Ситуация в Алжире накануне проведения президентских выборов заметно обострилась. К активным социальным выступлениям в стране прибавились усиливающиеся волнения в национальных регионах. Таким образом, прогноз относительно вероятного расширения выступлений берберов в АНДР после столкновений в Гардайе, сделанный в более ранних материалах на сайте Института Ближнего Востока, к сожалению, оправдывается.
К выступлениям сахарских берберов-мозабитов добавились массовые акции протеста представителей шавийя, одной из важнейших во всех отношениях представителей берберской нации в Алжире. Это произошло после шутки, допущенной 15 марта руководителем предвыборного штаба Абдельазиза Бутефлики Абдельмалеком Селлалем.
В своей речи, сделанной в «столице» шавийя, Батне, он сравнил их с «миллионами комаров». По его выражению, их не смог остановить даже «напалм колонизаторов», и что если государство пойдет у них на поводу, выполняя их требования, наступит «триумф трайбализма и регионализма», и что вместо демократии они своими действиями проложат дорогу настоящей диктатуре и коррупции, практически тождественным целям побежденного ранее Фронта исламского спасения. Поэтому, согласно его точке зрения, действия некоторых активистов шавийя могут способствовать возвращению ситуации ко временам «темных 1990-х гг. И, несмотря на то, что правящий режим также несет, по его мнению, ответственность за нынешние пороки системы, активные требования берберов в защиту своей культуры противоречат интересам всей нации.
Реакция шавийя
Реакция на «шутку» Селлаля последовала незамедлительно. В авангарде протестов, как это уже было в Беджайя, Тизи-Узу, Шлефе и т.д. выступили студенты, которые, собравшись на многотысячной манифестации в Батне, выкрикивали оскорбительные эпитеты в адрес Селлаля и представителей правящего алжирского режима в целом.
Примечательно, что они пожаловались на действия начальника предвыборного штаба Бутефлики бывшему президенту страны Ламину Зеруалю, к вилле которого в окрестностях Батны и направилась огромная многотысячная манифестация молодежи шавийя.
Важна реакция этого политика, который фактически прервал свою «политическую пенсию» своим заявлением, в котором обещал поддержать их, а также содействовать недопущению наказания протестующих администрацией университета. Примечательно, что Зеруаль не только сдержал свое обещание, но и «перевыполнил» его. Вскоре после этого он открыто обрушился на представителей правящего режима за их недееспособность управлять страной, и в том числе резко раскритиковал Бутефлику, выдвинувшегося на четвертый президентский срок. Подобная ситуация может вынудить алжирские власти снова включить Зеруаля в процесс национального примирения, но на этот раз с берберами, что, в свою очередь, заметно повысит его ставки в том случае, если он пожелает в будущем побороться за президентский пост.
Следует заметить, что не осталось и в стороне Культурное движение амазиг (MCA), в котором представители шавийя имеют серьезное влияние, 17 марта распространило заявление с громким названием «Шавийя не обманут уловки умирающего режима» применительно к региону Орес.
В этом документе, подписанном президентом данной организации Рашидом Бельхири, речь Селлаля была охарактеризована как «плохая шутка». В самом заявлении подчеркивалось, что тем самым он демонстрирует слабость единства страны, «пытаясь спасти умирающий режим», действия которого угрожают единству государства.
Однако, согласно обещанию Рашида Бельхири, «эти маневры не обманут шавийя, как и других граждан во всех регионах страны. Сделав первый выстрел 1 ноября 1954 года (речь идет о начале Национально-освободительной войны 1954 – 62 гг.-авт.), они всегда будут первыми защитниками целостности многообразной и многоукладной братской страны, несмотря на последние осложнения».
Таким образом, в этом документе было четко заявлено, о приверженности шавийя идеям единого Алжира. Между тем, в данном заявлении содержались и угрожающие по отношению к правящему режиму нотки, поскольку их представители открыто заявили о том, что они не связывают судьбу своей страны с правящим режимом. Так, в своем послании Рашид Бельхири «прозрачно» намекнул на то, что при необходимости шавийя могут оказаться и в авангарде тех, кто выступит против него так, как они сделали это в отношении французских колонизаторов.
Угроза эта более чем серьезная, учитывая тот факт, что труднодоступные горно-лесистые условия местности Орес или, как зачастую называют её сами алжирцы, «Эль-Аурас», идеально подходят к ведению партизанской борьбы.
