О взаимодействии спецслужб Франции и Турции на сирийском направлении

Мы уже говорили о том, что сирийский кризис в случае его дальнейшей интенсификации грозит серьезно дестабилизировать ситуацию в регионе и вызвать эффект «домино». В первую очередь это относится к Ливану и Иордании. Власти последней, несмотря на все усилия спецслужб по недопущению «оседания» джихадистов на территории королевства, в самое ближайшее время могут столкнуться с активизацией уже отечественных исламистов, воюющих сейчас в Сирии на стороне оппозиции. Десять тысяч штыков (а именно столько иорданских радикалов на данный момент находятся в Сирии) — это серьезный вызов королевской власти. То же самое справедливо и по отношению к европейскому направлению. В частности, в силовых структурах Франции происходит осознание того, что сирийский конфликт в состоянии самым кардинальным образом «аукнутся» уже внутри Европейского союза. По данным французских спецслужб, в Сирии в рядах радикальных исламистских групп воюет 250 граждан Франции. В основном это этнические арабы, хотя отмечено и довольно значительное число коренных европейцев. Самое опасное в этой ситуации то, что «европейские» исламисты из различных стран ЕС в процессе своего сирийского «джихада» налаживают тесную скоординированность, которую потом будут применять уже в готовом виде на европейской территории.

Такая ситуация вынуждает французские власти проявлять определенную активность. 27 января с.г. президент Франции Ф.Олланд во время встречи со своим турецким коллегой в Анкаре обозначил крайнюю необходимость в усилении кооперации между двумя странами в формате мониторинга логистических операций иностранных джихадистов по переправке в Сирию через турецкую территорию. Ту же самую тему и в то самое же время обсуждал министр обороны Франции Ж.Ле Дриан, по роду функциональных обязанностей курирующий спецслужбу DGSE, со своим турецким партнером — Исметом Йельмой. Основная проблема, с которой столкнулись французские руководители – это то, что турецкие власти относятся к теме транзита иностранных джихадистов через свою территорию, мягко говоря, «спустя рукава». Во время встречи с Ф.Оландом турецкий президент заявил следующее: «в условиях, когда более двадцати шести миллионов туристов посещают страну каждый год, невозможно выявить в этом потоке потенциальных радикалов без соответствующей упреждающей информации». Другими словами, турецкая сторона возложила на Париж основную роль по добыче оперативных данных и своевременному информированию о французских гражданах, направляющихся воевать в Сирию. В этом есть своя логика, поскольку французские спецслужбы явно не обладают всей полнотой информации о пунктах притяжения исламистов внутри самой Франции и возможных вербовщиках. Это вполне объяснимо, поскольку еще со времен чеченских кампаний в России на французской территории существует ряд вербовочных и идеологических центров джихадистов, на деятельность которых власти и силовики «закрывали глаза». Мотивируется такое поведение уважением различных «свобод» и «прав», а также отсутствием угроз безопасности непосредственно Франции со стороны этих лиц. Такая вот «терпимость». Стал широко известен случай, когда две семьи из Тулузы, узнав о намерении сыновей отправиться на «джихад» в Сирию, проинформировали местные власти и два неудачливых «добровольца» были арестованы. Правда, по большому счету, предъявить им нечего. Министр внутренних дел Франции М.Вальс согласно указанию из Елисейского дворца проводит в настоящее время ряд мероприятий по усилению внутреннего контроля как за пунктами вербовки, так и в отношении потенциальных и реальных джихадистов. Особое внимание при этом уделяется уже повоевавшим и вернувшимся на родину французским гражданам. Будет уделено повышенное внимание «авторам»-радикалам в интернете, а также более тщательному мониторингу за базой авиапассажиров, направляющихся из Франции в Турцию и обратно. Ряд экспертов очень скептически относится к этим мерам, справедливо полагая, что французским джихадистам ничего не стоит вылететь в Турцию из любой другой страны. Тем более что Париж в рамках реализации этой политики неожиданно столкнулся с сопротивлением со стороны европарламентариев. Европейский парламент выступил категорически против создания единого банка данных авиа- и железнодорожных пассажиров ЕС. По оценке парламентариев, это нарушает Шенгенское соглашение о свободе передвижения в Европе. Это соглашение также предусматривает запрещение любого контроля выезда европейцев за пределы ЕС. В этой связи французские спецслужбы, по данным информированных источников, прорабатывают вопрос об усилении каналов оперативной информации с американскими партнерами. Проще говоря, они хотели бы получать интересующую их информацию в сфере радиоэлектронной разведки и мониторинга интернета через сеть станций слежения АНБ в Европе. Американцы, не связанные никакими договорами в рамках ЕС, как представляется, на такой союз согласятся. Основную роль в этой новой политике отводится Департаменту внутренней разведки (DCRI). Париж также хочет, чтобы турецкие власти дали «добро» на более активное участие французских экспертов в отслеживании содержания исламистских турецких сайтов и их корреспондентов. Для этого необходимо стационарное присутствие французов на базах основных турецких интернет-провайдеров. Одновременно французская сторона хотела бы усилить свое присутствие в лагерях для перемещенных лиц из Сирии, располагающихся на турецкой территории. Сотрудники военной разведки Франции под прикрытием НПО и ранее там присутствовали, но теперь речь идет уже о создании фактически полевых резидентур. Эксперты сомневаются, что турецкая сторона пойдет так далеко, но какое-то более или менее взаимодействие, несомненно, является делом решенным.

52.23MB | MySQL:103 | 0,567sec