Отношения Государства Израиль и Ватикана сквозь призму визита Папы Римского Франциска I в Израиль

Взаимоотношения Израиля и Ватикана имеют длительную и непростую историю. Они включают в себя и дипломатические контакты двух государств, и теологический компонент, при этом эти две составляющие не всегда можно четко разделить. С одной стороны, Папа Римский не только глава города-государства Ватикан, но и глава Католической церкви, а также верховный правитель Святого Престола, являющегося наблюдателем при ООН. В свою очередь, посол Государства Израиль, впервые отправленный в Ватикан в сентябре 1994 г., является лишь главой дипломатической миссии, не имея в своих полномочиях обязанности представительства интересов, ни всего еврейского народа, ни иудаизма.

Официальные отношения между Ватиканом и Израилем были установлены в соответствии с условиями Основополагающего соглашения между Святым Престолом и Государством Израиль от 30 декабря 1993 г. Однако еще в январе 1904 г. Т.Герцль встречался с Папой Римским Пием X, чтобы попытаться убедить Католическую Церковь поддержать сионистское движение, путем издания специальной энциклики. Новые трудности ожидали стороны после провозглашения Государства Израиль. Связаны они были с тем, что Иерусалим не стал городом с особым международным режимом (corpus separatum), как это предполагалось в период обсуждения плана ООН о разделе Палестины. Принятие Закона об охране святых мест (22 июня 1967 г.), а затем Основного закона об Иерусалиме, столице Израиля (30 июля 1980 г.) лишь усугубили ситуацию.

Важным этапом отношений Израиля и Ватикана, а также иудаизма и католичества стала декларация «Nostra aetate», принятая Вторым Ватиканским собором (11 октября 1962 г. – 8 декабря 1965 г.). Будучи самым кратким документом Собора, Декларация, посвященная отношению Церкви к нехристианским религиям, определяла, что «еврейские власти и те, кто последовал их примеру, настаивали на том, чтобы убить Христа, однако то, что произошло во время Его крестных мук, не может быть обвинением всем евреям, ни живущим тогда, ни живущим сейчас»[i].

Провозгласивший ее Папа Павел VI был первым главой Римско-католической Церкви, посетившим Израиль (4-6 января 1964 г.). Затем в стране побывали Папа Иоанн Павел II (20-26 марта 2000 г.) и Папа Бенедикт XVI (8-15 мая 2009 г.). Нынешний визит Папы Римского Франциска I 25-26 мая 2014 г. стал четвертым за всю историю отношений Израиля и Ватикана и был приурочен к 50-летию посещения страны Папой Павлом VI.

Программа пребывания главы Римско-католической церкви в Израиле была весьма насыщенной. Во второй половине дня 25 мая 2014 г. состоялась официальная церемония встречи высокого гостя в аэропорту Бен-Гурион, на которой присутствовали президент Ш.Перес и премьер-министр Б.Нетаньяху. Примечательно, что, во-первых, Папа, до этого в рамках своего ближневосточного паломничества находился в Вифлееме, откуда направился не в Иерусалим, а прилетел в Тель-Авив. Во-вторых, было принято решение не приглашать на церемонию встречи высокого гостя представителей израильских религиозных партий. Для операции по обеспечению безопасности Папы Римского в Израиле, получившей название «Белый плащ» было выделено 8 тыс. полицейских, при этом сам понтифик отказался от использования бронированного автомобиля.

В поездке Папу Франциска I сопровождали раввин, ректор Латиноамериканской раввинской семинарии в Буэнос-Айресе Авраам Скорка, знакомый с понтификом еще с Аргентны, а также исламский ученый Омар Аббуд. Преодолев множество преград, в том числе столкнувшись с угрозами со стороны «Хизбаллы», в Израиль вечером 25 мая 2014 г. прибыл Маронитский патриарх Бшара Бутрус аль-Раи. По данным Haaretz, он сопровождал Франциска I во время посещения Западного берега реки Иордан, затем отправился в Яффу дабы не участвовать в официальных встречах и мероприятиях Папы, запланированных израильскими властями, затем они вновь встретились во время молитвы в зале Тайной Вечери, а после отъезда понтифика он посетил север страны, где пообщался с верующими. Приезд Бшара Бутрус аль-Раи стал первым за всю историю Государства Израиль посещением страны Маронитским патриархом.

Из Тель-Авива Франциск I сразу отправился в Иерусалим, где после приземления на вертолетной площадке горы Скопус, принял участие в Экуменическое собрание по случаю 50-й годовщины встречи в Иерусалиме между Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором I в Храме Гроба Господня.

26 мая 2014 г. Папа Римский совершил тур по Храмовой горе, где встретился с Великим муфтием Иерусалима. Затем состоялось посещение Стены Плача. Эта часть визита вызвала недовольство израильских раввинов, поскольку 26 мая выпадало на понедельник, который, наряду с четвергом, является днем чтения Торы. В это время с самого раннего утра люди собираются у Стены Плача для молитв, позднее начинается празднование бар-мицвы. Раввины указали на то, даже во время приезда Б.Обамы эти традиции не нарушались.

Впрочем, несмотря на недовольство, Франциск I все же посетил Стену Плача в понедельник. По традиции в ее расщелину он положил записку. Позднее, Фонд наследия Западной Стены передал ее для публикации изданию Yedioth Ahronoth. Записка появилась на сайте газеты 29 мая 2014 г. Как выяснилось, понтифик написал в ней текст молитвы «Отче наш»[ii]. Для сравнения в записке, оставленной в 2000 г.,  Иоан Павел II просил прощения у еврейского народа от имени христиан. Папа Римский Бенедикт XVI в 2009 г. сначала прочел у Стены Плача, а затем вложил между ее камнями листок с молитвой о мире на Ближнем Востоке и на всей Земле.