Следует отметить, что исторически регион Орес служил оплотом эффективного сопротивления берберов завоевателям, в том числе Карфагену, Риму, варварам-вандалам, Византии и арабам. Например, знаменитый король Мисинисса, первый правитель Нумидии, сыграл важнейшую роль в войнах между Карфагеном и Римом, и в конечном разгроме первого, за что после завершения войны римляне отдали ему значительную часть карфагенской территории. А впоследствии римляне, проявившие в течение длительного времени разбить Нумидию военной силой, смогли сделать это за счет подкупа окружения короля Югурты.
Также одним из самых тяжелых в плане осуществления контроля регион Орес был и во время французской колонизации. Недаром в 1954 – 62 гг. этот район стал своего рода алжирским аналогом «Смоленщины», справиться с выступлениями в которой и тем более предупредить их рецидив французам оказалось практически невозможно.
Реакция в Алжире
Усиление протестных выступлений в национальных районах вызвало пристальное внимание со стороны различных представителей политических сил в Алжире. Во многом выразителем мнения значительной части местных политиков стал президент партии Jil Jadid («Новое поколение») Суфиане Джилали, явно не относившийся к крайним радикалам, который открыто заявил: «Наши лидеры не знают, как разговаривать с людьми, не оскорбляя их». Примечательно, что это заявление было сделано в Тизи-Узу, берберской «столице».
Кроме того, он же использовал эту шутку «Селлаля, менеджера президента», в качестве повода для атаки на самого Бутефлику. По его мнению, ни в «моральном плане, ни в точки зрения законности, Бутефлика не имеет права баллотироваться в четвертый раз, поскольку он злоупотребляет Основным законом, не принадлежащим ему. Конституция должна быть пересмотрена с участием всех политических сил».
При этом руководство партии Jil Jadid называет произошедший скандал признаком «окончательного морального краха государства».
В свою очередь, кандидат в президенты Али Бенфлис снова осуждает «приватизацию государства Бутефликой, придающему ему отрицательное значение», и солидаризируется с осуждением поведения «его администратора» Селлаля, высказывания которого он охарактеризовал как «нечестные и безответственные», демонстрирующие «неуважение и пренебрежение к людям и их значению».
Таким образом, реакция представителей шавийя на произошедшее в данном случае мало чем отличается от мнения прочих алжирцев.
При этом сами представители шавийя на форумах спорят, чем именно было вызвано оскорбительное заявление Селлаля. Одни считают его «сумасшедшим», другие – расистом. Однако по мнению Али Бенфлиса, заявление Селлаля «является чистой провокацией, запрограммированной властью. Всем известно, что амазиг шавийя особенно гордятся своей идентичностью и они чувствительны к этим оскорблениям и на это и был расчет слов Селлаля, который хочет посеять раздор между алжирцами, чтобы на этом основании легче навязать им четвертый мандат Бутефлики».
Перспективы урегулирования конфликта
Не случайно, что в Алжире существует поговорка: «упрямый (упорный) как шавийя», которую следовало бы помнить и представителям правящего режима, поскольку справиться с усилением их выступлений будет крайне сложно. И дело не только в национальном характере шавийя, но и в том, что репрессии против них с высокой долей вероятности будут блокироваться видными выходцами из этого региона в военно-политической элите страны.
Кроме того, необходимо учитывать, что по своему влиянию в Алжире и среди берберских народов шавийя играют одну из ведущих ролей, если не главенствующую. В то время как они по численности уступают кабилам (2.5 млн человек против 3.1 млн на алжирской территории и 0.5 млн против 1 млн за пределами Алжира, главным образом, в странах Западной Европы), по своему влиянию в интеллигенции страны, в том числе в военно-политической среде, они даже превосходят их.
Например, именно их представители входили и входят в состав армейской верхушки. Среди наиболее влиятельных лиц из числа шавийя необходимо назвать Халеда Неззара и Ламина Зеруаля. Так, например, среди них ведущие руководители страны в 1990-е гг.. В данный момент представители шавийя также имеют серьезное влияние в армии через начальника штаба алжирских вооруженных сил Ахмед Гаида Салаха.
Следует заметить, что среди видных алжирских политиков также немало представителей шавийя, которые в зависимости от ситуации могут «цементировать» режим и способствовать успокоению страстей, а могут, напротив, содействовать усилению его кризиса. Так, до сих пор серьезное влияние в политике имеет Али Бенфлис, занимавший пост премьер-министра страны в начале эпохи правления Абдельазиза Бутефлики. Своими действиями в сентябре — октябре 2003 г. он спровоцировал кризис в правящей партии Фронт национального освобождения (ФНО), ставший последствием противоборства с президентом за влияние в ней перед президентскими выборами 2004 года. И сейчас, спустя 10 лет, Али Бенфлис мечтает одержать реванш, выставляя свою кандидатуру на пост главы государства.
