О попытках США достигнуть урегулирования палестино-израильского конфликта

С назначением Джона Керри на пост госсекретаря США возобновилась челночная дипломатия США, направленная на налаживание отношений между Иерусалимом и Рамаллой. В целом, в попытках вернуть Израиль и Палестину за стол переговоров после трех лет пребывания в тупике администрация США, безусловно, сыграла ключевую роль. Изначально сообщалось, что Керри предполагал возвращение к мирному плану, предложенному в 2002 году Саудовской Аравией и одобренному всеми членами Лиги арабских государств. Согласно данному плану Израиль должен освободить оккупированные в 1967 году территории, а именно Сектор Газа, Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, а также должно быть гарантировано право возвращения палестинских беженцев. Арабские государства в свою очередь обязались подписать мирные договоры с Израилем и способствовать нормализации отношений в регионе. Однако позже было объявлено, что данный план будет пересмотрен. Изменения коснулись двух моментов: возврат к границам 1967 года должен произойти на основе взаимного согласия сторон, а также Израиль должен получить более прочные гарантии безопасности.

В мае 2013 года госсекретарь США Джон Керри выступил с инициативой возобновления ближневосточного процесса мирного урегулирования, призывая Израиль и Палестину возобновить переговоры, прерванные в сентябре 2010 года. С таким призывом Керри выступил во время своего четвертого визита в регион с момента вступления в должность. «Приближается момент, когда необходимо принять важные решения», — заявил он. Керри также добавил, что необходимо воздержаться от провокаций и перейти к переговорам без посредников. Во время ближневосточного турне Керри сопровождал министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, который в свою очередь провел ряд встреч с представителями обеих сторон.

Хотя Израиль и Палестина обязались не предпринимать действий, способных ухудшить текущий порядок дел, обе стороны конфликта остались довольно скептично настроенными по отношению к миссии Керри и возможности урегулирования конфликта в целом. Камнем преткновения на тот момент стал вопрос строительства Израилем поселений. Палестинские власти неоднократно заявляли, что они готовы возобновить переговоры, только если Израиль остановит строительство поселений на оккупированных территориях, в то время как Израиль продолжал застройку.

В июне госсекретарь Керри вновь посетил Ближний Восток и провел встречи с Биньямином Нетаньяху и Махмудом Абассом. Во время своего визита Керри неоднократно подчеркнул, что безопасность – основное условие для мира в регионе. Непосредственно вопрос безопасности стороны конфликта видят по-разному: так, в представлении Израиля безопасность обеих стран и региона в целом подразумевает демилитаризацию Палестины и поддержание контроля на границах и внутри страны израильскими войсками. Стоит отметить, что накануне приезда Джона Керри израильский комитет по планированию также одобрил строительство еще 69 домов в Восточном Иерусалиме, что является, по мнению палестинцев, явным нарушением международных соглашений и попыткой подорвать мирный процесс. В целом Керри назвал состоявшиеся переговоры конструктивными и плодотворными, хотя не было достигнуто соглашения о возобновлении переговоров.

Одним из элементов, необходимым для урегулирования палестино-израильского конфликта, по словам Керри, является экономическое развитие Палестины, чьи показатели довольно низки. Стоит отметить, что премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху неоднократно заявлял о том, что Израиль отдает предпочтение экономическому развитию, нежели чем политическому процессу. Однако развитие торговли и экономики Палестины во многом ограничено за счет фрагментации палестинских территорий, а также ограничения передвижения граждан и товаров. В то же время упор сугубо на экономические аспекты не поможет решить палестино-израильский конфликт.

В условиях отсутствия подвижек в политическом плане единственное, на что США могут надеяться, — это на возобновление программы инвестирования и институциональных реформ, целью которых является становление и развитие Палестинского государства вне зависимости от успехов переговоров с Израилем. Данная программа осуществлялась с 2007 года, но затем была заморожена. Однако стремление возобновить эту программу кроется скорее не в желании США активировать мирный процесс на Ближнем Востоке, а является демонстрацией того, что стороны действительно пытаются что-то сделать, учитывая нарастающее международное давление на Израиль.

В начале июля Керри заявил о том, что лидерам Израиля и Палестины удалось достичь согласия в том, что для налаживания мирного процесса необходимо сесть за один стол переговоров, что говорит о неком успехе, так как стороны конфликта отказывались от переговоров без посредников на протяжении нескольких лет. Стоит отметить, что этот этап челночной дипломатии госсекретаря Керри как раз был направлен на то, чтобы уговорить Израиль и Палестину начать переговоры, а не на решение конкретных глобальных проблем, как границы государств, например.

