Израиль: борьба с монополиями и профсоюзами за «Открытое небо» и частные морские порты

Израильская объединенная федерация профсоюзов «Гистадрут» (Федерация труда) основана в декабре 1920 г. в Хайфе как еврейский профсоюз, обеспечивающий пособия по безработице, по болезни и прочее. За годы существования Израиля Гистадрут превратился в одно из самых влиятельных учреждений страны. Помимо исполнения роли профсоюза, он также стал владельцем многих предприятий и самым крупным работодателем в стране, образовав целый сектор экономики. Через свое экономическое крыло «Хеврат ха-Овдим» («Общество трудящихся») Гистадрут управляет рядом предприятий, включая крупнейшие в стране промышленные конгломераты и самый большой банк «Апоалим».

В 1983 г. Гистадрут объединял 1,6 млн человек, что составляло одну треть населения Израиля и около 85% всего экономически активного населения страны. В связи с либерализацией израильской экономики роль Гистадрута в 1980-е годы снизилась, но он продолжает играть важную роль в стране. Сегодня профсоюзные комитеты Израиля представляют мощную политическую силу. И хотя они продолжают отстаивать интересы трудящихся, правда, в основном лишь государственных служащих и «рабочей аристократии», они давно уже стали тормозом экономического развития страны.

Единственный минус такой защиты интересов трудящихся заключается в том, что отраслевые профсоюзные комитеты не терпят ни какой конкуренции в своей отрасли, выступают против модернизации и приватизации предприятий, идут на открытую конфронтацию с правительством, лишь бы сохранить свою монополию в отрасли. Именно подобное отношение привело к тому, что большинство государственных предприятий в таких областях, как энергетика, транспорт, связь, с мощными профсоюзными комитетами давно стали убыточными хозяйствами. К ним можно отнести государственную электрическую компанию «Хеврат Хашмаль», управление портов, железные дороги и ряд других.

После трехлетних переговоров, в июле 2012 г., Израиль и Европейский союз подписали базовый документ соглашения «Открытое небо». Министр транспорта Исраэль Кац заявил по этому поводу, что новый договор превратит Израиль в неотъемлемую часть Евросоюза. По словам министра, подписание договора не только приведет к увеличению потока туристов, прибывающих в Израиль, но и создаст тысячи дополнительных рабочих мест. Он также отметил, что после вступления соглашения в силу ожидается существенное увеличение количества авиарейсов, а также значительное снижение цен на авиабилеты.

Как сообщалось на тот момент, после завершения необходимых юридических и административных процедур соглашение будет передано на утверждение правительства Израиля. Ожидалось, что соглашение будет подписано до конца прошлого года. Однако в декабре 2012 г. министр транспорта Исраэль Кац не прибыл в Брюссель, где должна была состояться официальная церемония утверждения соглашения, под предлогом «невозможности утверждения столь важного документа в предвыборный период».

В конце апреля 2013 г. было объявлено, что правительство Израиля наконец-то готово утвердить соглашение «Открытое небо». Однако настоящей причиной затягивания подписания договора израильские СМИ называли не «предвыборный период», а позицию израильских авиаперевозчиков и их профсоюзных комитетов, требующих от правительства оплаты расходов на обеспечение безопасности и опасающихся открытой конкуренции с европейскими компаниями.

21 апреля, в преддверии голосования в правительстве, рабочие комитеты авиакомпаний El Al, Arkia и Israir начали всеобщую забастовку. Уведомление о проведении забастовки было передано в СМИ Всеобщей федерацией профсоюзов «Гистадрут». Как отмечается в сообщении, по мнению Гистадрута утверждение соглашения «Открытое небо» будет означать увольнение десятков тысяч сотрудников израильских авиакомпаний. В заявлении говорится, что утверждение соглашения, принимаемого в угоду иностранным авиакомпаниям, нанесет ущерб тысячам израильских семей. О том, сколько людей могут пострадать от забастовки, в уведомлении для прессы ничего не говорится.

