Размышления о причинах предоставления Оманом политического убежища семье М.Каддафи

25 марта с.г. мировые СМИ официально  сообщили о предоставлении Султанатом Оман политического убежища проживавшей в Алжире семье свергнутого ливийского лидера М.Каддафи, в числе которых супруга покойного – Сафийя Фаркаш, его дочка Аиша, двое сыновей: Мухаммед и Ганнибал,  а также внуки полковника. По тем же сообщениям стало известно, что Оман заблаговременно предупредил алжирскую и ливийскую стороны о готовности пойти на подобный шаг, получив в ответ «добро» как от Алжира, так и от Триполи.

В данном контексте возникает один очевидный вопрос: если для Алжира подобный шаг в какой-то степени может считаться «спасательным кругом» от нападок и критики со стороны противников свергнутого режима, то как подобный шаг будет воспринят ливийской «улицей», не отступившей от своих революционных требований, призывающих привлечь приспешников режима Каддафи к ответственности. В арабской прессе циркулирует информация о том, что глава ливийского правительства А.Зидан, пребывая с визитом в Алжире спустя несколько месяцев после падения режима Каддафи, проявил мягкость в вопросе выдачи членов семьи полковника ливийскому правосудию. Справедливости ради следует сказать, что первые сообщения о готовности Омана принять бежавших членов семьи Каддафи появилась еще в октябре прошлого года, хотя тогда речь шла лишь о женщинах и детях до 18 лет. Комментируя согласие Маската предоставить политическое убежище семье Каддафи, арабские СМИ в то время полностью исключали вероятность того, что Алжир согласится отпустить Мухаммеда и Ганнибала Каддафи в связи с резонансностью их дел. В октябре писали даже о том, что предложение Омана будет беглецами отклонено в пользу переезда из Алжира в ЮАР, учитывая давние узы дружбы, связывавшие М.Каддафи с южноафриканским президентом Дж.Зумой.

Комментируя свое решение, официальный Маскат отметил, что данный шаг был предпринят оманским руководством исключительно из человеческих побуждений. В этой связи, не совсем понятно, как ливийский премьер А.Зидан сможет объяснить жаждущей мести ливийской общественности свое согласие на беспрепятственный переезд в  Оман двух сыновей полковника, обвиняемых новым ливийским правительством в растрате государственных средств, коррупции и злоупотреблении властью.

Сообщается также о том, что, протянув руку помощи семье Каддафи, Оман официально запретил последним заниматься какой-либо политической или общественной деятельностью на территории султаната. Помнится,  подобное требование в свое время выдвинула Саудовская Аравия семье тунисского экс-президента З.Бен Али, бежавшей в Джидду (вскоре журналисты неоднократно видели супругу Бен Али в Дубае, объясняя это тем, что в Саудовской Аравии, по ее словам, плохой шоппинг!? Сам же З.Бен Али, судя по скудным сообщениям СМИ, остается на территории КСА).

Как нам кажется, для того, чтобы понять причины, побудившие Оман пойти на такой шаг, необходимо проанализировать историю оманско-ливийских отношений на ее современном этапе.

Как известно Султан Кабус (1940 г.р.) и покойный М.Каддафи (1940 или 1942 г.р.) были практически ровесниками, участвовавшими в свержении монархов (султан в 1970 г. сверг собственного отца, а М.Каддафи в 1969 – ливийского короля Идриса), становление единоличной власти на территории своих государств. Кроме того, обе страны в свое время поддержали С.Хусейна в агрессии против Кувейта. Другими словами, Оман явным образом выделялся на фоне своих «братьев» по ССАГПЗ в том, что касалось отношений с опальным М.Каддафи и его режимом. Исповедуя нейтральную и непритязательную внешнюю политику, Оману всегда эффективно и гладко удавалось обходить «острые углы» в непростых отношениях ССАГПЗ с Ливией. Одной из причин вражды М.Каддафи со странами Залива, в особенности с Саудовской Аравией и Кувейтом, принято считать то, что упомянутые государства предоставили политическое убежище бежавшим из Ливии внукам свергнутого в результате сентябрьской революции 1969 г. ливийского монарха.

