Локальный аспект проблемы безопасности в Израиле: железнодорожная станция-бомбоубежище в Сдероте

Проблема обеспечения безопасности в Израиле (в том числе и от ракетных обстрелов) имеет не только общегосударственный характер, но и локальный. Приведем только один пример. Сдерот это небольшой даже по израильским масштабам городок. В нем немногим более 21 тысячи жителей. Он был основан в 1951 году в качестве «маабара», т.е временного лагеря для репатриантов из Курдистана и Ирана. Сдерот состоял тогда целиком из бараков и палаток. Только в 1955 году здесь были построены первые стационарные дома. Во второй половине 50-х годов прошлого века в поселке обосновались новые репатрианты из Марокко и Румынии. В 1958 году Сдерот получил статус самостоятельного местного совета. Статус города он получил только в 1996 году после того, как здесь поселились порядка десяти тысяч новых репатриантов, прибывших из СССР (в основном с Кавказа) и из Эфиопии.

Сдерот может служить символом маленького периферийного израильского года со сравнительно низким средним уровнем доходов населения, сравнительно высоким уровнем безработицы и с несомненно неблагополучным миграционным балансом. Показательно, что у 51 % семей проживающих в Сдероте нет автомобилей, но при этом не менее 36 % работающих жителей города ездят на работу за его пределы. Данный показатель нехарактерен для большинства городов Израиля.

Развитию города Сдерот препятствует с одной стороны удаленность от района Гуш-Дана (Большого Тель-Авива), в котором имеются многочисленные и разнообразные возможности трудоустройства, а с другой стороны — близость сектора Газы. От границы этого контролируемого ХАМАСом враждебного Израилю государственного образования Сдерот отделяет чуть более 1 км. С начала 2000-х годов имели место случаи обстрела города из минометов, а также при помощи примитивных ракет «Кассам» со стороны сектора Газы. После того, как 12 сентября 2005 года сектор Газы окончательно оставили силы ЦАХАЛа, выведенные оттуда вскоре после ликвидации еврейских поселений этого района в рамках осуществленной правительством Ариэля Шарона программы «Разделение», ракетные обстрелы Сдерота стали по сути регулярными. Перерывы между ними бывают короткими, бывают долгими (в несколько месяцев). В периоды обострения напряженности вокруг сектора Газы ракетные обстрелы Сдерота происходят изо дня в день. Наряду с примитивными ракетами «Кассам» исламскими боевиками стали теперь использоваться и вполне «профессиональные» ракеты, например, ракеты «Град».

В этой связи не удивительно, что вступившая в эксплуатацию 24 декабря железнодорожная станция «Сдерот» стала первой в Израиле, а, возможно, и во всем мире наземной железнодорожной станцией, построенной так, чтобы служить одновременно и бомбоубежищем, выдерживающим прямые попадания ракет. Железнодорожная станция расположена у въезда в город. Она должна обслуживать как жителей Сдерот, так и студентов и преподавателей расположенного на его окраине академического колледжа «Сапир» и жителей близлежащих сельских поселений.

Строительство железнодорожной станции в Сдероте, на которое ушло 56 миллионов шекелей (ок. 16 миллионов долларов США), оценивалось многими экономистами, в том числе и из Министерства финансов Израиля, как нерентабельное. Однако правительство Биньямина Нетаньяху настояло на завершении этого дорогостоящего проекта, долженствующего укрепить ставший на неопределенный срок прифронтовым город. На торжественную. церемонию открытия этой железнодорожной станции премьер-министр Израиля прибыл лично. Он, в частности, заявил, что теперь «Тель-Авив это пригород Сдерота». В данном случае речь идет, безусловно, лишь о шутливой метафоре, но поездка из Тель-Авива в Сдерот или из Сдерота в Тель-Авив действительно будет занимать теперь менее часа.

Как известно, площадь Израиля (вместе с Иудеей и Самарией) почти вдвое меньше площади Московской области. В этой связи сделанное на церемонии в Сдероте заявление Биньямина Нетаньяху относительно того, что планируемое его правительством развитие железнодорожного транспорта в стране приведет к ликвидации самого понятия «периферия» в Израиле, далеко выходит за рамки метафоры. В настоящее время Сдерот – конечная станция на строящейся линии Ашкелон – Беэр-Шева. Уехать с нее можно только в северном направлении, в направлении Ашкелона и Тель-Авива. Однако уже к 2015 году планируется соединить Сдерот с расположенными южнее него городами Нетивот, Офаким, Беэр-Шева и Димона. В качестве маленького подарка по поводу этого исторического события местного значения министр транспорта Исраэль Кац объявил на церемонии открытия станции «Сдерот», что в течение ближайших трех месяцев проезд с нее и на нее для жителей города и окрестных сельских поселений, а также для студентов академического колледжа «Сапир» будет бесплатным.

51.87MB | MySQL:101 | 0,378sec