Иран: первая реакция на события в Египте

События первых дней июля 2013 г. в Египте, приведшие к  отстранению от властипрезидента Мухаммеда Мурси, вызвали оживленную и не всегда однозначную реакцию в Иране. Как известно, в Иране еще в феврале 2011 г, когда был свергнут режим Хосни Мубарака, было заявлено, что «происходящее сегодня на просторах региона вполне вписывается в парадигму влияния идей, исходящих от иранской исламской революции». Таким образом, в Тегеране дали понять, что революционные события двухлетней давности «стали результатом воздействия идей исламской революции 1979 г.». Там полагали, что в Каире также возможна монополизизация власти правоконсервативным духовенством, ведущая к всеобъемлющей исламизации жизни общества. Так, события в Египте связал тогда с наследием иранской революции бывший командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР), главный военный советник аятоллы Али Хаменеи, генерал Яхья Рахим Сафави. Общее и в том, сказал Сафави, что «египетский президент Хосни Мубарак повторит судьбу последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Египту как нельзя подходит тот путь, который проходим мы. Лишь он способен вывести страну к свободе». Идеи влияния достижений иранской исламской революции на египетские события прозвучали в феврале 2011 г. в выступлении религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи на пятничном намазе в центральной мечети Тегерана. « Последние события в Египте показали, что народ пробудился, это пробуждение демонстрирует возврат к истинному исламу. Народ Египта черпает силу в идеях исламской революции в Иране, которая повторяется в этой стране». Далее в своем выступлении Хаменеи высказал пожелание, чтобы в Египте установился режим исламской республики. Обратившись к народу Египты на арабском языке, Хаменеи сказал: «До тех пор, пока эта идея не претворится в жизнь, не прекращайте своей борьбы. Религиозные деятели страны должны показывать народу пример служения патриотическим идеалам». Однако в Тегеране не замечали, что на улицах Каира, Александрии и Суэца не развевались транспаранты с происламскими лозунгами, а раздавались лишь требования преодолеть социальное неравенство, снизить безработицу, искоренить коррупцию. Египтян вдохновили на решительные действие не идеи исламской революции далекого от Египта Ирана, а события в соседнем Тунисе, где те же социально-экономические протесты первыми привели к падению режима. Сами «Братья-мусульмане» выпустили вслед словам Хаменеи официальное заявление, в котором дистанцировались от деклараций Хаменеи, объявив их порочными. В заявлении египетских исламистов в феврале 2011 г. было сказано, что утверждение Хаменеи неправомерно, ибо восстание в Египте является волеизъялением всех слоев египетского общества, отличающегося различными, зачастую полярными точками зрения, и его результаты не должны быть узурпированы только исламистами. Однако, как показало время, плодами выступлений на каирской площади Тахрир воспользуются египетские исламисты, вставшие на год у руля власти.

Прошел лишь год после прихода к власти президента Мухаммеда Мурси. И вновь — события на легендарной каирской площади Тахрир, низложившие и этот режим. При отсутствии мгновенной реакции иранского руководства на египетские события, эту функцию выполнила пресса. Вот несколько заголовков ведущих иранских газет за последние дни:

— «Эттэмад» — «Мурси низложен. Падение правительства первого избранного президента оказалось более простым, чем можно было представить».

— «Эбтекар» — «Конец ультиматума армии означает для Египта начало новой эпохи. Последние события можно назвать повторной революцией в стране».

— «Хамшахри» — «Объявление планов военных и конец эпохи Мурси. Приостановка действия египетской конституции».

— «Шарк» — «Исторический парадокс: Миллионы египтян провели ночь на проспектах Каира и других городов в праздничном настроении и танцах, отмечая событие, которое сторонники «Братьев-мусульман» расценили как переворот».

Однако уже в пятничным проповедях 5 июля это было главной политической новостью. В Мешхеде – одном из важнейших религиозных центров страны — его пятничный имам аятолла Ахмад Алам-оль-Хади заявил, что причина падения режима «Братьев-мусульман» в их отходе от принципов настоящего, чистого ислама, тогда как народ, по словам Алам-оль-Хади, хотел бы власти истинного ислама. «Народ страны жаждал исламского правления, но Мурси игнорировал это требование народных масс. Египтяне тянутся к власти религии, именно поэтому они отдали предпочтение «Братьям-мусульманам», но эта религиозная организация растоптала их законные чаяния». Как прозвучало в проповеди пятничного имама Мешхеда, Мурси привели к власти голоса 11 миллионов граждан, однако его противников, отказавших Мурси в доверии и вышедших на улицы египетских городов, оказалось намного больше. Все они скандировали лозунги «Мы не хотим Мурси!». Лозунгом последних дней, сказал Алам-оль-Хади, были слова «Мурси, ты отныне не наш президент!».

