Сомали: центральное правительство не может стабилизировать ситуацию

Атака террористов из «Аш-Шабаб» на президентский дворец в Могадишо на прошлой неделе, когда девять смертников-исламистов навели серьезный переполох в столице и вели полнокровный бой на территории дворца более двух часов, показали в очередной раз всю слабость центральной власти. Собственно, эта атака и имела целью еще раз проиллюстрировать две вещи: неспособность центральных властей выполнять в полном объеме самую главную свою функцию по обеспечению стабильности в стране и доказать способность «Аш-Шабаб», несмотря на прямое военное поражение в прошлом году, самым серьезным образом влиять на ситуацию в Сомали. Напомним, что эта атака стала самой крупной после военного поражения «Аш-Шабаб», если, конечно, не считать резонансной операции в торговом центре в Найроби и взрывов в сомалийской столице под Новый год. Но в отношении Найроби имеется больше вопросов, чем ответов. Особенно с учетом того, что командование исламистов, которое сейчас фактически развалилось на две непримиримые фракции, так и не взяло ответственность на себя за этот теракт. Есть еще ряд моментов, которые необходимо учитывать. Первый – это то, что весной с.г. кенийские и эфиопские войска планируют провести «решающее» наступление на позиции исламистов с целью их полного разгрома. И второй – само центральное правительство в Могадишо раздирают клановые противоречия, которые и привели, в конечном счете, к отставке кабинета министров и уходу из власти ряда влиятельных фигур, что центральную власть, естественно, не усилило. Касаясь нюансов подготовки чисто военной операции, отметим, что и там не все здорово, имеются разногласия между Найроби и Аддис-Абебой по срокам ее проведения и числу участников. В феврале с.г. Джибути неожиданно выразило желание поучаствовать в этой операции и направить в Сомали свой воинский контингент. Руководство миссии Афросоюза АМИСОМ, в которой превалируют по понятным причинам кенийцы, это пожелание отклонили. И на это есть свои причины. Прежде всего, это нежелание кенийского руководства тем самым усилить роль Аддис-Абебы, которые выступают с джибутийцами в данном случае единым фронтом. В частности, эфиопские спецслужбы уже активно работают в Джибути в приграничной с Сомали зоне. Они также находятся в качестве инструкторов непосредственно в столице страны, где натаскивают местных коллег на организацию действенной системы контроля над представителями местной сомалийской диаспоры. Именно оттуда, как показал резонансный теракт в Найроби, можно ожидать серьезных неприятностей в случае начала активной фазы военной операции против «Аш-Шабаб». Такой союз между Аддис-Абебой и Джибути не случаен. Лидеры обоих государств не скрывают своих амбициозных планов по созданию в ближайшей перспективе транспортного коридора между двумя странами через сомалийскую территорию с целью создания для эфиопского бизнеса выхода к морским портам. И планирующаяся сейчас операция является одним из главных условий реализации этих планов. Превращение джибутийского побережья в один крупный транспортный и портовый хаб в планы Найроби не входит, поскольку в этом случае падает значение порта Момбаса и возникает реальная конкуренция за контроль над транспортными потоками и грузовыми перевозками. Одновременно в Найроби вынашивают планы по созданию дублера Момбасы в лице захваченного в прошлом году у исламистов портового города Кисмайо и переадресации транспортных региональных потоков именно на него. Но в случае с Кисмайо все еще не совсем определенно, поскольку для этого кенийцами планируется создание нового автономного от Могадишо анклава Джубаленд, что естественно центральным сомалийским правительством не приветствуется. Да и сама ситуация с безопасностью в Кисмайо далека от идеала и не способствует притоку иностранных инвестиций. Чего нельзя сказать про Джибути, где сильны позиции иностранных компаний, прежде всего из Франции. Сильно тормозит проведение военной операции неразбериха и растущая межклановая борьба в рядах самого центрального правительства в Могадишо. Согласно письму координатора ООН по делам Сомали и Эритреи Джарата Чопра, направленному им в штаб-квартиру организации в Нью-Йорке 6 февраля с.г., ситуация с поставками оружия и боеприпасов для нужд сомалийской армии вызывает определенную тревогу. Согласно посланию, а докладная записка содержит тринадцать страниц, командование сомалийской армии (а это, с трудом, созданные при помощи АМИСОМ четыре бригады) и национальные службы безопасности фактически блокированы от своих складов с оружием и боеприпасами. Точнее говоря – они не получают обещанного ранее правительством снаряжения, которое поступает под контролем ООН для создания самодостаточных сомалийских вооруженных сил и служб безопасности. При этом судьба самого оружия, как и конечный адресат получения такой помощи, абсолютно неизвестны. Это, прежде всего, относится к партии из тысячи автоматов АК-47, поступивших в июле прошлого года из Уганды, а также РПГ и автоматов, направленных в рамках помощи правительства Эфиопии и Джибути.  В результате проведенного расследования миссия ООН выяснила, что поставляемое на нужды национальной обороны оружие и боеприпасы фактически расхищаются и затем распределяются между лояльными президенту Сомали и его приближенным вооруженными милициями, или попросту становится объектом контрабанды с последующей перепродажей «третьим лицам». Одним из таких каналов являются лица из субклана абгал (племенное образование хавийя). Из абгал родом сам президент Сомали Хасан Шейх Махамуд, который безусловно, находится в курсе этих операций и имеет от них приличный доход. Ряд советников президента непосредственно курируют этот канал контрабанды. Он используется ими не только в целях личного обогащения, но и укрепления позиций ряда лояльных им вооруженных формирований из числа других кланов, которые совместно с милицией абгал воюют сейчас за право контроля над регионом Джохар с рядом местных племен. Второй основной канал – это снабжение оружием формирований клана хабр гедир, борющийся сейчас с ополченцами из клана биямал за право контролировать товаропоток, проходящий по стратегическому шоссе К-50. Контроль за этой автострадой означает фактически монополию на получение «налоговых выплат» от транспортных компаний и торговцев. Самое неутешительное во всей этой истории, что, согласно докладу, значительная часть оружия и боеприпасов по этим двум каналам попадает в руки исламистов «Аш-Шабаб», благодаря чему они сумели за последнее время серьезно восстановить свою боеготовность. Что, собственно, и продемонстрировано во время последней атаки в Могадишо. Кроме того, исламисты вошли в естественный союз с теми кланами, которые сейчас воюют с племенными ополчениями, лояльными президенту и его окружению.

52.1MB | MySQL:103 | 0,466sec