Пакистан: кто победит на выборах, представляя свою экономическую программу?

Сложная ситуация в экономике Пакистана в последние годы обусловливает необходимость принятия будущим пакистанским руководством конкретных мер для нормализации положения в национальном хозяйстве страны. При этом основные болезни экономики хорошо известны, равно как известны и методы борьбы с ними. В настоящее время среди наиболее серьезных препятствий на пути поступательного экономического развития стоят проблемы в энергетическом секторе (постоянная острая нехватка электроэнергии, результатом чего является веерное отключение энергопотребителей как на бытовом уровне, так и во всех отраслях национального хозяйства)[i], слабая собираемость налогов в результате массовых уклонений от налогообложения[ii], коррумпированность бюрократического аппарата (по оценке международной организации “Transparency International” Пакистан по степени коррумпированности находится на 139-м месте среди 176 стран мира, уступая при этом Ирану и России /делят 133-е место/, Индии /94-е место/, Шри Ланке и Китаю /делят 80-е место/, Турции /49-е место/; а первые 3 места как наименее коррумпированные государства занимают Дания, Финляндия, Новая Зеландия; лишь Бангладеш и особенно Афганистан как страны региона опережают Пакистан по уровню распространенности коррупции – находятся соответственно на 144 и 174 местах),[iii] постоянные декларации о необходимости проведения преобразований в аграрном секторе, в первую очередь аграрной реформы (при одновременном отсутствии каких-либо реальных действий в этом направлении), необходимость проведения целенаправленной политики во внешнем секторе экономики (в первую очередь во внешней торговле), а не шатание из стороны в сторону, рост неравенства в распределении доходов, увеличение безработицы и неполной занятости и др.

Непростое положение в экономике страны давало реальную возможность оппозиции, в первую очередь Пакистанской мусульманской лиге Наваз Шарифа — ПМЛ(Н) (Pakistan Muslim League-N) — постоянно подвергать критике как правительство Пакистана, так и находившуюся у власти Пакистанскую народную партию – ПНП (Pakistan People’s Party). Действительно, в последние годы темпы экономического роста неизменно оказывались меньше запланированных – в 2011/12 финансовом году, например, этот показатель составил (в соответствии с официальным изданием “Pakistan Economic Survey 2011-12”) 3.7% по сравнению с планом в размере 4.2%; в текущем финансовом году, завершающемся 30 июня 2013 г., темпы роста ВВП не достигнут запланированных 4.3%, а будут (как полагают эксперты МВФ) на уровне 3.5%.[iv] (Заметим попутно, что нападкам подвергался и режим Первеза Мушаррафа, находившийся у власти в 1999-2008 гг., в частности, его экономическая политика, хотя в тот период темпы экономического роста достигали необычайно высокого уровня – в среднем 5.8% в год).[v]

Следует заметить, что наибольшее внимание перспективному экономическому развитию Пакистана уделено в Программе ПМЛ(Н), причем этот вопрос находится на первом месте в указанном документе. Большое внимание уделено как общим проблемам, существующим в национальном хозяйстве страны, так и детальному анализу причин, обусловивших их наличие и обострение. Однако внимательное чтение предвыборной программы свидетельствует, что кроме общих слов нет практически никаких указаний на конкретные способы/пути выхода экономики страны из сложного (если не сказать более того – кризисного) состояния. Общая констатация существования тяжелого энергетического кризиса, упреки в адрес Пакистанской народной партии, не сумевшей вовремя предотвратить скатывание экономики в пропасть, существенное замедление темпов экономического роста, невнимание бывшего руководства страны к развитию госсектора и сельского хозяйства (в частности, нереализованные возможности проведения аграрной реформы) и многое другое – вот и все, что детально прописано в Манифесте (как его обозначил лидер ПМЛ Наваз Шариф) партии.[vi]

Резкой критике подверглась стратегия бывшего руководства страны в отношении развития аграрной сферы, в особенности невнимание к обеспечению продовольственной безопасности страны. Здесь на первый план вышел в своей постоянной критике один из видных членов ПМЛ(Н) Сартадж Азиз, занимавший некогда посты министра финансов, иностранных дел, продовольствия. В своих обвинениях, что также нашло свое отражение в Программе партии, он подчеркивал, что сложное положение в основной отрасли страны – сельском хозяйстве – привело, в конечном итоге, к росту численности населения страны, живущего ниже порога бедности, а именно: в начале 2013 г. таковых он насчитал 43%[vii] (порогом бедности в Пакистане считается ежедневный доход ниже 1.25 долл.; курс рупии по отношению к доллару США составлял на 1 апреля 2013 г. – 1 долл.=99 пакистанских рупий). Однако по мнению экспертов пакистанского Научно-исследовательского центра им. Махбуб-уль-Хака, численность населения страны, живущего ниже черты бедности, составляла в 2012 г. 29% от всего населения Пакистана в размере почти 200 млн человек.[viii]