Возмущение Алам-оль-Хади вызвал тот факт, что прежде египетские «Братья-мусульмане» враждовали с Израилем, а придя к власти, предпочли с ним сотрудничать. Другой пятничный имам – аятолла Ахмад Саиди, читавший проповедь в религиозной столице страны – Куме, выразил удовлетворение по поводу падения режима президента Мухаммеда Мурси, считая, что это явилось фактом отмщения крови шиитов, невинно погибших недавно в Египте по время нападения на них салафитов. В Тегеране руководивший пятничной проповедью аятолла Ахмад Хатами посчитал главной причиной массовых выступлений последних дней желание народа показать величие ислама. «К сожалении. Мухаммед Мурси и его режим движения « Братьев- мусульман» не мог достойно ответить на чаяния народа и призвать всех мусульман мира объединиться во имя священной цели». Ахмад Хатами с негодованием отметил в своей проповеди, что режим Мурси сотрудничал с сионистским режимом, а сам только что свергнутый президент называл своего израильского коллегу Шимона Переса братом. В вину египетским исламистам Хатами поставил и то, что « они подтвердили действие Кемп-Дэвидского договора и направили посла для продолжения отношений с сионистским режимом».

Появившаяся в СМИ реакция иранских светских политиков и дипломатов была более осторожной и в ней не звучало удовлетворение от падения в Египте режима «Братьев-мусульман», дабы не навредить будущим процессам становления новой власти, которые еще пока еще совсем не ясны. Зам. главы МИДа ИРИ Амир Абдолахиан расценил народные выступления как явление вполне законное, заявив: « Желание египетской нации заключается в закреплении достижений своей революции, продвижении к подлинной независимости, свободе, народовластию.. Нужно как можно скорее реализовать переход власти из рук военных к представителям гражданских властей, что продемонстрирует реальное уважение к демократическим процессам , и покажет стремление дистанцироваться от закрепления власти в руках силовых структур. Зам. главы МИДа предостерег народ крупнейшей арабской страны от такого развития событий, когда плодами демократии воспользуются «сионисты и враги». Другой иранский политик, парламентарий от г. Ахваза Насер Соудани сказал, что «отнюдь не египетский народ поднялся на народное восстание против тирании и исламского правления, требуя восстановления секуляризма». На самом дела, по мнению Соудани, «все исходит от сионизма и американского империализма. Именно международный сионизм и США хотят доказать пробуждающимся к свободе исламским странам, что исламисты не способны реализовать доставшуюся им власть» .

Праворадикальная «Джомхурийе эслами» в передовой статье за 6 июля связала насильственное отречение Мурси от президентской власти с тяжелым поражением движения «Братьев- мусульман» в политической сфере и в повседневных делах управления страной. Это движение, отмечает «Джомхурийе эслами», действует не только в Египте, но и на уровне всего арабского мира и даже глобального исламского сообщества, где имеет много последователей. Оно сумело в ходе революционных событий последних лет на Арабском Востоке и в Северной Африке добиться серьезных политических целей и обручиться с государственной властью. Тот факт, что движение «Братьев-мусульман» потерпело поражение в стране, где оно когда-то возникло и реализовало первый опыт государственного правления, разумеется, окажет «негативное и разочаровывающее» влияние на подобные движения в других странах. «Братья» должны проанализировать опыт своего 85-летнего существования и борьбы в сферах политики и культуры, осознать и понять свои ошибки и двигаться вперед, накапливая достижения». Как считает «Джомхурийе эслами», опыт египетских «Братьев-мусульман» поможет другим исламистам избежать следующих ошибок:

— Монополизации власти и игнорирование других политических сил,

— Сотрудничества с салафитами и преследования последователей других религий внутри страны,

— Разрыва отношений с Сирией, несмотря на то, что главными «дирижерами» происходящего на сирийской сцене являются США и сионистский режим,

— Продолжения отношений с сионистским режимом.

«Джомхурийе эслами» пишет в заключение своей передовой статьи: «Невозможно предугадать, что сделают с Египтом армия, противники Мурси и «Братья-мусульмане». Возможно, в своей политике и стиле правления они унаследуют плавность Нила? А может быть – суровость пирамид?».

52.36MB | MySQL:103 | 0,536sec