Алжиро-марокканского обострения стало серьезным имиджевым поражением АНДР

Показательным в наблюдаемом алжиро-марокканском обострении стала реакция на него третьих стран, от позиции которых во многом зависит то, каким образом будет далее развиваться не только диалог между Алжиром и Марокко, но и ситуация в регионе в целом.

Следует особо заметить, что важную роль здесь играет отношение к происходящим событиям соседних африканских стран, которые в основной своей массе поддерживают алжирский вариант с предоставлением Западной Сахаре независимости.

В то время как симпатии значительной части стран Запада и арабских государств находятся на стороне Марокко, Алжир заручился поддержкой большинства африканских стран. В первую очередь, речь идет о традиционном направлении алжирских усилий в рамках Африканского союза. С их помощью Алжир пытается осуществлять давление против своего регионального соперника. Достаточно вспомнить недавнее заявление алжирского президента А.Бутефлики, оглашенное в Абудже и, что больше всего беспокоит марокканцев – это вырисовывающееся создание оси Алжир-Абуджа-Претория из влиятельных африканских государств Алжира, Нигерии и ЮАР.

Попытка её создания просматривалась с момента прихода А.Бутефлики к власти. Достаточно указать на то, что уже в 1999 г. на саммите ОАЕ он совместно с президентами ЮАР и Нигерии Т.Мбеки и О.Обасанджо выступил одним из авторов «Программы партнерства Тысячелетие для африканского восстановления» (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme или MAP).

В этой связи Марокко особенно тревожили действия ЮАР, которая стала претендовать на роль главного «местного» игрока в Африке. Фактически, с момента падения режима апартеида и прихода к власти представителей революционных сил эта страна позиционировала себя «независимой силой», (в том числе это выражалось в достаточно близких отношениях с режимом Каддафи).

И в этом смысле Алжир с точки зрения официального Рабата служил своего рода антимарокканским двигателем на континенте. И судя по реакции высших представителей королевства, совместные алжирские действия с прочими африканскими государствами  заставляют Марокко нервничать. Не случайно, что 8 ноября, в 38-ю годовщину марокканского «Зеленого марша» на Западную Сахару, король Мохаммед VI был вынужден упомянуть и позицию тех стран, которые «играют на стороне враждебных Марокко сил на деньги заинтересованных государств». Фактически, тем самым он почти открыто обвинил Алжир в подкупе голосов не только отдельных стран, но и организаций.

Примечательно, что подобное положение дел наблюдается несмотря на то, что Алжир в плане политико-дипломатической активности в целом пока уступает Марокко. Соответствующим индикатором служит то, что король Мохаммед VI уже трижды совершил большие африканские турне, тогда как в отличие от него Бутефлика не может похвастаться подобными достижениями.

Подобное положение во многом обусловлено тем, что марокканское руководство, игнорируя мнение африканских стран, изначально сделало основную ставку на поддержку ряда западных стран и арабских монархий, которая до последнего времени позволяла ему противодействовать алжирским попыткам решения западно-сахарского вопроса.

Рабат, в отличие от Алжира, лишен возможности маневра в «панафриканских» структурах в силу того, что он в них не состоит. Усиление же совместных действий последнего с ЮАР с Нигерией вынуждает Рабат принимать собственные меры и в том числе налаживать более стабильные связи с той же Саудовской Аравией и другими монархическими арабскими режимами, традиционно помогающими Марокко в его западно-сахарском споре с Алжиром.

Поэтому выражение с их стороны поддержки было прогнозируемым. И по мере активизации обсуждения западно-сахарского вопроса Марокко получало поддержку со стороны этих государств. Особенно активно в последние месяцы на этом направлении действовал Бахрейн, который 1 октября в очередной раз заявил о своей «непоколебимой принципиальной позиции солидарности» с Рабатом по вопросу о территориальной целостности Марокко применительно к марокканской Сахаре». Эту позицию королевство открыто заявляло в том числе и на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако наиболее показательной и ощутимой  была поддержка марокканской позиции со стороны ряда западных стран. Следует заметить, что значительная часть европейских государств в данном случае попыталась избежать односторонних заявлений в поддержку той или иной страны. Однако абсолютное их большинство симпатизирует Марокко, хотя и предпочитает не осложнять тем самым диалог с Алжиром, власти которого имеют возможности для того, чтобы не позволить тем или иным иностранным компаниям проникнуть на его рынок или ущемить уже работающие там.

Тем не менее, представитель ЕС Филипп Морилон своим заявлением о том, что «Автономия в составе Марокко – это будущее Западной Сахары», по сути, отразил общую позицию большинства государств Запада по отношению к этому вопросу.

Тем не менее, их отношение к алжиро-марокканскому обострению не было однородным. Особенно заметной была соответствующая реакция давнего марокканского партнера в лице Парижа. Так, соответствующее заявление главы МИД Франции Рабат расценил практически как открытую поддержку королевству.