С нашей точки зрения, в случае победы на выборах Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шарифа (а это пока что наиболее реальный вариант развития событий, хотя прогнозирование итогов выборов в Пакистане – дело крайне неблагодарное, поскольку здесь возможны любые повороты, вплоть до триумфального прихода в парламент бывшего президента Пакистана Первеза Мушаррафа) не следует ожидать кардинальных изменений в экономике страны, в частности, существенных преобразований в национальном хозяйстве. Экономическая политика будет носить в целом тот же характер, что и во время правления Пакистанской народной партии. Естественно, что немало внимания в Программе ПМЛ(Н) уделено на словах и социальной сфере, в частности, неоправданно низкому уровню расходов на образование и здравоохранение. В этом направлении указанная партия также обещает, в случае победы, провести определенные изменения, в первую очередь повысить затраты на социальную сферу как абсолютно (размеры расходов в госбюджете в рупиях), так и относительно, т.е. рост отношения этого вида затрат к ВВП.

Программа Пакистанской народной партии в экономической части практически не отличается от аналогичной программы ПМЛ(Н); впрочем, и в политической части различий тоже почти нет. Это повышение роста экономики (примерно до 4.5% в среднем в год), усиление борьбы с кризисом в энергетическом секторе, а также с массовыми уклонениями от уплаты налогов, большее внимание к социальной сфере и т.д. При чтении этих и подобных положений возникает резонный вопрос – а что же делало руководство страны, состоявшее после парламентских и президентских выборов соответственно в феврале и сентябре 2008 г. преимущественно из членов ПНП, в сфере экономики все эти 5 лет? Неудивительно, что независимые пакистанские эксперты и международные наблюдатели высказывают определенные сомнения в возможности однозначной победы ПНП на предстоящих выборах, хотя и делают это с некоторой осторожностью, учитывая специфику пакистанской политической жизни.

С особым сарказмом наблюдатели говорят о якобы борьбе бывшего правительства с массовой неуплатой налогов, приводя при этом такие данные – бывший премьер министр Пакистана Раджа Первез Ашраф уплатил в виде налогов в 2012 г. 107 тыс. рупий с общего формального дохода в размере 1.9 млн рупий, хотя реальный его доход был, по мнению ряда пакистанских журналистов, как минимум в 10 раз выше. Бывший министр федерального правительства Сайед Навид Камар уплатил налоги в размере 94 тыс. рупий, получив общий доход в 2012 г. в 4 млн рупий, что никак не может соответствовать его реальным доходам, учитывая его статус как одного из крупнейших землевладельцев в Пакистане. А бывший вице-спикер в Национальной Ассамблее от ПНП и не скрывал, что из своих доходов в 2012 г. в размере 942 млн рупий он уплатил в виде налогов лишь 80 тыс. рупий.[ix]

Еще одна массовая политическая партия – Партия справедливости Пакистана (Pakistan Tehreek-e-Insaf’s) – создана бывшим капитаном команды по крикету Имран Ханом и имеет некоторые шансы на победу, но меньшие, нежели указанные выше ПМЛ(Н) и ПНП. Эта партия делает ставку преимущественно на молодое поколение Пакистана; анализ возрастного состава населения этой страны показывает, что примерно 45% населения Пакистана – это люди в возрасте от 15 до 40 лет[x], которые просто бредят крикетом и видят в Имран Хане своего единственного кумира; именно за него намерена голосовать бóльшая часть пакистанцев в этой возрастной группе.

В своем предвыборном Манифесте лидер этой партии заявил, что он «приложит все силы, чтобы в стране не было коррупции во многих сферах экономической и общественной жизни, а также кумовства, чтобы рабочие получали справедливую зарплату и пенсии».[xi] Он заявил также, что будет всецело отстаивать экономические и политические права соотечественников, проживающих за пределами Пакистана. Кроме того, он пообещал внимательно обсуждать каждую статью военного бюджета в парламенте, прежде, чем принимать весь госбюджет в комплексе, а также всенародно обсуждать дорогостоящие объекты строительства, в первую очередь в производственной инфраструктуре (плотины, дамбы и т.п.).[xii]

