Тунис: визит президента Франции Ф.Олланда

Начавшийся 5 июля с.г. визит президента Франции Ф.Олланда в Тунис может оставить двойственное впечатление. Ряд экспертов указывает в этой связи на то, что каким-либо позитивным и действенным итогам этого вояжа  может сильно помешать серьезный уровень недоверия между Елисейским дворцом и партийной верхушкой исламистской партии «Ан-Нахда». Это недоверие, безусловно, является в настоящее время серьезным препятствием не только для прихода в Тунис крупных французских инвестиций, но и для расширения сотрудничества между странами в  области безопасности и ВТС. По крайней мере, Ф.Олланд не взял с собой в Тунис министров обороны Ж-И Ле Дриана и внутренних дел М.Валлиса. В рамках этого визита французский лидер не планирует предлагать своему тунисскому коллеге какие-либо крупные военные проекты, а тунисское руководство в настоящее время не в состоянии по экономическим причинам осуществлять масштабное реформирование армии. Да и после известных событий в Египте у руководства «Ан-Нахды» существует серьезная настороженность в отношении перспектив укрепления национальных вооруженных сил. То есть уровень сотрудничества между Францией и Тунисом по вопросам безопасности остается фактически «нулевым» при обоюдном желании сторон.

Руководство «Ан-Нахды» не планирует встреч с французской делегацией. Р.Ганнуши демонстративно уехал 1 июля с.г. в Катар для встречи с новым эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани, как бы ясно демонстрируя, кто более важен со всех точек зрения для будущего развития Туниса. Отметим, что в свою очередь и французская сторона не предпринимала никаких усилий для организации встреч с партийным руководством тунисских «Братьев-мусульман». Представители «Ан-Нахды» демонстративно не были приглашены на торжественный прием во французское посольство в Тунисе, где Ф.Олланд встречался с представителями политических сил страны. В основном это были представители т.н. «светской оппозиции» Б.Эсесби, А.Шебби, Х.Хаммани, А.Брахим. Таким образом, Париж очень четко послал сигнал исламистам о том, кого он в самой недалекой перспективе видит в качестве своего основного партнера. И этот сигнал был услышан, поскольку партийная верхушка «Ан-Нахды», безусловно, подозревает французов в стремлении осуществить в Тунисе «египетский сценарий», но по более мягкому варианту. Р.Ганнуши в рамках своей антипатии к нынешнему руководству бывшей метрополии, несомненно, учитывает и попытки реанимировать «под французским зонтиком»  идеи «бургибизма» как основы мощного светского движения в Тунисе; и возможный альянс «светских» с раскольниками в самой «Ан-Нахде» в лице бывшего премьер-министра Х.Джебали, и симпатии Евросоюза к бывшему премьеру; и моральную поддержку со стороны французских левых попытки создания в Тунисе некого аналога египетского движения «Тамарруд», которое проявило себя в истории со свержением президента АРЕ М.Мурси в качестве некого координирующего центра с перспективой превращения в широкую коалицию антиисламистских сил.

Все это заставляет исламистов быть очень сдержанными в отношениях с Францией. И такое поведение, в общем-то, является взаимным. Ф.Олланд весь визит провел фактически только с одним своим тунисским коллегой М.Марзуки, который является на сегодняшний момент фигурой практически полностью политически изолированной.  Однако, по подозрениям того же Р.Ганнуши, именно М.Марзуки рассматривается и оппозицией, и ЕС как некая стабилизирующая сила в случае начала в стране событий новой «арабской весны».

Тем не менее, два человека из «Ан-Нахды» все-таки с французским президентом встретились. Мы имеем в виду премьер-министра А.Лараеджа и адвоката Саду Акреми. Последняя является женой человека «номер  два» в правительстве Н.Бхири и основным адвокатом, которая уполномочена вести переговоры о «замороженных счетах» клана бывшего тунисского президента Бен Али. Это собственно ключевой вопрос, ради  которого Ф.Олланда и пригласили в Тунис. Решение о начале совместного патрулирования тунисскими и алжирскими вооруженными силами приграничных зон на юге этих стран с 1 июля с.г., с целью затруднения инфильтрации боевиков из зоны Сахеля, рассматривается экспертами более как шаг психологический и сделанный именно для Елисейского дворца накануне турне французского президента по этим странам.  Говорить о реальном эффективном патрулировании пустынных районов без наличия достаточного количества беспилотников не приходится.

Повторим, что тема замороженных счетов была основной темой визита французской делегации в Тунис, поскольку  интерес здесь обоюдный. Французские бизнесмены заинтересованы в размораживании этих активов ровно также, как и тунисское правительство, поскольку это обстоятельство не дает возможности активно работать на тунисском рынке. Среди заинтересованных сторон отметим  France-Telecom Orange, которой принадлежит 51% акций тунисского оператора  Orange Tunisie (принадлежала представителям клана бывшего президента  М.Мабруку и Карине Бен Али).  Еще один «крупняк» PSA-Peugeot Citroen прислала с Ф.Оландом своего топ-менеджера К.Пежо с целью пролоббировать участие французской компании в тендерах по продаже государственной доли этой компании в Тунисе (Тунис является третьим по величине рынком продаж этих автомобилей в Магрибе). С Ф.Олландом приехали и представители Agence Francaise de Developpement, которые объявили об организации специального фонда для тунисского Rapide Reseau Ferroviaire  с целью строительства новых скоростных железных дорог в Тунисе и технического переоснащения подвижного состава. Но для начала реализации всех этих проектов необходимо запустить по-настоящему эффективную процедуру размораживания фондов и авуаров семьи Бен Али, что собственно в основном и обсуждал Ф.Олланд со своими тунисскими коллегами.

52.28MB | MySQL:103 | 0,455sec