Однако, несмотря на угрозу всеобщей забастовки, глава правительства Биньямин Нетаньяху сдержал свое обещание, данное руководству ЕС, о том, что соглашение будет утверждено вскоре после формирования нового кабинета министров. В итоге, несмотря на забастовку, в ходе заседания правительства соглашение «Открытое небо» поддержали 16 министров. Трое — представители НДИ: министр внутренней безопасности Ицхак Аронович и министр абсорбции Софа Ландвер, а также министр экологии Амир Перец из «А-Тнуа» (бывший председатель Гистадрута), проголосовали против. Сторонники соглашения заявляют, что оно приведет к росту конкуренции на рынке авиаперевозок и снижению цен на билеты. Противники отмечают, что израильские компании тратят значительные суммы на обеспечение безопасности и поэтому не могут конкурировать с иностранными авиаперевозчиками.

По итогам голосования Гистадрут заявил, что 23 апреля с 5 часов начнется «забастовка солидарности Управления аэропортов». По предварительным данным, мероприятие должно было нарушить  работу Международного аэропорта Бен-Гурион, повлечь за собой сбои в расписании полетов и продлиться от четырех до шести часов. Председатель Гистадрута Офер Эйни заявил, комментируя решение о расширении забастовочных санкций, что призывает министра финансов Яира Лапида и министра транспорта Исраэля Каца найти компромисс «для спасения израильских авиакомпаний».

Генеральный директор El AL Элиэзер Шкеди в связи с принятием правительством соглашения «Открытое небо» заявил: «Правительство Израиля приняло тяжелое решение, лишающее израильские авиакомпании равных условий конкуренции. Соглашение «Открытое небо», подготовленное министром транспорта и утвержденное правительством, ослабит отечественные авиакомпании по сравнению с зарубежными. Этим решением правительство Израиля доказывает, что не считает нужным существование сильной отечественной авиации, которая в чрезвычайных ситуациях является единственной воздушной связью нашей страны с миром».

В преддверии забастовки 21 апреля Объединение промышленников обратилось в Суд по трудовым конфликтам с требованием обязать работников израильских авиакомпаний не бастовать. Промышленники также призвали суд обязать Управление аэропортов не проводить «забастовку солидарности» 23 апреля. Истцы просили провести срочное заседание с участием председателя Гистадрута Офера Эйни, министра финансов Яира Лапида и министра транспорта Исраэля Каца с целью положить конец забастовке авиакомпаний.

В итоге после встреч с представителями профсоюзных комитетов Министерство финансов сообщило, что достигло соглашения с авиакомпанией El AL и окажет ей помощь в оплате расходов на обеспечение безопасности. Авиакомпании прекратили забастовку после того, как Министерство финансов подписало с El AL соглашение о субсидировании 97,5% расходов на соответствие стандартам по безопасности. В настоящее время государство оплачивало 60% расходов, а в рамках договора «Открытое небо» выразило готовность взять на себя 80% расходов, но авиакомпании заявили, что этого недостаточно.

После прекращения забастовки авиакомпании начали выполнять международные и внутренние рейсы, но на восстановление расписания ушло несколько часов. Генеральный директор авиакомпании El AL Элиэзер Шкеди сказал, комментируя соглашение, что Минфин проявил положительное отношение в вопросе о расходах на безопасность, и выразил надежду на такое же отношение в других спорных вопросах.

Выполнение соглашения «Открытое небо», которое снимает ограничения на работу израильских авиакомпаний в Европе и европейских авиакомпаний в Израиле, должно было начаться через несколько месяцев после его подписания. Предполагалось, что реформа будет проводиться поэтапно в течение пяти лет, что позволит израильским авиакомпаниям приспособиться к изменениям. В рамках поэтапного осуществления соглашения ежегодно планировалось добавлять семь авиарейсов в неделю в страны Евросоюза.

Вступление соглашения в силу, по оценкам правительства Израиля, должно привести к увеличению пассажиропотока и снижению цен на регулярное авиасообщение между Израилем и странами ЕС. Одновременно с постепенным снятием ограничений Израиль должен будет, согласно взятым на себя обязательствам, изменить стандарты в ряде сфер, включая безопасность полетов, права потребителей, экологию, экономическую регуляцию и т.д.

