Ситуация в Марокко: апрель 2013 г.

Начавшийся 3 апреля государственный визит президента Франции Франсуа Олланда в Марокко стал, пожалуй, главным событием месяца в королевстве. С этим визитом связывали большие ожидания всевозможные правозащитники. Как полагала, в частности, международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» накануне поездки Олланда, в ходе пребывания в Рабате тот должен будет побудить власти королевства углубить демократические реформы и гарантировать уважение прав человека.

Как утверждалось в коммюнике организации, распространенном 2 апреля, «гарантии уважения прав человека, формально записанные в конституции, принятой в Марокко в 2011 году на волне «арабской весны», до сих пор не вписаны в марокканское законодательство, равно как они не соблюдаются на практике марокканским правительством».

Авторы коммюнике полагали, что как первый экономический партнер Марокко и «главный источник помощи, Франция может сыграть позитивную роль, указав /марокканским властям/ на продолжающиеся злоупотребления и способствуя реформам». Что касается «злоупотреблений», то в документе были названы «пытки заключенных, использование военных трибуналов для рассмотрения дел гражданских лиц, подавление права на свободу выражения мнений, а также использование детского труда в качестве прислуги».

Накануне визита Олланда в Марокко сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО призвал Францию «пересмотреть ее позицию» относительно Западной Сахары, поскольку эта позиция, считает он, «не отвечает интересам Парижа». «Никогда не поздно /для Франции/ пересмотреть ее позицию, которая расценивается сегодня как препятствие, не отвечающее интересам Парижа, если он выступает за мир и справедливость», — утверждалось в открытом письме лидера Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммеда Абдельазиза, опубликованном в алжирской газете «Аль-Ватан». «Позиция, которую занимает Франция /по западносахарской проблеме/, нас откровенно удивила и разочаровала», — отметил М.Абдельазиз. Он потребовал от Парижа поддержать позицию сепаратистов, выступающих за проведение референдума под эгидой ООН относительно самоопределения сахарских провинций. «Если референдум подтвердит приверженность сахарцев марокканской принадлежности этих провинций, Фронт ПОЛИСАРИО будет уважать выбор народа», — утверждал М.Абдельазиз.

Рабат в настоящее время выступает категорически против идеи проведения референдума. В свою очередь он предлагает сахарским провинциям самую широкую автономию в составе Марокко. Париж традиционно поддерживал марокканскую позицию по проблеме западносахарского урегулирования.

Также накануне визита Ф.Олланда в Марокко организация «Репортеры без границ» /РБГ/ направила ему письмо с тем, чтобы «привлечь его внимание к ситуации со свободой прессы» в королевстве. В письме подчеркивается, что РБГ «никоим образом не покушается на суверенитет Марокко», однако «поскольку Франция считает уважение прав человека одним из принципов ее внешней политики, нам представляется важным, чтобы в ходе визита был затронут вопрос свободы информации». В частности, РБГ указали на существование известных «красных линий», которые не может переступать пресса – ей традиционно запрещено критиковать монарха, затрагивать темя ислама и марокканской принадлежности Западной Сахары. Они предлагают, что бы в Марокко был создан «независимый и прозрачный механизм» предоставления журналистских удостоверений и аккредитаций для марокканских и иностранных журналистов. «Их предоставление или изъятие не должно быть зависимым от политических решений», — полагают в РБГ.

Сам визит Ф.Олланда, как и ожидалось, проходил по старому известному принципу: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Так, президент Франции в выступлении перед марокканскими парламентариями приветствовал «решительные шаги», которые Марокко делает «ежедневно» по направлению к демократии. По его оценке, королевство самоутверждается, как «страна стабильности». «Франция верит в Марокко, — утверждал он. — Ваша страна каждый день делает решительные шаги в сторону демократии». Ф.Олланд тут же признал, что «существует повсеместное нетерпение /перемен/, но я знаю, что у вас есть воля реализовать все то, что вы обещали марокканцам».

Говоря о западносахарской проблеме, Ф.Олланд указал на «необходимость» ее решения путем переговоров. Он вновь подтвердил позицию Франции в поддержку марокканского плана автономии. По его оценке, «кризис в Сахеле делает еще более необходимым решение этого конфликта».

10 апреля западносахарская тематика вновь прозвучала в ходе состоявшейся в Фесе встречи между королем Марокко Мохаммедом VI и специальным представителем генерального секретаря ООН по Западной Сахаре Кристофером Россом, у которого явно не сложились отношения с Марокко. Напомним: в мае 2012г. Рабат заявил о недоверии  Россу, однако затем по-тихому дезавуировал это заявление. В ходе переговоров король упомянул «осложнение ситуации в плане безопасности» в Сахеле. Ему было от чего беспокоиться. Как заявил двумя днями ранее генсек ООН Пан Ги Мун, «рост нестабильности в Сахеле и вокруг него может привести к тому, что боевые действия в Мали могут сказаться на безопасности соседних стран и способствовать радикализации умов в лагерях сахарских беженцев».

