились в окрестностях горы Кения в одноименной стране, погибли 7 человек. Остовы вертолетов были найдены на высоте 3650 метров /высота горы Кения составляет 5199 метров/.

3 августа уходящий президент Сомали Шариф Шейх Ахмед объявил о возможности объявления амнистии для тех сомалийских пиратов, которые освободят заложников и удерживаемые ими в ожидании выкупа суда. По его оценке, этим преступным промыслом в составе нескольких группировок занимаются порядка 2 тысяч сомалийцев.

По данным ООН, по состоянию на 1 августа сомалийские пираты удерживали в ожидании выкупа 245 моряков и по меньшей мере 7 судов.

В ночь с 20 на 21 августа ушел из жизни премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи, дважды отправлявший эфиопские войска в Сомали для борьбы с исламистами. Первый раз, в 2006 г., эфиопские войска сыграли решающую роль в достижении военной победы над режимом исламских судов. В конце 2008 – начале 2009 гг. они ушли из Сомали с тем, чтобы вернуться туда в ноябре 2011 г. Во многом благодаря им был одержан ряд побед над формированиями движения «Аш-Шабаб». Понятно, что главари «Аш-Шабаб» не скрывали своей радости по поводу кончины М.Зенауи.

27 августа очередное поражение было нанесено формированиям движения «Аш-Шабаб». В тот день они потеряли стратегически важный порт Марка, находившийся под их контролем с 2008 г. Порт Марка считается третьим по значимости на юге Сомали после Могадишо и остающегося под контролем исламистов порта Кисмайо.

Как представляется, все основные события в Сомали в ближайшем будущем будут проходить в районе Кисмайо, который исламисты вряд ли отдадут без боя. Это прекрасно понимает командование Амисом, которое ранее поторопилось заявить, что миротворцы войдут в город в течение августа, а затем решили получше подготовиться к решающим боям – к исходу августа Кисмайо продолжал оставаться под контролем движения «Аш-Шабаб».

52.13MB | MySQL:103 | 0,560sec