Затем Франциск I побывал на могиле Т.Герцля, где принес извинения за действия Папы Пия X, оказавшегося содействовать созданию еврейского государства. Неоднозначные оценки получило посещение понтификом мемориала жертвам террора на горе Герцля в Иерусалиме, которое в официальной программе пребывания не значилось. Во-первых, еще до визита Франциска I в Израиль Ассоциация жертв террора и членов их семей «Альмагор» выступила против посещения им Вифлеема и встречи с местным населением, среди которого, по их мнению, убийцы их близких. Вместо этого активисты «Альмагор» предложили Папе почтить память жертв террора в Израиле, об этом они даже направили официальное письмо в Ватикан. Однако тогда решения о корректировках плана мероприятий принято не было.

Затем, по просьбе Б.Нетаньяху, Франциск I все же посетил этот мемориал. Вызвано это было тем, что израильское руководство было недовольно незапланированной остановкой понтифика у «стены безопасности» в период пребывания на палестинских территориях. В качестве ответного шага премьер-министр Израиля попросил внести изменения и в визит в Иерусалим. Позднее, на закрытой встрече с Франциском I Б.Нетаньяху подчеркнул, что строительство «стены безопасности» стало следствием террора.

Много трудностей для израильских служб безопасности создали действия крайне-правых религиозных израильтян, несколько раз собиравшихся на акции протеста против визита Франциска I в Израиль. Поводом к этому стали их опасения, вызванные публикациями в СМИ о том, что стороны близки к заключению соглашения относительно передачи в ведение Ватикана Горницы тайной вечери, под которой расположена гробница царя Давида. Этот вопрос остается одним из самых острых, поскольку в различных израильских и мировых изданиях, включая «Vatican Insaider», постоянно появляется противоречивая информация о степени готовности сторон к подписанию соглашения, разработкой которого занимался еще Д.Аялон будучи заместителем министра иностранных дел. Несмотря на заявления председателя комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне З.Элькина в преддверии визита Папы Римского о том, что окончательное решение пока не принято, газета Haaretz сообщила о 150 протестующих, 26 из которых были арестованы.

Также в ходе своего визита Папа Римский Франциск I посетил мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», провел встречи с президентом Израиля Ш.Пересом, Главным ашкеназским раввином Д.Лау и Главным сефардским раввином И.Йосефом, Вселенским Константинопольским Патриархом Варфоломеем I. Основной акцент переговоров был сделан на борьбе с антисемитизмом, возможности межконфессионального диалога, толерантности и мирного существования всех, живущих на Ближнем Востоке.

В целом, визит Папы Римского Франциска I в Израиль не даром сравнивают с первым посещением страны Папой Павлом VI. Как и его предшественник, нынешний глава Римско-католической Церкви стремится к налаживанию отношений с иудеями, чем, по словам раввина А.Скорка, занимался еще в Аргентине, а также делает шаг навстречу православию, что доказала встреча с Патриархом Варфоломеем I.

За время своего пребывания в Израиле понтифик покорил многих его жителей своим отношением не только к проблемам неспокойного региона, но и их собственным. В частности, даже опаздывая на встречу с Ш.Пересом, он принял решение замедлить кортеж, дабы уделить внимание группе протестующих против арабского террора и выступающих за Иерусалим как единую и неделимую столицу еврейского государства. В то же время на политическом уровне он не отступил от своих взглядов, что доказал высказываниями о «Государстве Палестина» и посещением «стены безопасности». С этой позицией на уровне межгосударственных отношений израильскому руководству предстоит иметь дело.

Время для визита Франциска I было выбрано непростое. Избежав существовавшей некоторое время назад опасности сорваться из-за забастовки сотрудников Министерства иностранных дел Израиля, паломничество, как сам определил свой приезд понтифик, началось на следующий день после  теракта в еврейском музее Брюсселя. Это событие заставило многих, как в Израиле, так и во всем мире усомниться в том, насколько Европа сегодня безопасна и терпима к еврейству.

Впрочем, приход Франциска I на папский престол можно считать началом нового этапа отношений Израиля и Ватикана. Он характеризуется борьбой понтифика с прозелитизмом, готовностью диалога с разными конфессиями, интересом к мировым проблемам. Пока преждевременно утверждать, что этот этап будет легким для обеих сторон, но как говорил Франциск I в интервью газете La Rebublica в 2013 г.: «Мир пересекают дороги, которые то сближаются, то расходятся, но важно то, что ведут они к Добру»[iii].


[i]
                Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» провозглашенная Его Святейшеством Папой Павлом VI 28 октября 1965 г. См. например:  https://docs.google.com/document/d/1gXBFCKZR0s2JFeYPpuR3kgKXmkUnDzbhOamCcLToQGQ/preview

[ii]             Подробнее см.: http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4525325,00.html

[iii]             Цит. по: фрагменты интервью Папы Римского Франциска I редактору газеты La Rebuplica. 02.10.2013. Перевод Э.Дмитриевой. URL: http://terramariana.org/papa-francisk-vot-tak-ya-izmenyu-cerkov/

40.2MB | MySQL:86 | 1,121sec