Египет накануне референдума о принятии новой конституции

Тактика президента АРЕ Мухаммеда Мурси (а в реальности «Зеленого интернационала») в отношении проведения референдума о принятии новой конституции является важнейшим этапом вхождения страны в эпоху относительной стабильности, основные контуры которой для простоты обозначим как «турецкая модель». И опасения по поводу радикальной исламизации Египта в связи с этим основным законом пока излишни. Референдум лишь приводит в соответствие с нынешними реалиями основной закон страны. Исламизация жизни в Египте будет нарастать с новой конституцией или без нее.

В этой связи «временное отступление» Мурси в связи  с отменой ранее принятой им конституционной декларации многие эксперты рассматривают как заранее подготовленную комбинацию. Если говорить проще, то Мурси сначала «завел в переполненный дом козу, а затем вывел, и всем сделалось сразу же легче». Тем самым он отвел (или постарался отвести) основной удар возмущения от главной своей цели – проведения конституционного референдума. Если это так, то, во-первых, надо отдать должное стратегическому мышлению руководства «Братьев-мусульман», а во-вторых, оценить их готовность к рискованным комбинациям. Отзыв своего закона везде расценивается как признак слабости, а на Востоке – тем более. Такая «слабость», если она плохо просчитана, может только стимулировать оппозицию к более решительным действиям. Для того, чтобы минимизировать риски Мурси должен быть абсолютно уверен в лояльности «силовиков». Как представляется, такие заверения Мурси уже получил в процессе негласных консультаций, ибо в противном случае вся его тактика является авантюрой. Это делать ему вряд ли кто-то позволит из руководства «братьев». Вообще, надо отдавать себе отчет в том, что «самостоятельность» Мурси в принятии решений очень условна, поскольку стратегические решения принимаются коллегиально руководством «Братьев-мусульман» и обязательны для выполнения, независимо от личной точки зрения. И именно этот факт плюс строжайшая партийная дисциплина и обеспечат в конечном  счете победу исламистам.

Второй политический ресурс, на который опираются «братья» в своей тактике – это поддержка со стороны большинства населения страны. Это в принципе доказали выборы в парламент. Разговоры о том, что Мурси своими последними действиями такую поддержку растерял, представляются малоубедительными. Электорат «братьев» и салафитов, которые очень быстро сумели сплотиться перед лицом «общей опасности», не подвержен таким сиюминутным колебаниям. Коллективное  решение партии здесь является приоритетом. В этой связи данные многочисленных социологических опросов, которые сейчас появились на страницах различных СМИ, вполне оправданно можно отнести к началу предвыборной агитации и пропаганды, что мало имеем общего с действительным положением дел.

Проведение референдума о принятии новой конституции – этот тот последний рубеж, за который «братья» не отойдут. И истерика оппозиции в данном случае – это признание электорального преимущества своего конкурента. Если верить оппозиции, то 85% египтян не принимают проект новой конституции. Но в таком случае, возмущаться вообще не стоит, поскольку Мурси и его сторонники однозначно проигрывают. Дело все в том, что в оппозиции пронимают, что побеждают сторонники исламистов, отсюда и попытка перевести вполне легитимную процедуру в формат уличных митингов с целью сорвать ее.

В этой связи рискнем предсказать, что большая часть оппозиции постарается бойкотировать референдум. Во-первых, ей  больше ничего не остается. Во-вторых, такая тактика позволит оппонентам Мурси сохранить поле для маневра в дальнейшем и попытаться представить принятие новой конституции как не вполне легитимный акт.

И еще одна причина, которая, как представляется, должна обеспечить исламистам победу на предстоящем волеизъявлении. Это надежды большинства населения страны на то, что «братья» смогут выполнить свое основное обещание и создать новый механизм «социального лифта». До «революции» темпы роста экономики АРЕ были одними из наивысших среди арабских стран, но в отсутствии этой системы весь этот рост  не приносил значимых дивидендов большинству населения. «Светская оппозиция» в этом контексте воспринимается этим большинством как все-таки «пережиток» старой формы устройства, а ее лидеры – как лица, сделавшие свою карьеру при прежнем режиме. И этот момент, скорее всего, тоже будет одним из определяющих.

52.17MB | MySQL:103 | 0,532sec