Что стоит за алжиро-марокканским обострением

У Алжира и Марокко есть все основания возобновить старые ссоры. Такова реакция многих представителей СМИ и политиков с той и другой стороны относительно заметного обострения отношений между двумя странами.

Его кульминацией стал произошедший 1 ноября инцидент с нападениями на алжирские дипломатические учреждения в Марокко (посольство в Рабате и консульство в Касабланке) и осквернения государственных символов АНДР, включая гербы и флаги.

Следует особо заметить, что нынешнее обострение произошло «не вдруг». Этому предшествовала «словесная» дуэль последних нескольких недель, в которой фактически принимали участие даже марокканский король Мохаммед VI и алжирский президент Абдельазиз Бутефлика.

Главный повод для обострения отношений традиционный – это Западная Сахара, вопрос о которой всегда был болезненным и его затрагивание или обсуждение в том или ином виде вызывало взаимную политическую напряженность.

Несмотря на то, что в апреле 2013 г. Совет Безопасности ООН утвердил, казалось бы, компромиссную резолюцию №2099 по этой  проблеме, это вызвало лишь обратную реакцию со стороны как Алжира, так и Марокко, имеющих твердые неизменные позиции по данному вопросу.

После этого отношения двух стран стали постепенно накаляться. Особенно заметно это выразилось на протяжении осени, когда алжирская сторона начала акцентировать внимание на западно-сахарском вопросе. Марокканская сторона «приняла вызов» и реагировала на это соответствующим образом.

В Алжире отмечают, что своей речью 11 октября, произнесенной перед обеими палатами парламента, король Мохаммед VI дал зеленый свет к осуществлению антиалжирских провокаций. В частности, он произнес: «Вместо того чтобы ждать нападения наших врагов, надо скорее дать им отпор… Поэтому я призываю всех вас еще раз: мобилизуйтесь, будьте постоянно бдительны, чтобы сорвать планы внутренних и внешних врагов и помешать незаконным приемам, которые они используют». И в алжирских СМИ эти «враги» были четко определены как алжирцы.

Кульминацией этих усилий стало распространенное 28 октября послание президента Алжира Абдельазиза Бутефлики участникам «Африканской конференции солидарности с делом Сахары» в Абудже. Его суть сводилась к предложению создать «механизм по мониторингу и наблюдению за соблюдением прав человека в Западной Сахаре».

Реакция представителей марокканских властей была соответствующей: они трактовали заявление алжирского лидера как «провокационное». Она сводилась к тому, что если раньше «алжирский МИД всегда повторял, что Алжир не имеет отношение к этому конфликту», то действия Бутефлики «показали реальное лицо враждебной политики Алжира по отношению к Марокко. Это алжирское руководство пыталось скрыть хитрыми и вводящими в заблуждение заявлениями относительно стремления укрепить добрососедские отношения и сохранить в будущем единства Магриба».

Тем самым, согласно целому ряду заявлений, озвученных в марокканской прессе, Бутефлика «открыто выразил государственную поддержку террористическому фронту ПОЛИСАРИО, руководство которого, по сути, является пятым комитетом алжирской армии».

Примечательно, что комментируя речь алжирского президента, Абдаррахим Маннар Слими, видный представитель экспертного сообщества Марокко, руководитель Центра Магриба по изучению вопросов безопасности и политического анализа, расценил её «прямым подстрекательством алжирских властей против территориальной целостности Марокко», дополнительно указав, что при этом «Алжир пытался мобилизовать против Марокко некоторые страны Африканского союза и открыто это финансировал».

В свою очередь, марокканское руководство указывает, что тем самым Алжир сигнализирует о невыполнении апрельской резолюции Совета Безопасности ООН №2099 2013 г. в части рекомендации осуществить перепись населения беженских лагерей, находящихся на западе страны в районе Тиндуфа и открыто противодействует мирному разрешению конфликта в рамках представления Западной Сахаре со стороны Марокко автономии.

В связи с этим марокканские СМИ указывают, что «конфликт в Сахаре не может быть решен лишь в рамках резолюции 1514 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1960 года о предоставлении независимости колониальным странам-авт.)».

Через день после «провокационной речи» Бутефлики, а именно 30 октября король Мохаммед VI отозвал «для консультаций» марокканского посла в Алжире. Комментируя это, представители Алжирского национального комитета солидарности с народом Западной Сахары (CNASPS) отмечают, что обстановка нетерпимости по отношению к Алжиру в последние недели в Марокко нагнеталась сознательно. Они особенно упирают на то, что власти последнего «не желают соблюдать нормы международного права и сотрудничать с ООН, массово нарушая в Западной Сахаре права человека».

