Ситуация в Египте: июнь 2013 г.

Главное событие июня в Египте произошло в последний день месяца. 30 июня, в первую годовщину избрания президента-исламиста Мохаммеда Мурси, в Каире и других городах страны на манифестации вышли миллионы египтян, потребовавших отставки представителя «Братьев-мусульман». Несколько дней спустя, уже в августе, эти акции приведут к низложению М.Мурси. Об этих событиях будет рассказано в нашей следующей статье про Египет. А пока – о тех событиях, которые предшествовали фактически второму (после отставки Хосни Мубарака) пришествию во власть египетских военных.

6 июня, впервые со времени ухода от власти в феврале 2011 г. Х.Мубарака, Центральный банк Египта отрапортовал о росте валютных резервов. До этого в течение предыдущих полутора лет они неуклонно сокращались. По данным Центробанка, если по состоянию на апрель с.г. валютные резервы сократились до 14,4 млрд долларов, к концу мая они составили 16 млрд долларов.

Критическим показателем для Египта состояния валютных резервов считается отметка в 15 млрд долларов. Этих средств достаточно для покрытия трехмесячного импорта товаров, жизненно необходимых для страны, и в частности, продовольствия.

Перед свержением Х.Мубарака валютные резервы Египта оценивались в 36 млрд долларов. Резкое сокращение этого показателя стало следствием последовавшего за свержением предыдущего режима сокращения доходов от туризма, сохранением огромных государственных расходов на поддержание цен на товары первой необходимости, а также государственной поддержкой египетского фунта.

Небольшое повышение показателя валютных резервов АРЕ наблюдатели объяснили поступлением средств от объявленной Катаром в апреле помощи в размере 3 млрд долларов. Эта сумма поступила именно в Центральный банк Египта, что позволило наблюдателям утверждать, что на самом деле положение Египта в июне лишь усугублялось. Нетрудно посчитать, что если бы не помощь Катара, валютные резервы Египта сократились бы примерно до 13 млрд долларов. Пока не ясно, начала ли к тому моменту поступать помощь от Ливии, также предоставившей в апреле Египту беспроцентный заем в 2 млрд долларов. Если ливийские доллары все же начали поступать, это означал бы, что реальный показатель валютных резервов Египта сократился до 11 млрд долларов. Что касается МВФ, то по состоянию на конец июня он так и не выделил обещанный заем в 4,8 млрд долларов, обусловленный требованием к новым египетским властям представить детальный план вывода страны из кризиса.

Общие настроения в стане противников М.Мурси отразил судебный процесс над активистом молодежного антиисламистского движения Ахмедом Дума, по итогам которого он получил шесть месяцев тюрьмы. 6 июня он начал голодовку в знак протеста против кампании исламистских властей призванной заставить замолчать оппозицию. А.Дума был приговорен 3 июня по обвинению в оскорблении главы государства, которого в ходе одной из телепрограмм он назвал «преступником и убийцей, ускользнувшим от правосудия» в ходе «арабской весны».

Несмотря на то, что А.Дума выплатил залог в 5 тысяч египетских фунтов (550 евро) с тем, чтобы попытаться остаться на свободе в ожидании решения суда второй инстанции, прокуратура настояла на том, чтобы он оставался в заключении, обвинив его в подстрекательстве к насилию в ходе столкновений в марте с.г. перед штаб-квартирой «Братьев-мусульман», выходцем из которых является М.Мурси.

По оценке самого А.Дума, исламистские власти Египта попытались сделать все возможное и невозможное, чтобы в преддверии 30 июня отправить за решетку максимальное число противников М.Мурси.

Реагируя на призывы оппозиции уйти в отставку, 7 июня взял слово М.Мурси. В интервью традиционно проправительственной – какая разница кого обслуживать? — газете «Аль-Ахрам» он назвал «абсурдом» идею организации в Египте досрочных президентских выборов, ясно дав тем самым понять, что исламисты, дорвавшиеся достаточно сомнительным путем до власти, явно не собираются оставлять ее.

11 июня в Каире вспыхнули очередные столкновения между сторонниками и противниками М.Мурси. На сей раз их эпицентр находился перед зданием министерства культуры. Там собрались артисты и интеллектуалы, которые попытались провести сидячую забастовку протеста с требованиями отставки министра культуры, которого они обвинили в стремлении «исламизировать» египетскую культуру. В итоге акция переросла в потасовку с прибывшими на выручку министру культуры Алаа Абдель Азизу исламистами. Министр-исламист получил свой пост в мае с.г. Он сразу же начал с того, что уволил глав ряда департаментов, а также директора Каирской оперы. В знак протеста против увольнений в отставку подали многие высокопоставленные чиновники ведомства. В свою очередь «братья» поддержали действия министра, поскольку они всегда утверждали, что при прежнем режиме министерство культуры было «рассадником коррупции».

12 июня стало известно, что для того, чтобы парировать возможные последствия акции оппозиции, назначенной на 30 июня, исламисты решили провести 21 июня свою массовую акцию под лозунгами «защиты революции». Организатором акции выступила созданная в свое время «Братьями-мусульманами» Партия свободы и справедливости /ПСС/.

Исламистские власти Египта в июне вновь подтвердили, что они безоговорочно стоят на стороне противников сирийского режима. 15 июня президент М.Мурси заявил об «окончательном» разрыве дипломатических отношений с Дамаском. Он же призвал мировое сообщество ввести над Сирией зону, запретную для полетов сирийской авиации. Ответ сирийских властей также был резким: «САР осуждает безответственную позицию М.Мурси, который тем самым присоединился к клике заговорщиков, которую США и Израиль возглавили против Сирии», — заявил анонимный сирийский источник.