Незадолго до визита в Израиль Джон Керри получил одобрение Лиги арабских государств касательно его «формулы урегулирования арабо-израильского конфликта», которая подразумевает экономические инициативы для Палестины, гарантии безопасности для Израиля, а также новые политические рамки для переговоров. Однако данная формула не удовлетворила палестинских лидеров.

В конце июля делегации двух сторон все же встретились при посредничестве США с целью обсуждения целей, формата и даты проведения переговоров, которые были намечены на 14 августа. В то время как Израиль пообещал выпустить на свободу ряд палестинских заключенных, что также на протяжении долго времени оставалось одним из ключевых вопросов, Палестина обязалась не расширять свое присутствие в различных агентствах и комитетах ООН в качестве полноценного члена. В целом же, данный этап дипломатических усилий по возобновлению палестино-израильского мирного процесса также не увенчался особыми успехами.

Очередная встреча Керри и Нетаньяху состоялась в конце октября в Риме, причем мировые СМИ назвали эту встречу необычайно долгой по продолжительности и засекреченной в плане ее целей, обсуждаемых тем и договоренностей. Большая часть переговоров прошла за закрытыми дверьми, а официальных заявлений фактически не было сделано. Предполагается, что госсекретарь Керри попытался надавить на премьер-министра Нетаньяху, поскольку в последние недели усилились слухи об очередном провале урегулирования палестино-израильского конфликта в связи с отсутствием гибкости в позиции израильской стороны. Закрытый характер переговоров сам по себе на руку Израилю, поскольку это дает больше возможностей для маневрирования и оказания давления на более слабую палестинскую сторону. В любом случае, о чем бы Нетаньяху ни договорился с Керри, мало кто верит, что Израиль действительно готов к нормализации отношений в регионе.

Переговоры в ноябре ничем не отличались от всех предыдущих этапов, за исключением появившихся спекуляций на тему возможной временной сделки между сторонами. Однако Джон Керри выступил с заявлением, согласно которому «существует лишь один план ближневосточного мирного урегулирования, которому привержены участники переговоров».

19 февраля Джон Керри провел в Париже встречу с Махмудом Аббасом, который заявил по окончанию встречи, что до недавнего времени все попытки США решить палестино-израильский конфликт заканчивались неудачей, он также добавил, что намерения Запада добиться прогресса в данном вопросе более чем серьезные. Джон Керри в свою очередь назвал встречу с палестинским лидером довольно конструктивной.

«В настоящий момент мы достигли чрезвычайно важного момента в переговорах, когда мы вовлечены в процесс снижения противоречий между сторонами конфликта и выработки основных принципов для предстоящих переговоров»,- сказал Керри.

2 января 2014 года Джон Керри в очередной раз отправился с визитом на Ближний Восток с целью достичь окончательного соглашения касательно формата переговоров между Израилем и Палестиной. Однако еще до его поездки уровень скептицизма касательно достижения какого-либо прогресса в данном вопросе был чрезвычайно высок, особенно учитывая, что Израиль не только не собирается замораживать строительство на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме, но и планирует расширение зоны застройки. Хотя Израиль и отложил официальное заявление о расширении массового строительства до окончания визита Керри, сама суть проблемы от этого не меняется: любое возможное мирное соглашение с Палестиной должно включать сохранение Израилем контроля над Иорданской долиной и сохранение поселений.

Однако вопрос строительства поселений – не единственная проблема на пути ближневосточного урегулирования: вопросы о границах будущего Палестинского государства, статусе Иерусалима и беженцах также необходимо решить как можно скорее.

По итогам переговоров Керри выступил с заявлением, что вопрос урегулирования палестино-израильского конфликта не является «невыполнимой миссией», но очевидно, что его челночная дипломатия не принесла каких-либо ощутимых результатов. Что касается заявления Керри, оно очень напоминает слова Барака Обамы во время его визита в Иерусалим в марте 2013 года, когда президент США сказал, что «мир на Ближнем Востоке возможен, но не гарантирован». По сути, риторика Белого дома не меняется, как и не меняется ситуация вокруг Израиля и Палестины.

