Великобритания: реакция мусульман страны на преследования шиитов в исламском мире

Теракты, произошедшие 10 января 2013 г. в столице пакистанской провинции Белуджистан, городе Кветта, в результате которых погибло более 100 человек, главным образом, шиитов, нашли своё отражение в Великобритании, где в настоящее время проживает порядка 2 млн выходцев из Пакистана, значительный процент от общего числа которых составляют мусульмане-шииты. На эти трагические события они отреагировали массовыми акциями протеста, прошедшими в Лондоне с 11 по 13 января.

Протесты в связи с неспособностью пакистанского правительства поддерживать закон и порядок не только в Белуджистане, но и практически во всех районах страны были адресованы Высокой комиссии Пакистана (Pakistan High Commission). Возмущённые британские мусульмане назвали геноцидом шиитов-хазарейцев случившееся в Кветте, а также имевшие место ранее атаки на пакистанских шиитов со стороны суннитского большинства. Более 200 шиитов собрались на митинг перед зданием Высокой комиссии Пакистана в Лондоне в пятницу, 11 января, когда появилась информация о сидячей забастовке более 90 шиитов-хазарейцев на дороге Аламдар в Кветте. Митингующие в Лондоне поддержали требования пакистанских единоверцев, требовавших от военных контроля над столицей провинции и защиты сообщества хазарейцев, атакуемого вооружёнными боевиками из радикальных исламистских группировок вроде «Сепах-е-Сахаба» и «Лашкар-е-Джангви».

По мнению протестующих, число которых в Лондоне в субботу, 12 января, превысило 500 человек, правительство Пакистана не в состоянии эффективно противодействовать террористам, и, более того, элементы внутри самого правительства фактически поддерживают последних. Выступая на специальной пресс-конференции, лидеры британских шиитских общин сообщили, что тысячи человек в ближайшие недели соберутся перед Высокой комиссией Пакистана, чтобы выразить свой гнев по отношению к тому, что они называют «резнёй шиитского населения Пакистана». Сайед Али Раза Ризви (Syed Ali Raza Rizvi), лидер The Majlis-e-Ulema Shia Europe, заявил журналистам, что пакистанское правительство знает убийц шиитов, поскольку радикальные движения «Сепах-е-Сахаба» и «Лашкар-е-Джангви» известны не только своей антипатией по отношению к шиитам, но и открытой пропагандой убийства последних как средства достижения своих целей и продвижения идеологии. Несмотря на это, по словам, Ризви, власти страны, начиная с президента Асифа Али Зардари и министра внутренних дел Рехмана Малика, не демонстрируют решимости справиться с этой ситуацией.

«Мы считаем, что в связи с безразличием, проявленным правительством Пакистана, в истории оно останется как соучастник этих варварских террористических актов, и не будут прощены все его структуры, имеющие власть повлиять на ситуацию.  Все учреждения потерпели преступное фиаско в области обеспечения личной или общественной безопасности для сообщества. Вопросы в связи с расправой над шиитами вызывает и молчание главного судьи Пакистана, обычно проявляющего особый интерес к событиям в Белуджистане», — заявил Сайед Али Раза Ризви. Добавим, что главный судья Верховного суда страны И. Чоудари как в день теракта, так и в последующие дни, очевидно, был чрезвычайно занят политическими играми, курируя подготовку решения судебной коллегии от 15 января об аресте премьер-министра Пакистана Раджи Первеза Ашрафа. В таких условиях тема «геноцида шиитов-хазарецев», видимо, выглядела несущественной.