Как отметил в этой связи бывший глава МИД АРЕ Мохаммед аль-Араби, занимавший этот пост в переходный период сразу после ухода от власти Хосни Мубарака, «решения М.Мурси связаны с внутренней ситуацией, они призваны отвлечь внимание от экономического кризиса и внутренней политической напряженности».

Кстати, только недоумение вызвал состоявшийся ранее прием М.Мурси в Москве, где, похоже, стали принимать террористов. Ведь не секрет, что «Братья-мусульмане», выходцем из которых является М.Мурси, значатся в составленном ФСБ России списке террористических организаций… Похоже, те многочисленные российские ведомства, которые призваны анализировать перспективы развития событий в той или иной стране, никак не ожидали, что век М.Мурси будет недолог.

17 июня М.Мурси заменил 17 из 27 губернаторов провинций. Ряд его назначенцев являлся открытыми сторонниками «Братьев-мусульман». Среди новых губернаторов значились также несколько военных и один представитель радикальной исламистской группы «Аль-Гамаа аль-Исламия». Последнему под управление – как бы издеваясь — отдали провинцию Луксор, где в 1997 году боевики этой организации устроили зверскую расправу над иностранными туристами. Тогда погибли 68 человек, в том числе 58 иностранцев. В знак протеста против этого решения немедленно подал в отставку министр туризма Хишам Зазу. Уже 23 июня подал в отставку и Адель аль-Хайят, назначение которого наделало столько шума.

В сентябре прошлого года М.Мурси заменил губернаторов 10-ти провинций. Таким образом, отныне все губернаторы являются его ставленниками. Ранее эти посты занимали исключительно либо военные, либо выходцы из спецслужб.

20 июня генеральная прокуратура Египта впервые озвучила данные о состоянии Хосни Мубарака, его жены Сюзан и его сыновей Алаа и Гамаля. По ее данным, состояние семьи бывшего президента АРЕ оценивается в 9 млрд египетских фунтов (1,2 млрд долларов). Это состояние не давало покоя многим, порождая многочисленные слухи. Из указанной суммы 3 млрд  – наличка, 5 млрд – акции различных египетских предприятий, 1 млрд – недвижимость.

21 июня исламистам удалось вывести на улицы Каира десятки тысяч своих сторонников – активистов нескольких политических организаций. Эта акция не помешала одному из лидеров египетской оппозиции Мохаммеду эль-Барадеи призвать 22 июня М.Мурси уйти в отставку. «Мы хотим, чтобы Египет стал таким, каким его хотели видеть те, кто совершал революцию в начале 2011 г.», — сказал на пресс-конференции бывший глава МАГАТЭ.

В преддверии назначенной на 30 июня манифестации противников М.Мурси власти предприняли на период с 28 июня по 1 июля беспрецедентные меры безопасности в египетских аэропортах, вплоть до выдачи персоналу служб безопасности оружия. Со своей стороны министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах ас-Сисси предупредил, что военные вмешаются в события в случае, если в стране начнутся столкновения между сторонниками и противниками М.Мурси.

Пытаясь снизить наказ страстей, М.Мурси в ходе двухчасового обращения к народу Египта признал, что «сделал много ошибок» за время нахождения у власти, объявил о новых реформах и обвинил олигархов в попытках дестабилизации страны. Он также выступил с инициативой создания «комитета по национальному примирению». В него предполагалось включить представителей политических партий, исламского университета Аль-Азхар, коптской церкви, военных и неправительственных организаций. Но, похоже, М.Мурси опоздал: к тому времени петицию с призывом к отставке президента подписали уже более 22 млн человек, и с этой силой нельзя было не считаться. Для сравнения: на президентских выборах в июне 2012г. за М.Мурси проголосовали немногим более 13 млн человек.

30 июня, как и ожидалось, оппозиция под лозунгом «Мурси, уходи», вывела на улицы Каира сотни тысяч человек.

На фоне обострения внутриполитической борьбы остался практически незамеченным конфликт между Эфиопией и Египтом из-за вод Нила. 10 июня премьер-министр Египта Хишам Кандиль объявил, что в ближайшее время в Аддис-Абебу отправится глава МИД АРЕ Мохаммед Камель Амр с тем, чтобы обсудить с руководством Эфиопии проект эфиопских властей построить в верховьях Голубого Нила плотину и ГЭС. Понятно, что Египет выступает категорически против этого проекта.

Белый Нил и Голубой Нил сливаются в Хартуме и образуют Нил, русло которого затем проходит через Судан и Египет до впадения в Средиземное море. Египет всегда утверждал, что имеет некие «исторические права» на воды Нила, и что соглашения 1929 и 1959 годов дают ему право вето на любой проект, который Каир мог бы расценить противоречащим его интересам. Понятно, что такая интерпретация международного права вряд ли устраивает другие страны, через которые протекает Нил. Они заключили в 2010 г. отдельное соглашение, которое позволяет им реализовывать свои водные проекты, не спрашивая на это согласие Египта.

В целом, по итогам июня не надо было быть большим провидцем, чтобы предсказать, что Египет ожидают новые бурные события, которые могут кардинально изменить ситуацию в стране.

52.3MB | MySQL:103 | 0,463sec