Израиль — одна из первых стран, подписавших соглашение «Открытое небо» с ЕС. Ранее схожие соглашения подписали Иордания, Марокко, Грузия, Молдова и ряд бывших югославских республик, не входящих в Евросоюз. ЕС ведет также переговоры с Ливаном и Украиной.

На днях, выступая в Кнессете, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отметил, что «после революции в мобильной связи и подписания соглашения со странами ЕС «Открытое небо», за которым последует снижение тарифов на авиаперевозки, израильтян ждут реформы, направленной на снижение цен на автомобили, глобальной реформы, касающейся морских портов Израиля, и, как следствие этого, снижения цен на ряд товаров».

Реформа морских портов направлена на создание конкуренции, что, по мнению местных специалистов, приведет к снижению тарифов на импорт товаров и, как следствие, стоимости жизни в Израиле. Программа реформы включает подготовку и утверждение проекта по созданию новых портов Комитетом по планированию, финансовую подготовку реализации проекта и публикацию международного тендера. Право на эксплуатацию порта получит частный концессионер.

Последние несколько лет Минтранс Израиля работал над программой по проведению реформы, направленной на усиление конкуренции среди морских портов Израиля, с помощью создания дополнительных глубоководных портов в Хайфе и Ашдоде. И здесь опять основным камнем преткновения было противостояние профсоюзных комитетов портовых работников и Министерства транспорта.

И хотя морской порт — государственное предприятие, зарплаты там одни из максимальных в стране. На выплату заработной платы работнику Хайфского порта государство тратит в среднем примерно 38 тыс. шекелей, работнику Ашдодского порта — примерно 37 тыс. шекелей. И это при среднестатистической зарплате по стране 7,5 тыс. шекелей. Защищенным профсоюзным соглашением о статусе «постоянного работника», высокими зарплатами и различными льготами, а главное, не имеющим никакой конкуренции в отрасли, профсоюзным комитетам портов есть что терять в случае создания альтернативных частных морских портов.

В то же время в отчете Антимонопольного управления, составленном по результатам опроса менеджеров частных компаний, пользующихся израильскими портовыми услугами, говорится, что выработка морских портов страны на 30% меньше, чем в среднем в мире. В отчете рекомендуется усилить конкуренцию между портами и отмечается, что ущерб, который наносится израильскому хозяйству от непроизводительности израильских портов, составляет примерно 5 млрд шекелей ежегодно. Эта цифра включает сумму прямого ущерба, а также косвенные убытки, которые несут государственные и частные компании.

19 мая с.г. министр транспорта встретился с гендиректором ХАНИ (Компании морских портов Израиля). В ходе встречи было принято решение завершить подготовку реформы, которая в том числе поможет преодолеть негативные последствия забастовочных акций в существующих портах. Премьер-министр Израиля Б. Нетаниягу пообещал Минтрансу обеспечить полную поддержку в данном вопросе.

Министр транспорта Исраэль Кац принял решение о том, что переговоры с работниками морских портов будут вестись только после публикации тендеров и только относительно вопросов модернизации и прав сотрудников морских портов. Тема открытия новых портов не подлежит обсуждению. Министр транспорта Исраэль Кац: «Я принял решение положить конец ситуации, в которой воинственно настроенные рабочие комитеты используют данную им власть, получая привилегии за счет всей общественности».

Решение о строительстве частного порта равно для Гистадрута объявлению войны. Рабочие комитеты портов Хайфы и Ашдода являются одними из наиболее влиятельных игроков в объединении профсоюзов — как по численности, так и по их значению для лидеров Гистадрута: закрытие морских ворот Израиля или угроза такого шага зачастую служат решающим фактором в спорах рабочих комитетов с правительством.

В правительстве понимают, что работники существующих портов в этих городах воспротивятся этому шагу и что надо быть готовым к возможным забастовкам. Поэтому было принято оперативное решение завершить подготовку реформы в сфере морских портов и подготовиться на случай забастовки работников портов. В случае ухудшения ситуации или длительной забастовки работников портов правительство проведет в срочном порядке закон, запрещающий забастовки компаниям и учреждениям, предоставляющим жизненно необходимые услуги, в том числе морским портам.