С другой стороны, именно шавийя во многом задают тон в берберском культурном движении. Примечательно, что Культурное движение амазиг (МСА), ставшее одним из важнейших объединений берберской нации в целом, создавалось именно представителями интеллигенции шавийя.
Ситуацию для алжирских властей усугубляет тот факт, что регион проживания шавийя, по-прежнему преимущественно земледельческо-скотоводческий, является одним из наименее благополучных в социальном плане районом во всем Магрибе. Это довольно крупная по площади территория на востоке страны, охватывающая вилайи и города Батна, Хеншела, Ум-Эль-Буахи, Сук Ахраш, Бискра, Константина, Тебесса, Мсила, Гуэльма, Аннаба, Скикда, Мила, Сетиф, Бурдж Бу Ааридж. Не случайно, что именно здесь в последние месяцы и годы заметно активизировалась оппозиция.
Реакция властей
Несмотря на то, что сейчас представители алжирских властей пытаются сохранить внешнее спокойствие, делая вид, что ничего существенного не происходит, они всё же проявляют заметное волнение. Не случайно и появление в этой в связи в Батне из охваченной столкновениями Гардайи «пожарной команды» из числа премьер-министра Юсефа Юсфи, министра внутренних дел Тойиба Белаиза и главы спецслужбы DGNS генерал-майора Ахмеда Бустейла под предлогом инспекции работ на плотине Коудиет Лемдауер Тимгад, находящейся в 35 километрах от этого города. Однако в ходе своей пресс-конференции Юсеф Юсфи все же был вынужден затронуть арабо-берберские отношения в свете продолжающегося конфликта в долине Мзаб, но при этом он заявил, несмотря на происходящие в Оресе массовые демонстрации протеста, что «Батна является стабильной и специального вмешательства со стороны властей не требуется».
Тем не менее, членов делегации Юсефа Юсфи не могло не беспокоить усиление движения против проведения президентских выборов 17 апреля и фактически они оценивали местный силовой потенциал на случай вероятного обострения ситуации в регионе.
Примечательно, что власти «мобилизовали» для искусственного снижения протестной активности дочь погибшего в ходе Войны за независимость Алжира 1954 – 62 гг. национального героя берберов и страны в целом Мустафы Бен Булида, но её поддержала лишь горстка шавийя. А это свидетельствует о том, что ситуация зашла очень далеко.
В качестве едва ли не единственного «лекарства» власти предлагают направление в протестные зоны, как Гардайю, так и Батну, подкреплений силовиков со всех регионов страны, тем самым оголяя последние. Вопрос состоит в том, что они будут делать, если ситуация в Оресе, в районе проживания шавийя, превосходящими по численности мозабитов по меньшей мере в пять раз, еще более ухудшится?
На примере Батны и Гардайи очевидно: высшие чиновники действуют в прежнем духе высадки «правительственных десантов» на место событий для ведения переговоров с представителями разных общин, которые не решают проблему в принципе и всякий раз завершаются новыми волнениями.
Причина произошедшего
Между тем, ясно, что «шутка» Селлаля стала лишь искрой, которая и вывела людей на улицы, но основания для подобных выступлений были более глубокими. Не случайно, что на форумах берберов всё чаще можно услышать призывы к представителям алжирского режима «убираться на свою историческую родину к своим хозяевам из числа аравийских монархий, а все берберы, настоящие владельцы своей страны, выстроят заново уничтоженную ими страну Нумидию».
Следует заметить, что сейчас представители шавийя неоднократно воспоминают как прежние похожие «шутки» Селлаля, так и открытые оскорбительные замечания в адрес берберов, которые допускал Бутефлика. Однако отличие ситуации состоит в том, что если раньше они преимущественно допускались лишь в ограниченном кругу лиц, то теперь это делается открыто, перед телекамерами, да еще в присутствии представителей руководства всех вилай страны. И именно это обстоятельство тут же вызвало негодование шавийя в социальных сетях.
При этом они напоминают, что «этот язык на грани оскорблений, открыл сам Абдельазиз Бутефлика. Так, приехав в Беджайя в 1999 году, он открыто и уничижительно заявил по отношению к кабилам: «Издалека, я видел вас гигантами. Приехав сюда, я вижу, что вы карлики». В 2005 году он же обвинил жителей вилайи Шлеф в сотрудничестве с бойцами-мессалистами, выступающими против арабизации Алжира. Он же и представители его окружения также допускали оскорбительные высказывания по отношению к местным женщинам и национальным традициям, а также отказывались расширить в этом регионе образовательную систему.