На самом же деле проблема достигла невероятной остроты ещё весной 2012 г., когда волна убийств шиитов прокатилась по Белуджистану. По некоторым данным, за последние 10 лет боевики «Лашкар-е-Джангви» убили более 700 хазарейцев без какого-либо противодействия или преследования со стороны властей страны. Случившееся вызвало широкий отклик в Европе.  В конце апреля – начале мая во многих странах континента прошли демонстрации и митинги протеста в отношении безразличия пакистанских властей к «геноциду шиитов-хазарейцев». Так, сотни протестующих мусульман-шиитов собрались в центре Копенгагена на митинг, организованный Islamic Center Jafria Denmark. С плакатами, призывающими ООН обратить внимание на происходящий в Кветте геноцид, прошли по улицам Осло норвежские мусульмане. Со схожими лозунгами иммигранты-хазарейцы прошли тогда по улицам итальянского Турина. А в Лондоне к протестам, организованным группой британских шиитов «Прогрессивный альянс» (Progressive Alliance), присоединился бывший министр внутренних дел Алан Джонсон. Лейборист так прокомментировал свой поступок: «Я здесь из чувства солидарности с хазарейцами, которые подвергаются этническим чисткам в Белуджистане, в то время, как правительство Пакистана не проявляет никакого беспокойства».

Эти и другие демонстрации осуждали не только события в Пакистане, но и в других странах, где в настоящее время усиливается преследование шиитских общин. Прежде всего, речь идёт об Ираке, Индонезии, Бахрейне и Сирии. И если в Пакистане притесняемые шииты являются меньшинством, то, например, в Бахрейне именно они составляют большинство от всех адептов ислама, но, несмотря на это, испытывают притеснения со стороны суннитского меньшинства, к которому относятся и члены королевской семьи. В Сирии шииты наравне с остальными несуннитскими течениями с началом гражданской войны стали объектом нападок и атак радикальных исламистских террористических группировок, чья активность в стране резко возросла в этот период.

Что касается Индонезии, то правительство этой страны, подобно пакистанскому, относительно неплохо контролируя обстановку в административно-политическом центре и раскрывая террористические заговоры в Джакарте, далеко не всегда способно хотя бы отслеживать ситуацию на всех 17,5 тыс. островов. Следствием этого является рост активности в таких «слепых» зонах салафитов и разнообразных исламистских группировок, одним из главных лозунгов которых является «поход полумесяца» против всех, кто хотя бы немного не вписывается в их видение мира. Одними из первых в этом списке стоят шииты. Так, 28 августа 2012 г. подстрекаемая радикальным проповедником разъярённая толпа устроила расправу над двумя шиитами в провинции Сампанг на острове Мадура, обвинив убитых в распространении ереси. И это лишь один из инцидентов подобного рода.

В Ираке же совсем недавно, 17 января 2013 г., прогремела серия взрывов, направленных против шиитов, совершающих паломничества в города Самарра и Кербела. Самое серьёзное нападение имело место в 50 милях к северу от Багдада, где рядом с группой паломников взорвались 2 бомбы, заложенные в автомобили. По словам главы провинциального управления здравоохранения Салахуддина, Раеда Ибрагима, в результате теракта было убито 11 человек, более 60 человек получили ранения. За несколько часов до этого от взрыва заложенной в машине бомбы пострадал автобус с паломниками недалеко от города Кербела. Четыре человека погибли и 12 получили ранения. Преследуя шиитов в Ираке, экстремисты руководствуются не только религиозно-идеологическими, но и политическими мотивами, стремясь подорвать власть возглавляемого шиитами правительства страны.

Что касается реакции европейских мусульман на происходящее, то, кроме прочего, такая волна насилия в отношении шиитов побудила выпустить осуждающее заявление даже Мусульманский совет Великобритании. Частица «даже» здесь использована потому, что данный шаг можно считать нехарактерным для МСВ, обычно придерживающегося информационной политики, в рамках которой мусульмане позиционируются единым и всячески притесняемым сообществом, как в Европе, так и в остальном мире. Осуждение же геноцида шиитов автоматически означает и признание того, что в мировой исламской умме существует фундаментальный раскол, а притеснителями, угнетателями и убийцами мусульман зачастую являются сами мусульмане, а не только представители Запада, как это принято представлять в исламских СМИ и нередко в заявлениях и материалах самого МСВ. Конечно, всё это было известно и раньше. Однако, пожалуй, впервые за долгое время к этой ситуации оказалось приковано столь пристальное внимание мировой общественности.