Соответственно, в Алжире заговорили о применении по отношению к Марокко «адекватных мер воздействия». Не случайно, что большинство алжирских СМИ и политиков согласны с выраженным в правительственной газете «Аль-Ватан» мнением, что Алжир «не может продолжать проявлять сдержанность, когда высокомерие марокканского правительства перешагнуло все мыслимые пределы. И это не только дипломатический инцидент, касающийся исключительно Алжира, поскольку побочный ущерб нанесен тем самым и будущему всех народов Магриба в целом. Тем самым марокканский режим с помощью французской поддержки пытается стать своего рода Израилем в регионе, что позволит ему быть выше международного права и игнорировать чаяния своего народа».

Сейчас, после понижения уровня дипломатических отношений, Алжир и Марокко осуществляют консультации на уровне МИД двух стран. И хотя сейчас стороны склонны избегать особенно громких заявлений, по сути, конфликт продолжается.

К настоящему времени представители марокканского МИДа лишь выразили «сожаление» от имени правительства относительно случившегося и попытались заверить алжирскую сторону, что произошедшее было делом рук «одиночек», не связанных с официальными властями.

Однако представители алжирской стороны уверены, что подобные действия, предпринятые в день государственного праздника АНДР, не являются частным актом, как это попытались потом представить марокканские власти. Учитывая синхронность имевших место событий в Рабате и Касабланке, они склонны видеть в этом заранее спланированную провокацию на самом высшем уровне и демонстрируют марокканским коллегам, что подобных извинений недостаточно, чтобы «погасить огонь гнева в Алжире» и указывают на необходимость проведения дополнительного тщательного расследования случившегося в соответствии с международной практикой.

В частности, в алжирском внешнеполитическом ведомстве представителям марокканского МИДа было заявлено, что официальный Рабат ранее подписался под соблюдением статьи 31 Венской конвенции о консульских сношениях, взяв на себя обязанность принимать «необходимые меры для защиты консульских помещений и предотвращать в них проникновения со стороны не допускать оскорбления достоинства их персонала».

В этой связи МИД АНДР возлагает всю полноту ответственности за произошедшее и за дальнейшее развитие событий на марокканскую сторону, одновременно заявляя: «нужно занять четкую и однозначную позицию относительно необходимости уважать символы алжирского государства во всех обстоятельствах». Алжирские дипломаты в этой связи намекают своим марокканским коллегам, что в случае отсутствия адекватных извинений МИД АНДР оставляет за собой право жаловаться в ООН.

Между тем, алжирские власти уже попытались отыграться на тех марокканских гастарбайтерах, которые работают в Алжире (преимущественно в крупных городах на западе страны), задержав и выдворив часть из них (особенно нелегалов) и ограничив возможности для дальнейшего пребывания остальных через усиление контроля на границе, к которой с той и другой стороны были подтянуты дополнительные войсковые подразделения, хотя сейчас это больше выглядит как демонстрация.

Кроме того, алжирские власти намекают на готовность закрыть контрабандные пути ввоза различных товаров и наркотиков из Алжира в Марокко, за счет которых кормятся многие представители марокканских властей, включая силовиков.

Между тем, важно понять, почему эскалация напряженности произошла именно сейчас. Не случайно, что бывший алжирский дипломат, профессор политологии Ахмед Адими удивляется тому, как Марокко реагирует «на известную позицию Алжира с 1976 года».

Столь острая реакция с обеих сторон обусловлена в том числе и внутренними причинами и в первую очередь – экономического характера. Не случайно, что обе стороны сознательно раскручивали обострение конфликта. На ситуацию как в Марокко, так и в Алжире повлиял мировой финансовый кризис. Не случайно, что отражением этого в том числе стало 20%-е увеличение НДС (в том числе на товары первой необходимости), недавние перестановки в правительстве и девальвация алжирского динара более чем на 10%.

При этом марокканские СМИ и эксперты указывают на то, что таким образом Бутефлика пытается отвлечь алжирцев от его семейных неурядиц и сомнительных действий во внутренней политике страны, включая попытку выставить свою кандидатуру в четвертый раз на президентский пост.

И в этом смысле переключение внимания на внешнего врага является старым испытанным приёмом. Во всяком случае алжирскому руководству это отчасти удалось. Не случайно, что форумы алжирских СМИ пестрят сообщениями с призывами дать Марокко реальный отпор. Более того: на эту уловку поддались и многие оппозиционеры. Примечательно, что в порыве наказать Марокко фактически соединились с представителями «партии власти» Фронта национального освобождения Алжира видные члены исламистских движений, например, Мохаммед Хадиби из «Ан-Нахды», склонные рассматривать происходящее как «политическую и информационную войну», провоцируемую Западом и его проводниками в лице марокканского монархического режима с целью укрепления своих позиций в регионе.

Однако акцентировать внимание лишь на внутренних причинах в данном случае было бы упрощением ситуации. Следует заметить, что осуществив провокацию в момент празднования 1 ноября Алжиром очередной годовщины начала восстания против французских колонизаторов в 1954 г., марокканская сторона тем самым не просто наносила алжирской стороне особенно болезненную «пощёчину» в ответ на «подрывные действия в западно-сахарской провинции». Подобные действия были также приурочены и к визиту в регион в начале ноября американского госсекретаря Джона Керри.