Вместе с тем известно, что отношения между полковником и султаном в 1970 г. не заладились из-за того, что М.Каддафи, свергнув ливийского короля, в начале своей политической карьеры был полон энтузиазма перенести пламя революции на Аравийский полуостров, используя для этого любой подходящий случай. По некоторым данным, в том же 1970 г. режим М.Каддафи оказывал материально-техническую помощь оманским повстанцам из южной провинции Дофар, ведших борьбу против Кабуса. В итоге, для урегулирования противостояния султан предложил бунтарям перемирие путем предоставления их представителям влиятельных министерских портфелей. Кроме того, долгое время Оман и Ливия не имели дипломатических отношений. Подобная ситуация длилась вплоть до 2007 г., когда в Триполи была впервые открыта дипмиссия султаната, представленная на уровне посла.

Некоторые источники даже пишут о том, что в разгар вражды между Кабусом и Каддафи, последний отдал приказ ливийским СМИ писать имя оманского султана через заглавную ك  вместо гортанной ق ( что в переводе на русский язык означает «кошмар»-авт.).

Поговаривают также о том, что в 1974 г. 34-летний султан намеревался просить руки принцессы Альи – дочери иорданского монарха Хусейна, которой на тот момент было всего 18. Узнав об этом, М.Каддафи направил султану письмо, в котором предостерег последнего от «необдуманных шагов», поскольку полковник считал недопустимым для арабских лидеров родство с теми, кто идет на переговоры с «сионистским режимом». В итоге, по неизвестным до конца причинам, брак султана с иорданской принцессой так и не состоялся. Вместо Кабуса принцесса была сосватана наследнику бахрейнского престола (ныне король Бахрейна) шейху Х.Аль-Халифе, с которым, впрочем, она также не сочлась узами брака.

Наиболее эпохальным событием, повернувшим вспять оманско-ливийские отношения, стал официальный визит султана Кабуса в Триполи в августе 2008 года. Тогда оманский монарх прибыл в ливийскую столицу на собственном корабле вместе с многочисленной правительственной делегацией. В Триполи Кабусу был оказан поистине королевский прием в знак теплой дружбы между лидерами обоих государств. Визит Кабуса в Ливию в 2008 году имел особое символическое значение, поскольку им был ознаменован конец натянутости дипломатических отношений между двумя странами (до этого Кабус лишь однажды посещал Триполи в далеком 1972 году). По результатам визита 2008 года стало известно о том, что делегации Омана и Ливии договорились об активизации сотрудничества в нефтегазовой сфере, создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, формировании совместной комиссии по вопросам инвестиций. Писалось также о том, что, арабское морское турне Кабуса (Ливия, Египет, Иордания, Катар) в 2008 г. имело целью помирить Каддафи с арабскими лидерами, с которыми полковник имел многолетние конфликты.

Исходя из этого, становится понятным, почему именно Султанат Оман стал пристанищем для уцелевших от преследований родственников М.Каддафи. В этой связи интересно предположить, каковой окажется реакция Саудовской Аравии и лично короля Абдаллы на оманскую инициативу приютить семью Каддафи, с которым у саудовского монарха, мягко говоря, были не самые теплые отношения. Второе – не приведут ли подобные действия к дальнейшей поляризации султаната и его отдаления от общих внешнеполитических векторов стран ССАГПЗ. Очевидным является лишь то, что Оман продолжает вести суверенную, мало зависящую от мнения соседей внешнюю политику, демонстрируя пример способности четко разграничивать собственные приоритеты от конъюнктурных интересов ведущих региональных игроков.

62.84MB | MySQL:102 | 0,648sec