После визита Джона Керри ряд израильских СМИ опубликовали выдержки из рассекреченного палестинского внутреннего документа, предупреждающего о возможности третьей интифады. В частности, в документе говорится о том, что в случае провала мирного процесса можно ожидать череду беспорядков и протестов на Западном берегу, активизацию джихадистов и салафитов, новые террористические атаки против  Израиля. Также составители документа предположили, что ХАМАС возобновит свою военную активность на Западном берегу, если ФАТХ не сможет наладить с ним диалог.

В начале февраля 2014 г. New York Times опубликовал интервью Махмуда Аббаса, в котором он допустил возможность патрулирования войсками НАТО территории будущего Палестинского государства. Он также заявил, что израильская армия и поселенцы, проживающие на Западном берегу реки Иордан, смогут оставаться на данной территории в течение пяти лет после подписания соглашения между Израилем и Палестиной.

Очередной этап переговоров касательно ближневосточного мирного процесса состоялся 3 марта в США. Еще за несколько дней до двусторонних переговоров президент Б.Обама предупредил Израиль, что возможно США не смогут защищать Израиль, если не будет достигнуто соглашение о создании отдельных государств.

Во время официальной встречи Нетаньяху с Обамой, которая состоялась 3 марта, президент США осудил «агрессивную политику» Израиля в плане строительства поселений, а также заявил, что Нетаньяху способен обеспечить мирное и спокойное существование еврейского государства, если действительно захочет этого. Обама также положительно отозвался о палестинском президенте Махмуде Аббасе, назвав его человеком, «приверженным к решению проблем дипломатическим путем без использования насилия». Вдобавок президент США отметил, что надо использовать шанс и добиться урегулирования палестино—израильского конфликта пока на смену Аббасу не пришел новый лидер, чей политический курс может быть полной противоположностью текущему.

4 марта Нетаньяху выступил с речью, наполненной небывалым энтузиазмом и готовностью сотрудничать с арабскими странами в различных сферах, а также предпринять все усилия для скорейшего решения палестинского вопроса, что в свою очередь приведет к стимулированию экономик региона.  «Я готов заключить историческое мирное соглашение с Палестиной», — заявил Нетаньяху. «Пришло время, когда палестинцы должны перестать отрицать историю. Они должны признать еврейское государство Израиль без промедления и оговорок», — добавил он.

Ответ палестинской стороны не заставил долго ждать: палестинская сторона обвинила Нетаньяху в намеренном подрыве мирного процесса, так как Палестина неоднократно заявляла, что она признает Израиль как государство, но отказывается признать его еврейским государством, поскольку это существенно отразится на правах палестинских беженцев.

Можно ли ожидать каких-то подвижек в ближневосточном мирном процессе? Весьма маловероятно, учитывая позиции договаривающихся сторон. Главной целью на данный момент для Вашингтона является достижение договоренности с Израилем и Палестиной по поводу параметров и целей будущих переговоров к концу апреля 2014 года – сроку, когда истекает 9 месяцев, в течение которых стороны договорились вести диалог. Основными вопросами для вынесения на обсуждение по плану госсекретаря Джона Керри являются статус Иерусалима, вопрос беженцев, границы государств и проблемы безопасности.

Согласно сообщениям израильских СМИ, США надеются добиться от Израиля временной заморозки строительства новых поселений на Западном берегу реки Иордан, что Израиль не готов исключить из условий для подписания мирного договора. Палестина, в свою очередь, настаивает на том, чтобы все вопросы, в том числе проблема беженцев, были решены в соответствии с международным законом, а конкретно с учетом права на возвращение. М.Аббас уверен, что возвращение палестинских беженцев на их родину не создаст каких-либо проблем, в то время как в израильском руководстве считают, что это не только приведет к кризису, но и создаст огромную демографическую угрозу для Государства Израиль как такового.

Другим спорным вопросом по-прежнему остается статус Иерусалима. В то время как Израиль считает Иерусалим полностью принадлежащим ему, своей неделимой столицей, палестинская сторона предложила разделить город на два муниципалитета, отношения между которыми будут поддерживаться и контролироваться специальным органом.

На 17 марта 2014 запланирован визит Махмуда Аббаса в США, где он встретится с Бараком Обамой для обсуждения и возможного подписания рамочного соглашения между сторонами конфликта. Хотя перспективы подписания соглашения не особо велики, время для инициации переговоров еще есть, а с учетом той интенсивности, с которой США стараются склонить обе стороны к диалогу, существует вероятность, что к концу апреля Западу все же удастся продолжить переговорный процесс между Израилем и Палестиной.

52.16MB | MySQL:103 | 0,566sec