При этом большинство представителей шавийя сходятся во мнении, что произошедшее является лишь дополнительным отражением антиберберских нападок со стороны Бутефлики и его окружения, а также еще одним звеном в цепи давления режима против берберов после того, что произошло в Гардайе. Они считают, что Селлаль тем самым «атаковал берберское происхождение Алжира, чтобы оправдать свой последующий запланированный терроризмом против настоящих хозяев Алжира».
Между тем, говоря о «шутке» Селлаля, послужившей спусковым крючком выступлений шавийя, необходимо особо заметить, что он – явно человек не глупый. Более того: это один из наиболее дееспособных представителей правящего режима, который «неожиданно» допускает подобную «шутку» в такой сложный момент за месяц до проведения президентских выборов. Возникают определенные подозрения относительно того, что в данном случае он ведет двойную игру, которая нацелена явно не в интересах Бутефлики.
Примечательно, что очередное берберское обострение, начавшееся осенью 2013 г., наступило сразу после инициирования правящим режимом в лице Бутефлики и его окружения разукрупнения спецслужбы DRS, возглавляемой генералом М.Медьеном, обладающим серьезными связями в берберской общине.
И нельзя исключать, что эти волнения, хотя и имеющие реальную подоплеку в результате отказа представителей властей удовлетворить требования берберов, в том числе относительно культурной автономии, всё же было отчасти искусственно «подогрето» Медьеном, который тем самым мог продемонстрировать, что без единой службы госбезопасности страны президенту не обойтись.
Перспективы выступления шавийя
Алжирская пресса не скрывает, что «Ветер гнева дует над Оресом». После «шутки» Селлаля, разрушившей стену страха и вызвавшей эффект снежного кома» родилось движение B’zayed («Достаточно», «Хватит»).
Ухудшение положения в Оресе представляет серьезную угрозу для правящего режима. Уже сейчас эти выступления имеют тенденцию к своему дальнейшему расширению как в плане ареала их проведения, массовости, так и характера выдвигаемых лозунгов. Они не ограничиваются требованиями принесения «настоящих» извинений от Селлаля, но и всё чаще выступают против участия в президентских выборах Бутефлики. Речь в данном случае идет не только об игнорировании его кандидатуры, но и бойкоте самого голосования.
Параллельно они выступают с лозунгами солидарности «с братьям-мозабитами». Тем самым их настроение явно сдвигается против режима как такового в целом, который рискует не удержать ситуацию в берберских районах под своим контролем.
А это чревато, в свою очередь, дальнейшим ухудшением ситуации в стране, учитывая то, что ранее режим продемонстрировал неспособность наладить мир и спокойствие в регионе проживания сравнительно небольшой мозабитской общины Мзаб, насчитывающей в общей сложности менее полумиллиона человек, из которых в Гардайе проживает лишь половина её представителей.
Между тем, вовлечение во внутренний конфликт на фоне усиливающихся выступлений в Гардайе мозабитов переводит его в совершенно иную плоскость. В случае, если властям не удастся гарантированно стабилизировать обстановку, оснований для чего пока не наблюдается, дальнейшие выступления с высокой долей вероятности могут захватить и крупнейшую берберскую группу страны – кабилов, также имеющих серьезные причины недовольства режимом, который не удовлетворил их требований о культурной автономии и продолжает политику жесткого подавления соблюдения их прав.
В любом случае, в качестве одного из застрельщиков тлеющей «алжирской весны», которая рано или поздно «вырвется наружу» в случае сохранения прежнего положения дел, неизбежно станут представители берберского национального движения, которое при определенных обстоятельствах может даже стать одной из его определяющих сил.
Однако накопившийся протестный потенциал в стране может выплеснуться в направлении еще большего усиления межнациональных столкновений. Об уровне ожесточения свидетельствует тот факт, что всё чаще на транспарантах протестующих берберов от оазисов Сахары до Средиземного моря можно увидеть короткое, но красноречивое слово «Fitna». А это лишний раз доказывает то, что конфликт уже перерос масштабы культурного и даже политико-экономического конфликта. По сути, речь идет об «этническом возмущении», грозящем перейти в череду бесконечных актов мести представителей одной общины по отношению к выходцам из другой национальной группы.
А это, в свою очередь, создает обстановку, при которой жить вместе в обозримом будущем им будет сложно. Фактически, уже в среднесрочной перспективе речь может идти об алжирском варианте «белфастизации» или даже «балканизации» или «ливанизации», при котором говорить о сохранении единого государства будет сложно.
И хотя пока большинство подобных выступлений проходят под лозунгом «единого Алжира без коррупционного режима», параллельно растут и акции сепаратистов. Негативные тенденции продолжающихся выступлений в национальных районах все чаще заставляют задуматься о будущем единого алжирского государства.