Ситуация в Тунисе: октябрь 2013 г.

В октябре между основными игроками тунисской политической арены была подписана «Дорожная карта», предваряющая «национальный диалог». Согласно этому документу в поставленный срок правительство исламистов обязалось сложить свои полномочия, Национальное учредительное собрание (НУС) — разработать конституцию и электоральное законодательство, назначить членов избиркома для будущих выборов. После этого на должность нового премьер-министра должен быть избран достойный «независимый национальный лидер». Все эти действия предполагается предпринять до 23 ноября 2013 г.

В октябре тунисские политики вновь собрались с силами и объявили о намерении вытащить страну из стагнационного кризиса. Последний был усугублен политическими убийствами, в том числе 25 июля 2013 г. лидера оппозиционного движения Народный фронт Мухаммеда Брахми. Так, 5 октября правящая коалиция («Ан-Нахда», Конгресс за республику и Демократический фронт за труд и свободы) подписала с переговорщиками из оппозиционных партий и общественных организаций план «Дорожная карта». В нем предусматривалась отставка нынешнего временного правительства, не оправдавшего доверия граждан, через три недели после старта «Национального диалога» между основными политическими силами. Вместо него должно быть сформировано правительство технократов во главе с достойным независимым государственным деятелем, имя которого станет известно в течение первой недели «Национального диалога». Кроме того, Национальное учредительное собрание (НУС) должно доработать Закон о выборах, назначить членов избирательного комитета, определить дату будущих парламентско-президентских выборов и утвердить конституцию, — все это к 22 октября 2013 г.

Под планом «Дорожная карта» подписались представители Всеобщего союза тунисских трудящихся (ВСТТ), Тунисского союза предпринимателей, торговли и ремесел, других общественных организаций, а также лидеры 21 партии (в т.ч. Призыв Туниса и Народный фронт). Любопытно, что, несмотря на одобрение плана со стороны президента страны Монсефа Марзуки, бывшего лидера Конгресса за республику (КЗР), входящая в правящую коалицию партия отказалась присоединиться к инициативе. По версии генсека КЗР Имала Даими, «Ан-Нахда» и ВСТТ якобы отстранили всех от процесса обсуждений, по сути договорившись обо всем между собой. Кто-то из обозревателей заметил, что, став сателлитом исламистов, КЗР полностью рассеялась. Отвоевав по итогам выборов октября 2011 г. 29 мандатов в НУС, партия сохранила лишь 15 из них. Ее состав существенно пошел на убыль после того, как от нее отпочковались два самостоятельных политических союза. «КЗР есть лишь потому, что есть Марзуки», — пояснил Хассан Заргуни, работник службы опроса общественного мнения SIGMA. Политолог Амин Гали из Kawakibi Democracy Transition Center высказал в сою очередь мнение, что КЗР играет в «хорошего парня»: если переговоры будут успешными, то партия в них вступит на правах участника, а если нет — то она ничего не потеряла, ведь была против с самого начала. Как бы то ни было, занятая позиция может свидетельствовать о падении роли КЗР.

Хотя план «Дорожная карта» был принят, исламисты продолжили настаивать на том, чтобы правительство сложило свои полномочия одновременно с НУС, апеллируя к низкому уровню безопасности. 14 октября премьер-министр Али Ларайед заявил, что «Национальный диалог» должен предшествовать «Дорожной карте», а не наоборот. В партии исламистов «Ан-Нахда» в целом скептически отнеслись к каким-либо четким срокам выполнения задач. Лидер исламистов Рашид Ганнуши в очередной раз напомнил 11 октября, что следующие выборы состояться не ранее 2014 г., указав, что его партия намерена к ним хорошенько подготовиться, т.к. «не намерена упускать власть из рук».

Под сомнение ставилась способность НУС завершить предполагаемую работу за немыслимо короткий срок. Эксперт по конституционному праву Каис Сайид выразил общее мнение, что депутатам и остальным переговорщикам мешали прежде отсутствие организованности и «нежелание мириться с взаимным существованием». С июля по сентябрь 2013 г. многие оппозиционные деятели игнорировали заседания НУС в знак протеста против политики правительства. Председатель НУС Мустафа бен Джаафар сразу пообещал наладить работу органа, пригрозив лишить депутатов-прогульщиков зарплаты.

Как бы то ни было, 18 октября пресс-центр ВСТТ сообщил, что «Национальный диалог» стартует 23 октября. Следовательно, все обозначенные в документе задачи должны быть поэтапно выполнены в течение месяца. Дата выбрана не случайно. В этот день два года назад в Тунисе впервые прошли свободные демократические выборы, где тунисский народ избрал временное правительство и Национальное учредительное собрание, предположительно, сроком на год. Однако в силу обстоятельств постоянные органы власти до сих пор не пришли на замену временным.

За два дня до старта переговоров СМИ цитировали слова премьер-министра А.Ларайеда, что правительство уйдет в отставку, как это предусмотрено «Дорожной картой», а сам премьер готов сложить полномочия и того раньше. Однако вскоре эта реплика, видимо, сделанная сгоряча, была аннулирована, и появилось сообщение из пресс-секретариата «Ан-Нахды», что отставка ожидается не ранее, чем будет принята конституция, назначены члены избирательной комиссии и доработан закон о выборах.