Наряду с этим Минтранс разработал предварительную программу в связи с возможной забастовкой в портах. Это поэтапная программа, которая будет введена в соответствии с развитием событий. В случае забастовки работа портов и пограничных переходов между Израилем и Иорданией будет осуществляться следующим образом.

Грузы будут разгружаться в средиземноморских портах (греческих, кипрских, турецких) и доставляться напрямую в порт Хадеры посредством небольшого корабля, рассчитанного на транспортировку 200 контейнеров.

Разгруженные в порту Акабы грузы будут перевозиться в Эйлат кораблем, арендованным специально для этой цели. В дополнение к этому Минтранс уже распорядился привезти в порт Эйлата два мобильных крана для разгрузки грузов. Кроме того, Минтранс готовится к мобилизации лоцманов-пенсионеров.

В случае забастовки работников Хайфского порта Судоверфная компания «Миспанот Исраэль» будет использоваться для разгрузки грузов посредством дополнительных кранов, которые будут завезены в порт, а также двух буксирных судов.

Пограничный переход Рабин (Арава) готовится к расширению работы порта — к транспортировке грузов в больших количествах из Израиля в Иорданию, а оттуда в порт Акабы и в обратном направлении.

По информации замдиректора ХАНИ по стратегическому планированию Д. Фройлингера, 20 мая с.г. министр транспорта Исраэль Кац принял решение объявить два тендера на создание и эксплуатацию новых портов в Израиле. Публикация тендеров намечена на 1 июля 2013 г. Стоимость строительства одного порта достигает 1 млрд долларов, каждый из них будет построен по принципу государственно-частного партнерства частной компанией или группой компаний. Право на эксплуатацию порта получит частный концессионер. В тендерах примут участие восемь израильских и транснациональных компаний, которые прошли предквалификацию. Эти компании имеют возможность прибегать к помощи субподрядчиков, что открывает дополнительные перспективы для международного участия.

Выступая на открытии ежегодной Конференции по коммерции, транспорту и логистике PORT2PORT, министр транспорта Израиля заявил: «Морской транспорт в такой стране, как Израиль, является ключевым в сфере транспортировки израильской продукции, которая в основном проходит через Хайфский и Ашдодский порты, а так как нет альтернативы наземных грузоперевозок, очевидно, что то, что происходит в портовой отрасли, влияет на всю экономику нашей страны.

Правила игры изменились. Рабочие комитеты портов не смогут пользоваться той силой, которая была у них ранее. Я уверен, что эта тема получит полную общественную поддержку, поскольку именно общественность определяет направление в этой сфере.

Я говорил о подготовке реформы в портовой отрасли, которая ведется уже несколько лет, еще с моей прошлой каденции. Теперь, в нынешней каденции, пришло время начать ее проведение. Мы занимаемся этим на самом профессиональном уровне. Несомненно, что на сегодняшний день необходимо два новых порта. Ясно и то, что это должны быть порты с глубоководными доками, специально для больших кораблей.

Также не оставляет сомнений тот факт, что необходимо развивать конкуренцию, а это может произойти только тогда, когда будут существовать два параллельных порта. Конечно, на сегодняшний день между Хайфским и Ашдодским портами существует определенная конкуренция, но она ограниченная, так как у их клиентов нет альтернативы.

Конкуренция пойдет на всеобщее благо: на благо общественности, компаний, работников портовой отрасли, хотя люди, по своей природе, противятся изменениям. Если реформы не будет и в Израиле не появятся глубоководные порты с новейшим оборудованием, мы столкнемся с суровой реальностью».

И в заключение. Сотрудники Минтранса Израиля проинформировали посольство РФ, что российский обширный опыт был бы весьма интересен и полезен израильской стороне, а сотрудничество в этой сфере будет способствовать расширению двустороннего сотрудничества и по другим направлениям.

Информация о подготавливаемых тендерах и пожелания о сотрудничестве направлены и в Министерство транспорта России, но ответа пока не последовало.

По материалам израильских СМИ и интернет сайтов Izrus.co.il; Newsru.co.il; Сursorinfo.co.il.

44.08MB | MySQL:87 | 0,979sec