Ещё более красноречивой была реакция французских парламентариев. Так. марокканские СМИ распространили заявление со ссылкой на Кристиана Камбона, вице-председателя Комиссии по иностранным делам и обороне Сената Франции, согласно которому Париж выразил Марокко безоговорочную поддержку.

По его словам, «позиция Франции по сахарскому вопросу хорошо известна» и Париж видит конечное урегулирование проблемы исключительно в рамках предоставления Западной Сахаре автономии и развития дальнейшего диалога в рамках Союза арабского Магриба. Только в этом случае, по мнению Камбона, у Алжира и Марокко есть шанс стать «настоящими африканскими тиграми». При этом он напрямую увязал это со стратегией французской стороны в её действиях в Магрибе и Сахеле, в том числе «против джихадистов и террористов в Мали».

При этом Камбон расценил алжирские действия как «провокационные, враждебные и бесполезные заблуждения» и что «речь Абдельазиза Бутефлики не затормозит движение Союза арабского Магриба к единству и миру, хотя этого ожидают наши общие противники, террористы и экстремисты».
Разумеется, алжирскую сторону не устраивает подобное положение, при котором свобода действия Алжира в рамках Союза арабского Магриба будет ограничиваться с подачи Франции лояльным Парижу Марокко. Не случайно, что в последние дни представители алжирских властей открыто выступали за прекращение активного участия в этой организации.

Позиция США в данном случае выглядит более осторожной, но её суть также очевидна. По крайней мере, марокканские СМИ цитируют письмо, якобы распространенное администрацией Б.Обамы, в котором Вашингтон отрицает необходимость изменений в его прежней политике по отношению к Марокко и пересмотру планов мирного урегулирования в Западной Сахаре путем предоставления ей автономии, о необходимости чего заявил в своей речи 28 октября Бутефлика.

И, несмотря на то, что официальные лица США избежали формулировок, подобных оценкам французских парламентариев, некоторые авторитетные представители американского экспертного сообщества охарактеризовали действия представителей руководства АНДР очень жестко. Они не скрывали своего враждебного отношения к алжирской позиции. В этом случае необходимо отдавать отчет в том, что такая реакция отражает настроения, по меньшей мере, части политической элиты США, что служит для Алжира достаточно тревожным индикатором.

Так, председатель совета директоров вашингтонского Института религии и общественной политики Джозеф К. Гриебоски призвал алжирский режим «сначала навести порядок у себя дома, прежде чем осмеливаться говорить о правах человека в южных провинциях марокканского королевства и нагло предлагать во всеуслышание изменить характер задач миротворческой миссии ООН Минурсо».

Он же обвинил алжирские власти в ответственности за «хрупкую ситуацию, которая царит в лагерях в Тиндуфе, на юго-западе Алжира, где население страдает, будучи задержанным, против его воли и где не соблюдаются основные права человека».

Причины подобных действий алжирского руководства он объяснил «отчаянной попыткой, направленной на отвлечение внимание от неудач и провалов Алжира перед успехами Марокко, благодаря реформам на всех уровнях, особенно в области прав человека». По его словам, это традиционный способ представителей властей АНДР увести внимание международной общественности от собственных проблем.

При этом он особо отметил, что «несмотря на ветры перемен, который дует в регионе, алжирский режим по-прежнему сопротивляется любому процессу демократизации». Однако «Алжир не может долго продолжать обманывать международное сообщество и отводить его внимание в сторону ложными обвинениями других».

По сути, тем самым Джозеф К. Гриебоски выразил общее для значительной части западных политиков и экспертного сообщества мнение. При этом другой авторитетный политолог Питер Фам, директор Африканского центра при Атлантическом совете дополнил выдвинутые им обвинения тем, что Алжир «явно продолжает игнорировать взятые им обязательства согласно подписанным ранее международным документам, касающимся прав беженцев, включая Конвенцию 1951 о статусе беженцев и Протокол 1967 г. по отношению к задержанному на его территории населению».

Примечательно, что многие правозащитные организации в данном случае также высказывают претензии к Алжиру, хотя нарушения прав человека отмечаются как с алжирской, так и с марокканской стороны.

Тем самым они фактически выражают другими словами основной тезис короля Марокко Мохаммеда VI, произнесенный в речи, посвященной 38-летней годовщине марокканского «Зеленого марша», организованного официальным Рабатом в ноябре 1975 г. в Западную Сахару. Король, в частности, указал, что «те, кто критикует Марокко относительно состояния прав человека, должны сначала посетить лагеря в Тиндуфе».

Примечательно, что представители целого ряда западных структур, в том числе представители Европарламента идут в своих оценках еще дальше и указывают на то, что «время для выполнения рекомендаций ООН и в частности, переписи беженцев в лагерях Тиндуфа, истекло».

В этой связи в докладах правозащитных структур отмечается, что с подачи алжирских властей представители Фронта ПОЛИСАРИО, осуществляющие контроль над находящимися в Алжире западно-сахарскими лагерями «ограничивали свободу слова и свободу передвижения людей».