К полудню 23 октября оппозиционеры провели на центральном проспекте столицы запланированный заранее пикет, где призывали поскорее покончить с правительством исламистов. «Отправить в отставку и покарать банду террористов!», «Сегодня, сегодня, пусть «Ан-Нахда» падет сегодня!», «Нет страху, нет возврату в прошлое, нет сомнениям!» — такова была суть лозунгов и транспарантов. После полудня ожидалось обращение премьера, за которым, должны были последовать переговоры. Однако внезапно Тунис облетела новость о том, что в округе Сиди-Бу-Зид в перестрелке с местными салафитами были убиты шестеро военных Национальной гвардии. Вследствие этого речь А.Ларайеда, все же появившегося с опозданием в телеэфире, была полна негодования по поводу эскалации насилия. «Наш приоритет сейчас – безопасность», — подчеркнул премьер-министр. «Национальный диалог» вновь не состоялся. Политические вопросы ушли на задний план А.Ларайед лишь кратко упомянул содержание «Дорожной карты», подтвердил, что правительство объявит о самороспуске после того, как будет подготовлено электоральное законодательство, назначен избирательный комитет, сформировано правительство технократов. Вопреки договоренностям, он не потребовали в качестве непременного условия отставки утверждения финального варианта конституции.

На следующий день электоральный блок Национальный фронт спасения, сформированный 26 июля 2013 г. из основных оппозиционных партий (в т.ч. Союз Туниса и Народный фронт), выразил свою поддержку А.Ларайеду. Было предложено перенести дату старта переговорного процесса на 25 октября. В названный день переговорщики все-таки встретились во дворце Бардо (пригород столицы). Таким образом, «Национальный диалог» был признан открытым.

28 октября НУС собрался практически в полном составе впервые после добровольного выхода оппозиционеров из его состава в июле 2013 г. В заседании приняли участие лишь трое депутатов от партии КЗР, которая отказалась подписать «Дорожную карту». Здание находилось под усиленной охраной. Центральной темой обсуждений была кандидатуры нового премьера. Оговаривалось, что личность премьера должна соответствовать ряду критериев, в т.ч. иметь нормальную физическую и психическую форму, обладать достаточным политическим опытом и понимать экономические процессы. Среди 18 заявленных кандидатов фигурировали в частности политический деятель эпохи первого президента Хабиба  Бургибы Ахмед Мстири, бизнесмен и видный банкир Мансур Маалла, Видад Шамауи, женщина-председатель Национального союза предпринимателей, торговли и ремесел и др.

30 октября заседание НУС едва не было сорвано новостью о взрыве в отеле в курортном городе Сус, а также предотвращении теракта в г. Монастир. Диверсии боевиков и радикальных исламистов сильно осложняли ход переговоров, хотя полиция и военные усердно с этим боролись. Например, 21 октября в районе Беджа военным удалось уничтожить девять боевиков запрещенной группировки «Ансар аш-Шариа», которые скрывались в горных ущельях. За последние два месяца были арестованы 200 членов этой группировки. Спецоперация потребовалась после того, как был обнаружен опорный пункт террористов, занимавшихся изготовлением взрывчатки и хранивших боеприпасы и огнестрельное оружие. Все убитые боевики были причастны к политическим убийствам в Тунисе.

31 октября НУС предложил список кандидатов для избиркома, который будет состоять из 9 человек и которому предстоит следить за ходом будущих парламентско-президентских выборов. В составе избиркома (не считая его председателя) будет соблюден принцип равенства полов, в его составе будет четыре женщины.

Таким образом, стартовавший «Национальный диалог» открыл перед политиками Туниса перспективу выхода из глубокого политического кризиса. Учитывая то, что исламисты вступили в него безоговорочно, процесс передачи власти обещает пройти в Тунисе мирно, демократическим путем, без вмешательства военных. За два года нахождения у власти «Ан-Нахды»  оппозиция объединилась и теперь выглядит более монолитно. Однако этого, безусловно, недостаточно для триумфа. Политикам предстоит еще трудная работа и борьба. Согласно исследованию, проведенному Zogby Research Services в июле-августе 2013 г., 64% тунисцев полагали, что революция развивается в ложном направлении, при этом партию «Ан-Нахда» поддерживали 28% респондентов. Другие партии уступали ей в популярности (набирая в среднем не более 20% голосов опрошенных). Салафиты оставались кумирами 20% тунисцев. Из политиков самым надежным в глазах избирателей выглядел бывший премьер-министр Хамади Джебали, за которого отдали бы свои голоса 50% тунисцев. Президент Монсеф Марзуки мог бы рассчитывать на 35% голосов, а председатель НУС Мустафа бен Джаафар на 37%. Лидер партии «Призыв Туниса» Каид ас-Себси набрал бы лишь 27% голосов избирателей.

52.23MB | MySQL:103 | 0,489sec