Тем самым Марокко в том числе сигнализирует США о своём недовольстве относительно попыток Вашингтона сблизиться с Алжиром в рамках борьбы против терроризма, что выражается и в попытках усиления связей по линии военно-технического сотрудничества. Марокканское руководство опасается того, что параллельно этому может произойти снижение уровня союзнических отношений между Вашингтоном и Рабатом и, что в итоге американская сторона может пересмотреть свое видение проблемы Западной Сахары и усилит давление на Марокко в плане соблюдения там прав человека.

Следует заметить, что официальный Рабат также очень сильно нервничал по поводу избыточного, по его мнению, внимания Запада (включая Европарламент) к состоянию прав человека в Западной Сахаре, в том числе к случаям «насильственных исчезновений». Не случайно, что марокканские представители расценили призыв Бутефлики усилить внимание за состоянием прав человека в Западной Сахаре как явный вызов.

С другой стороны, происходящее служит индикатором обострения конкуренции двух стран из-за влияния в Африке, особенно в Сахеле и Магрибе. Примечательно, что марокканские СМИ и политики открыто говорят о том, что тем самым Бутефлика пытается реабилитироваться перед алжирцами за неудачи внешней политики АНДР в Ливии и Мали.

Не случайно, что в связи с произошедшим обе стороны обвиняют друг друга в экспансионизме и колониализме. При этом с точки зрения представителей правящего в Алжире режима сопротивление «гегемонистским» планам марокканцев в Западной Сахаре видится фактически национальной задачей страны. В данном случае речь идет об обеспечении собственной стратегической безопасности и недопущении дальнейшего проникновения Марокко в Африку и регион Сахеля.

При этом у Алжира, согласно публикациям в «армейской» газете «Аль-Ватан», есть гораздо больше доводов и козырей, чтобы возглавить Магриб, в том числе и в силу более выгодного географического «центрального» положения.

Как бы там ни было, нынешняя ситуация наглядно демонстрирует то, что  вопрос о Западной Сахаре остается примером нерешаемых в принципе проблем в международной практике. Для обеих стран, имеющих амбиции на лидерство в регионе, в обозримом будущем невозможно отказаться от собственного видения будущего Западной Сахары. Ввиду остроты проблемы практически невозможно ожидать с их стороны уступок, которые бы позволили выработать некое «соломоново решение». Ведь любая из них, учитывая создавшееся положение, будет равносильна поражению того или иного участника спора.

Однако центральным вопросом остается будущее алжиро-марокканских отношений. Несмотря на понижение между двумя странами уровня дипломатических отношений, говорить о том, что будто бы они находятся на критически опасном уровне, нельзя.

Но, несмотря на то, что ожидать резкого ухудшения двусторонних отношений и тем более возвращения ситуации к началу 1960-х гг., когда Алжир и Рабат открыто конфликтовали, не приходится, произошедшее не пройдет бесследно для будущего диалога между двумя странами. И хотя можно прогнозировать, что марокканский посол достаточно скоро вернется в Алжир, «потепления» в ближайшей перспективе ожидать не приходится.

Быстрому потеплению не способствует и низкий уровень экономических связей между Алжиром и Марокко. Несмотря на соседство двух стран, показатели внешней торговли между ними не только заметно уступают соответствующим показателям соседних европейских стран (Испания, Италия и Франция), а также некоторых стран БРИКС (особенно Индии и Бразилии), но и ряду прочих арабских государств. Например, показатели внешнеторговых отношений между Марокко и Саудовской Аравией заметно превышают соответствующие индикаторы между Марокко и Алжиром.

Подобная ситуация еще больше усугубляется тем, что, по мнению алжирского политолога Луиз Хамадуш, «Экономики двух стран очень разные, они не дополняют друг друга».

Кроме того, на двусторонние отношения будет и далее оказывать негативную роль их соперничество за влияние в регионе. Примечательно и то, что с момента создания в феврале 1989 года в Марракеше Союза арабского Магриба Алжир подписал с Марокко наименьшее количество договоров и соглашений, чем с другими партнерами по этой организации. А это, по мнению представителей алжирских властей, наглядно говорит о незаинтересованности марокканской стороны реально взаимодействовать со своими соседями в решении политических и экономических проблем.

Таким образом, среди ожидаемых последствий можно назвать снижение и без того невысокой значимости этой региональной организации. Не случайно, что в последнее время из уст алжирских политиков всё чаще звучат предложения прекратить строить «совместный с Марокко Магриб» и заняться реализацией сугубо собственных интересов, что, в принципе, с недавних пор Алжир демонстрирует все чаще.

52.36MB | MySQL:106 | 1,388sec