В ходе переговоров с К.Россом король утверждал, что марокканский план /автономии/ представляет собой «открытое и дееспособное решение». «Другие стороны должны продемонстрировать дух компромисса и аналогичной открытости», — сказал он.

Только накануне заседания Совета Безопасности ООН относительно продления мандата Миссии ООН в Западной Сахаре /МИНУРСО/ Рабат и Вашингтон достигли компромисса относительно проекта резолюции Совбеза на этот счет, в первоначальном варианте которого, подготовленном Соединенными Штатами, содержалась идея включить вопрос слежения за соблюдением прав человека в сахарских провинциях на МИНУРСО, как это сделано в мандатах подавляющего большинства аналогичных миссий ООН. Понятно, что подобная редакция проекта резолюции никак не устраивала Рабат. По всей видимости, в результате его усилий в тексте документа упоминалась лишь «необходимость /для МИНУРСО/ поощрять уважение прав человека», без включения этой функции в мандат Миссии.

Рабат «категорически» отверг первый текст, который, по его оценке, был призван «лишить смысла мандат МИНУРСО». Чтобы усилить свою позицию, он отложил на неопределенный срок совместные мароккано-американские учения, в которых должны были принять участие 900 марокканских солдат и 1400 американских.

Именно в американской версии Совбез ООН принял 25 апреля резолюцию, которая продлила мандат МИНУРСО до 30 апреля 2014 г.

26 апреля в столице сахарских провинций городе Эль-Аюн прошла манифестация сторонников их независимости. Она вылилась в столкновения с силами полиции, в результате которых ранения получили до 40 человек, в том числе 8 полицейских. По имеющимся данным, в шествии приняли участие всего до 200 человек, поэтому количество пострадавших показывает, насколько ожесточенными были столкновения. Применение силы власти Эль-Аюна объяснили тем, что эта манифестация не была разрешена. Со своей стороны правозащитная организация «Международная амнистия» утверждала, что шествие проходило в полном спокойствии до тех пор, пока полиция не прибегла к «чрезмерному использованию силы».

На манифестацию в Эль-Аюне тут же отреагировала Франция подтвердив свою «приверженность праву мирного выражения своих требований». Кому адресовались эти слова – понять трудно.

В течение апреля правительство Марокко, возглавляемое представителем исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, подвергалось резкой критике как со стороны левых, так и со стороны других исламистских организаций. Один из поводов для критики – столкнувшись в 2012г. с замедлением экономического роста и нехваткой средств для поддержания низких цен на товары первой необходимости, власти урезали бюджет на 15 млрд дирхамов /1,2 млрд евро/, что, по оценке оппонентов ПСР из Социалистического союза народных сил «угрожает социальной стабильности и еще больше замедляет рост экономики». Это решение было подвергнуто критике и со стороны партнеров ПСР по правительственной коалиции.

Со своей стороны исламисты из считающегося наиболее влиятельным в Марокко движения «Аль-Адль валь-Ихсан» /«Справедливость и благочестие»/ считают, что в условиях монархии ПСР не осуществляет реальную власть в стране, поскольку министры правительства являют собой «лишь видимую часть фасада». Сделавший это заявление Фатхалла Арсалан, занимающий второе место в иерархии «Аль-Адль», признал, что экономическая и социальная ситуация в стране «ухудшается день ото дня». «Общество изменилось. Становится все больше людей, которые имеют дипломы об образовании, хорошую подготовку, но которые не имеют ни работы, ни дома, ни перспектив. Если эта молодежь взорвется, никто не сможет ее остановить», — предупредил он. По его словам, «Аль-Адль» предупредило ПСР о надвигающейся угрозе, но это предупреждение не было услышано.

Говоря о перспективах «Аль-Адль», Ф.Арсалан сказал, что «мы – движение, которое могло бы трансформироваться в политическую партию, однако государство нам это запрещает».

Главное отличие между ПСР и «Аль-Адль» — первая признает статус монарха как верховного предводителя верующих, в то время как второе – игнорирует этот статус короля.

В целом, по итогам апреля складывалось впечатление, что в Марокко грядут перемены. ПСР, оказавшись формально у власти, так и не получила реальных механизмов управления делами в стране, которые остались у дворца. Что будет делать в сложившихся условиях последний? У него есть несколько опций. Какая из них будет выбрана – покажет ближайшее будущее.

52.49MB | MySQL:106 | 0,740sec