Египет и межпалестинское мирное урегулирование

В конце апреля Каир в очередной раз стал площадкой для межпалестинского мирного урегулирования. Палестинские движения ФАТХ и ХАМАС подписали соглашение о создании правительства национального единства, положив, таким образом, конец семилетней вражде.

Неудивительно, что это событие тот час же вызвало заметный резонанс. В частности, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что ФАТХ может выбрать лишь одно из двух: перемирие с ХАМАСом или с Израилем. В коммюнике израильского правительства говорится, что «Израиль не будет вести переговоры с палестинским правительством с участием ХАМАСа – террористической организацией, которая призывает к уничтожению Израиля».

Также по этому поводу свое разочарование выразили США, заявив, что соглашение между ФАТХом и ХАМАСом подписано в неподходящее время.

В данной связи, следует напомнить, что Египет  традиционно выступал посредником по межпалестинскому урегулированию. Еще со времен Х.Мубарака официальный Каир демонстрировал дипломатическую активность в этом направлении, в первую очередь, для сохранения властных позиций внутри страны, а также поддержания имиджа «ключевого регионального государства», предлагая себя ведущим «игрокам» мировой политики как «единственного действенного посредника» в разрешении межпалестинского конфликта.

Еще в январе 2006 года после крупного и неожиданного успеха ХАМАСа на парламентских выборах, когда в соответствии с палестинским законодательством на пост премьер-министра был избран член политбюро ХАМАСа Исмаил Хания и утвержден состав нового правительства национального единства ПНА, Египет сразу же выступил с заявлением относительно его формирования, призывая мировое сообщество поддержать новое палестинское правительство, а также «позитивно сотрудничать» с ним, помочь палестинцам в строительстве государственных институтов и способствовать их успешной работе.

Однако, уже в июне 2007 года, после того, как глава ПНА М.Аббас заявил о роспуске «хамасовского» правительства и приведении к присяге нового, Египет признал его и призвал международное сообщество следовать его примеру. Занять четкую позицию в пользу ФАТХа официальный Каир заставило дальнейшее усиление конкуренции между Египтом и Саудовской Аравией за роль «главного модератора» внутрипалестинских отношений, а также угроза радикализации египетского общества после захвата власти ХАМАСом в секторе Газа в июне 2007 года.

Внешнеполитическую деятельность на палестинском направлении Египет значительно активизировал с начала 2009 года, пытаясь выступать в качестве «единственного действенного посредника» в разрешении межпалестинского конфликта.

В данной связи, весомым успехом «мубараковской»  дипломатии» можно назвать Конференцию примирения между различными палестинскими движениями, которая состоялась в феврале 2009 года в Каире. Тогда в межпалестинском диалоге участвовали 12 организаций, в т.ч. ФАТХ и ХАМАС. По результатам конференции, палестинские организации, которые участвовали в указанной встрече, договорились решить вопрос формирования единого правительства.

Еще одним достижением региональной политики АРЕ стала конференция по предоставлению помощи палестинской экономике и восстановлению сектора Газа, прошедшая в марте того же года в египетском городе Шарм аш-Шейх при участии делегатов с более чем 70-ти стран мира и международных организаций, среди которых были генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, президент Франции Н.Саркози, премьер-министр Италии С.Берлускони, глава ПНА М.Аббас, а также руководители внешнеполитических ведомств более чем из 40 стран мира.

В ходе работы конференции ее участники договорились выделить 5 млрд 200 млн долл. США на восстановление сектора Газа (примечательно, что перед началом конференции палестинская администрация запросила международную помощь в размере 2,8 млрд долл.США).

Впрочем, затем на палестинском направлении региональной политики АРЕ наступило относительное затишье. Очередные важные переговоры при посредничестве Египта прошли в Каире уже после «революционных» событий – в конце апреля 2011 года. Тогда стороны достигли соглашения о примирении, парафировали документ, предусматривающий проведение выборов и формирование единого правительства. В мае 2011 года в Каире состоялось расширенное заседание представителей всех палестинских группировок, участвующих в межпалестинском диалоге. В ходе заседания все палестинские политические силы присоединились к соглашению ФАТХа и ХАМАСа. Было договорено о проведении всеобщих выборов через год, формировании единого правительства из непартийных кандидатов, о реструктуризации ООП и освобождении политзаключенных из тюрем ХАМАСа и ПНА.

Однако договоренность о примирении была в очередной раз нарушена. На сей раз из-за разногласий по формированию кабинета ПНА, а также по вопросу освобождения заключенных.

С чем связано нынешнее желание двух ведущих палестинских организаций найти точки соприкосновения – это тема отдельного разговора. Однако мотивация нынешней египетской власти просматривается очевидно.

Если проследить историю медиаторской активности Каира в этом вопросе, то  можно заметить, что как нынешний, так и предыдущие режимы АРЕ активизировали свою игру под названием «межпалестинское примирение» в двух случаях: в борьбе с другими влиятельными странами региона за имидж «главного миротворца» на Ближнем Востоке, или же для решения внутриполитических проблем, учитывая, каким чувствительным этот вопрос является для «египетской улицы».

Судя по всему, сейчас, вторая причина является более весомой, и нынешние посреднические усилия больше похожи на спланированный «пиар-ход» перед предстоящими президентскими выборами.

Накануне выборов для фельдмаршала А.Ф.ас-Сиси важно показать себя миротворцем и довести египетскому электорату, что он – влиятельный политик, как минимум, регионального масштаба. Кроме того, объединение палестинцев – это еще и удар по Израилю, а «объединитель» априори воспринимается на «египетской улице» если не врагом, то уж точно не другом Израиля. Что, в свою очередь, выбивает у «Братьев-мусульман» их один из важнейших пропагандистских козырей — обвинение режима «в заигрывании с сионистами».

Неизвестно сколько продлится нынешнее перемирие. Но, в интересах Каира, чтобы оно продлилось как можно дольше. Ну, или, по крайней мере, до окончания президентских выборов.

52.2MB | MySQL:103 | 0,483sec