Ситуация в Йемене: май 2013 г.

В начале мая после длительного отсутствия в страну вернулся премьер-министр Йемена Мухаммад Салем Басиндва. Его возвращение к исполнению своих обязанностей на территории страны положило конец многочисленным спекуляциям на тему разногласий между президентом  А.Хади и М.Басиндвой, нежелания М.Басиндвы в дальнейшем руководить йеменским правительством, а также на тему преемника премьер-министра.

Также в начале месяца завершилась эпопея с выходом из Конференции по национальному диалогу и отъездом из страны заместителя главы Конференции  и руководителя рабочей группы по вопросу Юга Ахмеда бен Фарида ас-Суреймы.  5 мая А.ас-Сурейма дал интервью изданию «ас-Сияса аль-Кувейтия», в котором заявил: «я обладаю первым и последним словом в отношении участия Движения в нацдиалоге. Мой уход означает выход из диалога всего Южного движения. Согласно уставным документам нашего движения, все члены Движения, принимающие участие в нацдиалоге после моего ухода, могут представлять лишь самих себя, но никак не Южное движение в целом». Надо заметить, что демарш А.ас-Суреймы не привёл к каким-либо существенным последствиям: депутаты Юга продолжили свою участие в работе  Конференции.

Май был отмечен существенными разногласиями внутри партии бывшего президента страны Али Абдаллы Салеха. 6 мая А.Салех сместил с поста главы фракции Всеобщего народного конгресса ( ВНК) в Конференции по национальному диалогу Абдель-Карима аль-Ирьяни и назначил вместо него Яхью аш-Шуэйби. Это решение, по всей видимости, было вызвано тем, что А.аль-Ирьяни не выполнял указаний А.Салеха в рамках своей работы на Конференции. 14 мая о выходе из ВНК объявил видный деятель Абдалла аль-Джаифи. Он обвинил А.Салеха в предательстве национальных интересов и использовании партии исключительно в личных целях.

В штатном режиме продолжала свою работу Конференция по национальному диалогу. Основная деятельность Конференции протекала в рамках девяти рабочих групп, устраивались выездные заседания групп в провинциях. Целью участников национального диалога на данном этапе было составление итоговых докладов по истокам и сущности рассматриваемых рабочими группами проблем. К концу месяца некоторые группы, занимающиеся наименее спорными вопросами, утвердили итоговые доклады, которые должны были быть представлены на рассмотрение общего собрания, вторая сессия работы которого была намечена на июнь.

На протяжении всего месяца не терял актуальность вопрос Юга. В Адене регулярно проходили незначительные столкновения сторонников Южного движения с полицией, шли акции протеста. 21 мая прошёл очередной т.н. «марш миллионов» (المليونية), приуроченный к 19-й годовщине отделения Юга от Севера в 1994 году. Реальное число участников этой акции сложно указать даже приблизительно, но речь, судя по всему, идёт о более чем ста тысячах человек. Главным требованием демонстрантов стало полное восстановление суверенного государства Южного Йемена. Многие участники несли портреты бывшего президента НДРЙ Али Салема аль-Бейда. Известно также, что для участия в акции в Аден прибыли жители других южных провинций, в том числе значительное количество жителей Хадрамаута. В специальном заявлении, изданном руководством Южного движения по случаю 19-й годовщины отделения, выражалось намерение продолжать мирное сопротивление с целью восстановления независимости Юга.

Почти сразу после «мальюнийи» в Бейрут, где располагается резиденция А.аль-Бейда, направилась делегация лидеров южан, в которую, в частности, вошли Джебран Аскар и Ахад Бамуаллим. Этот визит привлёк к себе известное внимание, так как по неофициальной информации в ходе переговоров речь шла, в частности, о создании переходного правительства Юга. Если допустить правдивость этих сообщений и серьёзность намерений А.аль-Бейда и лидеров Южного движения, можно предположить, что таким образом они надеются повлиять на международное сообщество и заставить его признать право Юга на самоопределение. В то же время ряд депутатов Конференции национального диалога от южан выступили с критикой в адрес тех, кто требует отделения Юга.

Основными событиями в сфере двусторонних отношений Йемена с другими странами стали приезд в Сану 20-21 мая чешской делегации бизнесменов и инвесторов во главе с первым заместителем премьер-министра и министром иностранных дел Чехии Карелом Шварценбергом, а также первый йеменско-турецкий энергетический форум, прошедший 25-26 мая. Среди 60 компаний, участвовавших в форуме, 24 представляли Турцию.

Регулярно всплывал вопрос вмешательства Ирана во внутренние дела Йемена, точнее – проблема иранской помощи хусистам. В территориальных водах Йемена, в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе было задержано несколько лодок, перевозивших контрабандное оружие. Каждый раз местные СМИ спекулировали на тему причастности Ирана к данным инцидентам.