«Мусульманский совет Великобритании сегодня осудил насилие на религиозной почве, затрагивающее ряд стран мусульманского мира. Оно было жестоко проиллюстрировано взрывами в пакистанском городе Кветта, в результате которых погибло около 120 мусульман, в основном принадлежащих к шиитской традиции», — говорится в заявлении МСВ. В нём также приводятся слова генерального секретаря совета Фарука Мурада: «Мы самым решительным образом осуждаем это ужасное насилие на религиозной почве, в рамках которого мусульмане выступают против мусульман. К сожалению, мы наблюдаем продолжающуюся эрозию таких ценностей ислама, как достоинство человеческой жизни и мусульманское единство. Сегодня эта эрозия проявляется в таких странах, как Сирия, Ирак, Бахрейн, Индонезия и Пакистан. Для этих зверств не может быть никаких оснований. Мы призываем виновных задуматься о жизни нашего любимого Пророка и немедленно прекратить насилие, преследования и убийства».

Кроме того, Мурад акцентировал внимание на том, что «в Соединённом Королевстве мусульманское сообщество отражает богатое разнообразие мусульманского мира, и, независимо от школы мысли или традиции, британские мусульмане собрались для общего блага, чтобы в это время глубокой трагедии за рубежом увеличить усилия по развитию диалога и сотрудничества между всеми общинами». Что ж, инициатива, безусловно, нужная и очень своевременная. Вот только её сводит на нет деструктивная активность британских исламистов. Среди прочего, они совсем недавно предприняли очередную попытку придать новый импульс  своему проекту по организации на улицах Лондона «зон под контролем шариата».

Данные последней переписи населения в Англии, проведённой в 2011 г., свидетельствуют о том, что в некоторых районах британской столицы, например, в Тауэр Хэмлетс, мусульмане в настоящее время составляют до 35% жителей, что, судя по всему, уже сегодня позволяет им чувствовать себя полновластными «хозяевами» территории. Шариатские патрули вырывают из рук у прохожих алкоголь и кричат на проходящих женщин, требуя одеваться в соответствии с нормами ислама. Всё это снимается на видео, а затем выкладывается на YouTube и тематические сайты. Способствует ли такое поведение развитию какого-либо диалога между кем бы то ни было? Вряд ли. Но, похоже, Мусульманский совет Великобритании это волнует не слишком, поскольку за последние годы он ни разу не уделял внимания этой проблеме, и, тем более, не выступал с осуждением подобных акций.

Но одно дело, когда речь идёт об атаках на немусульман-европейцев, которые в мировой умме зачастую лишь поощряются. И другое, когда в крупнейших странах мусульманского мира осуществляются целенаправленные убийства мусульман-шиитов. Однако, судя по отсутствию какой-либо вразумительной реакции, правительства Пакистана и Индонезии не очень беспокоит происходящее в их странах, где экстремистам позволено больше, чем многое. Между тем, многие исламистские группировки, как в Европе, так и в странах исламского мира, открыто называют отступниками от веры даже суннитов. Что же должно произойти, чтобы правительства позиционирующих себя мусульманскими стран, наконец, обратили внимание на такое явление, как экстремизм, искажающий саму суть ислама?

Любопытно, что на фоне происходящего в мусульманском мире массового преследования шиитов, именно в Европе сегодня можно найти примеры гармоничного сосуществования и взаимодействия представителей разных течений ислама. В частности, об этом на страницах британского издания «Гардиан» пишет мусульманка Сйима Аслам (Syima Aslam). Сйима выросла в Брэдфорде, где одними из самых близких друзей её суннитской семьи были шииты. Аслам также пишет о том, что когда в трудную минуту жизни задумалась о своей религии, то пришла к выводу, что хочет верить лишь в ислам, проповедовавшийся пророком, а не отождествлять себя с одним из многочисленных течений, появившихся после его смерти. Эта простая, но далеко не очевидная для многих современных мусульман мысль демонстрирует, насколько далеко сегодня отошли от учения пророка Мухаммеда экстремисты вроде боевиков из «Лашкар-и-Джангви», а также потворствующие террористам политики и те, кто им симпатизирует в Пакистане, Великобритании или где бы то ни было ещё.

52.25MB | MySQL:103 | 0,549sec