Также на эти и другие моменты указал 28 октября в своем докладе о состоянии прав человека в районе Сахеля представитель Европарламента от Великобритании Чарльз Таннок. В частности, докладчик не только указал на отсутствие внятной реакции алжирских властей на неоднократные указания международных организаций по данному вопросу, но и сознательному препятствованию этому со стороны алжирских властей и Фронта ПОЛИСАРИО. Среди выдвинутых им претензий по отношению к алжирским властям, по сути, значится и октябрьское похищение 2011 г. в лагере Рабуни троих рабочих, содействовавших работе представителей ЕС и ООН среди западно-сахарских беженцев.

При этом он выразил «обеспокоенность ситуацией с бедностью и отсутствием элементарных услуг в лагерях Тиндуфа, особенно в отношении обеспечения питанием, доступа к медицинским услугам и безопасной питьевой воде». По его словам, это в сочетании с отсутствием ясных перспектив для многих беженцев создает предпосылки для их радикализации.

В связи с этим правозащитники запрашивают международные организации о необходимости заставить «алжирские власти выполнять свои обязанности по улучшению положения в области прав человека, для чего они добиваются обеспечения постоянного и неограниченного доступа в эти лагеря, чтобы расследовать каждое из соответствующих утверждений».

Необходимость более активного вмешательства в западно-сахарский конфликт мотивируется тем, что он оказывает негативное влияние на общую ситуацию в регионе. Так, в докладах Чарльза Таннока и других соответствующих документах прямо говорится о том, что в тиндуфских лагерях создана практически нетерпимая обстановка и там необходимо «обеспечить безопасность» во избежание попадания находящихся там «молодых людей в преступные или террористические сети». По их мнению, подобная ситуация становится актуальной в связи с прозрачностью алжиро-марокканской границы.

Таким образом, в случае нового обострения ситуации в Западной Сахаре следующим шагом может стать обвинение Алжира в поддержке им терроризма в регионе в дополнение к уже высказывавшимся со страниц ряда газет утверждениям относительно причастности алжирских спецслужб к радикализации в Мали и в том числе в искусственном создании джихадистской группы Мохтара Бельмохтара.

Следует особо заметить, что «африканская» поддержка Алжира имеет куда более важное практическое значение, чем западная. Тем не менее, в результате своими действиями Рабат добился серьезной моральной победы над Алжиром.

Во-первых, сейчас марокканские власти пытаются избежать обвинений со стороны стран «третьего мира» в привязке к Западу соответствующей обработкой прочих государств. Так, количество своих союзников Рабат пытается дополнительно увеличить за счет активизации межпарламентского взаимодействия с прочими странами. Например, в течение осени 2013 г. такую поддержку он попытался получить в ходе консультаций с делегациями из Перу и Коста-Рики.

Во-вторых, несмотря на то, что на стороне Алжира фактически выступили многие африканские страны, не они сегодня определяют повестку дня международной политики. Как бы там ни было, но марокканскому руководству в определенной степени удалось добиться того, чтобы Запад обратил на проблему тиндуфских лагерей внимание, хотя и не такого масштаба, как того хотелось бы королю Мохаммеду VI.

Однако он, как показывает практика, успешно работает над ошибками и выигрывает у представителей алжирского руководства, которые демонстрируют неспособность подать информацию в том виде, в каком это могло бы иметь эффект для Брюсселя и Вашингтона.

И по этой части марокканское руководство проявило серьезный креатив, умело настроившись на «западную волну» относительно нарушения прав человека. С начала осени 2013 г. оно умело «разогревало» эту тему и сознательно спровоцировало острую реакцию Алжира. И делало оно это в том числе через специально созданные для освещения ситуации в Западной Сахаре с марокканской позиции информационные каналы.

В ход был пущен даже «женский вопрос». Так, 26 сентября на 24-й сессии по правам человека в Женеве присутствовала Маулайнине Саадани,  позиционирующая себя представителем западно-сахарских женщин-беженок и фактически выступающая на стороне Марокко. Она в своем выступлении призвала мировое сообщество обратить внимание на ситуацию в лагерях Тиндуфа, чтобы «помочь страдающим и забытым женщинам Сахары».

Тем не менее, применительно к происходящим в регионе событиям необходимо отметить, что в силу произошедших в последние два десятилетия серьезных изменений в Африке и мире в целом, марокканские позиции ухудшились. Следует заметить, что за это время Алжир не только обрел новых союзников. Так, например, возможности западных союзников в данном случае минимизировать наличие у африканских государств собственного видения проблемы ограничиваются растущим экономическим и политическим влиянием в регионе других государств, в первую очередь – Китая.

Но в любом случае, западно-сахарские лагеря в Тиндуфе являются одним из уязвимых мест АНДР в диалоге с Западом. Их наличие некоторые западные и арабские страны могут впоследствии использовать для оказания давления на алжирское руководство. Которое, тем не менее, как показывает практика, пока не намерено подчиняться «диктату извне» и пытается подготовить комплекс ответных мер. Но это уже  отдельная тема.

52.33MB | MySQL:103 | 0,573sec