8 мая были освобождены трое граждан Евросоюза – два финна и австриец, находившиеся в заложниках у одного из йеменских племён ещё с конца декабря прошлого года. Почти сразу после их освобождения из неофициальных источников стало известно, что за них был заплачен выкуп. Говорилось о сумме в 50 млн долларов США, а также о том, что деньги были предоставлены Оманом. Несмотря на многочисленные благодарности и похвалы, полученные в итоге Йеменом со стороны различных стран и международных организаций, подобный исход дела, очевидно, не устроил официальную Сану. Йеменские племена издавна практикуют захват заложников для принуждения правительства к выполнению своих требований, и освобождение европейцев за крупный выкуп может дать импульс новым похищениям, что, в свою очередь, негативно повлияет на международный имидж Йемена, и, следовательно, на решимость зарубежных партнёров выделять стране новые транши и инвестировать в местную экономику. К слову, уже в конце месяца в Таизе была похищена семейная пара работавших в Йемене специалистов из ЮАР.

13 мая произошла вторая за короткое время катастрофа истребителя над Саной. Самолёт упал в районе улицы Хамсин на юге города, однако в этот раз обошлось без жертв среди мирного населения. На совещании с представителями командования ВВС Йемена А.Хади заявил, что последние события свидетельствуют о существовании заговора против военно-воздушных сил страны. Той же точки зрения придерживался и командующий ВВС Йемена Рашид аль-Джанд, согласно словам которого оба упавших на Сану истребителя незадолго до падения подверглись обстрелу с земли. Вкупе с рядом менее заметных инцидентов, в частности, с произошедшими за несколько дней до этого убийствами вертолётчиков в провинции Лахдж, слова А.Хади кажутся вполне достоверными.

В начале 20-х чисел мая активизировала свою деятельность в Йемене «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП). Боевикам удалось на некоторое время установить контроль над несколькими деревнями в районе Гейль-Бавазир в провинции Хадрамаут. Они также совершили несколько покушений на высокопоставленных силовиков провинции, в т.ч. ими были убиты начальник воздушной полиции аэропорта г. Сайун, центра северо-восточного военного округа, и начальник уголовного розыска районов аль-Вади и ас-Сахраа. В результате, по заявлениям официальных властей, в районах, занятых боевиками АКАП, была проведена успешная контртеррористическая операция, боевики оставили занятые позиции. Каидовцы также предпринимали попытки нападений на блокпосты правительственных войск в провинции Эль-Джоуф, но были отбиты. В связи с этими событиями участились операции американских беспилотников; они проводились в провинциях эль-Джоуф, Абьян, эль-Байдаа, Хадрамаут. В официальных сообщениях говорилось о десятках уничтоженных членов АКАП.

Весь май продолжались диверсии на ЛЭП и трубопроводах в провинции Маариб. Вооружённые формирования местных племён также препятствовали доступу к местам повреждений ремонтных бригад. Столица страны, получающая электроэнергию по линиям, проходящим через Маариб, многократно и надолго оставалась без света. По данным официальных властей, по состоянию на середину месяца ущерб от диверсий составил порядка 480 млн долларов. 24 мая президент А.Хади провёл экстренное совещание, на котором присутствовали премьер-министр Йемена М.Басиндва, министры внутренних дел, финансов, электроэнергетики, нефти и минеральных ресурсов, губернаторы провинций Сана и Маариб, главы политической и национальной безопасности, начальник генштаба. А.Хади призвал всех к решительным и жёстким действиям в отношении тех, кто совершает диверсии на объектах инфраструктуры. Он отметил, что губернаторы провинций обязаны исполнять прямые указания президента и обладают для этого всем необходимым, в том числе хорошо обученными и имеющими опыт действий в подобных ситуациях военными силами и аппаратами безопасности.

Широкий резонанс получило убийство двух молодых южан, совершённое представителями племени Аль-Авади в Сане, во время празднования свадьбы одного из членов племени. Парламентарии, представляющие южные провинции страны, пригрозили приостановить свою работу в знак протеста против бездействия властей в отношении представителей племени Аль-Авади. В связи с этим же преступлением Президиум Конференции национального диалога 18 мая заявил о приостановлении деятельности рабочих групп  сроком на один день. Дальнейшей эскалации ситуации удалось избежать лишь после того, как полиция арестовала подозреваемых в убийстве.

Как видно из вышесказанного, ситуация в Йемене в мае 2013 года продолжала оставаться напряжённой, но стабильной.

62.84MB | MySQL:102 | 0,674sec