Однако даже те представители СМИ, которые позитивно освещают предвыборную кампанию Имран Хана, вынуждены констатировать голословность его предвыборных заявлений, подчеркивая, что «между обещаниями лидера Партии справедливости и их реального воплощения в жизнь лежит большая пропасть».[xiii] При этом обозреватели подчеркивали, что, если в провинциях Белуджистан и Хайбер Пахтунхва его позиции довольны сильны, то в Синде и особенно в Панджабе Имран Хан едва ли наберет много голосов; там предпочтение будет однозначно отдаваться соответственно ПНП и ПМЛ(Н). Общие его декларации о желании следовать малазийской концепции развития экономики никак не были подкреплены разъяснениями о конкретных будущих шагах в этом направлении, равно, как было высказано общее желание реформировать существующую структуру госсектора и повысить эффективность работы госпредприятий без детализации путей достижения позитивных результатов на этих направлениях. Аналогично было высказано им обещание ввести наконец подоходный сельскохозяйственный налог без какого-либо упоминания о путях его введения или налоговых ставках. Все это свидетельствует о том, что Имран Хан пока что слабо представляет себе, каким может быть реформирование в перспективе пакистанской экономики, как бороться с застарелыми ее болезнями (энергетический кризис, например).

В целом, предвыборные платформы рассмотренных выше трех партий практически мало чем отличаются друг от друга как в экономической, так и политической сфере. Недалеко ушли в этом отношении от них и некоторые другие партии, занимающие не столь видное место в политической жизни Пакистана, такие как Объединенное народное движение (Muttahida Qaumi Movement), Народная национальная партия (Awami National Party), исламистские партии типа Джамиат-и-улема ислам и др.

Обращает на себя внимание то, что все политические партии стремились избежать, например, обещаний по принятию мер, направленных на привлечение в страну иностранных инвестиций, что напрямую способствовало бы ускоренному экономическому росту. Однако вполне понятно, что в условиях разгула терроризма и экстремизма в Пакистане иностранный капитал стремится в первую очередь к вывозу финансовых ресурсов и прибылей из страны, а не к расширению там своих производств. Так, иностранные прямые инвестиции в 2011/12 финансовом году составили лишь 813 млн долл. и имели тенденцию к сокращению по сравнению с предыдущими годами, в то время как Пакистану для нормального функционирования экономики необходимы (по мнению экспертов АзБР) ежегодные инвестиции из-за рубежа в размере не менее 5 млрд. долл.[xiv]

С нашей точки зрения на выборах единолично не одержит победу ни одна политическая партия, и скорее всего будет сформировано коалиционное правительство. Вопрос будет заключаться в первую очередь в том, какое количество мест в парламенте, и какие портфели в правительстве получат представители той или иной партии.

 


[i]  Khaleeq Kiani. Electricity shortfall getting out of control. // «Dawn». (Karachi), 3.04.2013. По мнению экспертов Азиатского банка развития, нехватка электроэнергии в Пакистане снижает рост ВВП как минимум на 2% ежегодно. — Imran Ali Kundi. Power outages to cut economic growth: ADB // The Nation. 10.04.2013.

[ii] Sajid Chaudhry. Federal government revenues amount to Rs 884 billion, while expenditures Rs 1.540 trillion. // «Daily Times». 27.01.2013.

[iii] Transparency International, 2012. The Corruption Perceptions Index 2012. // www.transparency.org.ru

[iv] Pakistan Economic Survey 2011-2012. Government of Pakistan, Islamabad, 2012, Executive Summary, p. i-ix. См. также: С.Н.Каменев. Экономика Пакистана в 2012 г. // www.ivran.ru. 22.10.2012.

[v] Исчислено по: Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan, Islamabad, 2011, Statistical Appendix, p. 9.

[vi] Dr. Kamal Monnoo. Economic manifestos! // The Nation. 27.03.2013.

[vii]            Ahmad Fraz Khan. PML-N’s strategy for food security. // Economic & Business Review. 8.04.2013.

[viii]            Nasir Jamal. How to come out of poverty trap? // Economic & Business Review. 24.09.2012.

[ix] Tanveer Ahmed. Ex-PM Raja paid only Rs 107,247 in tax in 2012. // Daily Times. 12.04.2013.

[x] Исчислено по: Pakistan Economic Survey 2011-2012. Government of Pakistan, Islamabad, 2012, p.163.

[xi] Babar Dogar & Faizan Bangash. Imran stages comeback, makes six promises. // The News. 24.04.2013.

[xii]            PTI’s manifesto. // The Nation. 11.04.2013.

[xiii]            Ibid.

[xiv]            Dilawar Hussain. Foreign investment: perception and reality. // Economic & Business Review. 6.08.2012. Wasim Iqbal. New Investment Policy Framework: $5.5bn gross FDI yearly target set. // Business Recorder. 3.02.2013.

52.32MB | MySQL:103 | 0,566sec