Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2014 г.

В мае продолжились бои между правительственными войсками Южного Судана и формированиями мятежного экс-вице-премьера Рика Машара. 

4 мая южносуданская армия объявила о захвате «стратегической» базы повстанцев на северо-востоке страны — города Насир. Одновременно ожесточенные бои развернулись на севере Южного Судана за контроль над нефтедобывающим штатом Единство и его столицей городом Бенти. К исходу 4 мая Бенти был вновь взят правительственными войсками. За четыре месяца конфликта он несколько раз переходил из рук в руки. Как заявил в этой связи представитель южносуданской армии Филипп Агюэр, главарь повстанцев Р.Машар после ряда военных неудач своих подопечных предпочел переместиться поближе к границе с Эфиопией.

Несмотря на победные реляции южносуданских военных, бои вокруг Бенти и в самом городе продолжились 5 и 6 мая, поскольку повстанцы постоянно контратаковали правительственные силы.

Эта активность правительственных сил была проявлена два дня спустя после визита в Джубу госсекретаря США Джона Керри. Главным итогом этого визита стало согласие президента Южного Судана Сальвы Киира на прямую встречу с Р.Машаром с тем, чтобы добиться прекращения конфликта, который разрушал страну в течение четырех месяцев. В ходе встречи под угрозой персональных санкций против лидеров двух сторон представитель Вашингтона добивался начала переговоров между ними с целью формирования переходного правительства и установления реального режима прекращения огня, соглашение о котором было достигнуто еще в январе, но реально оно никогда не выполнялось.

США в свое время являлись главной движущей силой в продвижении идеи раскола Судана и достижения независимости Южным Суданом после более чем 20-летней гражданской войны. Они вложили в Южный Судан миллиарды долларов. В связи с активностью южносуданской армии США «осудили нарушение соглашения о прекращении огня со стороны правительственных сил».

Повстанцы, представляющие народность нуэр, в  «крайний» раз взяли г.Бенти в апреле с.г. При этом, по данным ООН, они устроили резню по этническому принципу, в результате которой погибли сотни гражданских лиц из числа динка.

Оба лагеря обвиняются в том, что в ходе конфликта прибегали к практике массовых расправ по этническому признаку, нападений на больницы и места  отправления культа, массированного использования детей-солдат. Считается, что счет жертв этого конфликта уже идет на десятки тысяч погибших, к 19 мая появились более точные данные — около 32 тысяч человек.

6 мая в Южный Судан прибыл генсек ООН Пан Ги Мун с задачей поддержать международные усилия по прекращению конфликта. В тот же день в ходе телефонного разговора с Пан Ги Муном глава повстанцев Р.Машар подтвердил свое намерение выехать в Аддис-Абебу для участия в прямых переговорах с С.Кииром. Предполагалось, что такая встреча могла состояться уже 9 мая. Очевидно, чтобы побудить Р.Машара и С.Киира не срывать переговоры, 6 мая Вашингтон ввел санкции против двух генералов — сторонников действующего президента и экс-вице-президента. Обоих обвиняют в совершении «недопустимых» преступлений против гражданского населения.

8 мая, накануне начала встречи в Аддис-Абебе, Миссия ООН в Южном Судане напрямую обвинила стороны конфликта в массовых убийствах гражданского населения по этническому принципу. «В Южном Судане с самого начала конфликта совершались широкомасштабные преступления против человечности», — утверждалось в докладе Minuss. В нем утверждалось, что «каждая из сторон конфликта совершила массовые акты сексуального насилия против женщин противоположного этноса».

9 мая С.Киир и Р.Машар прибыли в Аддис-Абебу. Сначала они раздельно встретились с премьер-министром Эфиопии Хайле Мариамом Десаленем. Что касается перспектив прямых переговоров, то наблюдатели изначально относились к ним с большой долей скепсиса, поскольку любой мир означал для руководителей сторон возможное уголовное преследование за совершенные преступления в ходе конфликта. В то же время продолжение боевых действий или затягивание переговорного процесса давали им хоть какой-то шанс на личную безопасность и безнаказанность. Как бы там ни было, к исходу 9 мая главы сторон южносуданского конфликта подписали обязательство о «прекращении боевых действий в течение ближайших 24-х часов» и проведении в стране выборов. Стороны также договорились об учреждении на период до проведения выборов переходного правительства. Дата выборов в документе не уточнялась. Соглашение предусматривало открытие сторонами конфликта гуманитарных коридоров, а также их сотрудничество со структурами ООН.

Как следствие встречи в Аддис-Абебе — день 10 мая прошел в Южном Судане спокойно. Однако уже 11 мая правительственные войска и повстанцы обменялись взаимными обвинениями в многочисленных нарушениях соглашения о прекращении огня. Сначала это сделали повстанцы, обвинившие южносуданские войска в атаках их позиций и артиллерийских обстрелах в штатах Единство и Верхний Нил. Затем правительственные войска заявили, что сначала именно они якобы были атакованы повстанцами.

12 мая южносуданские власти обвинили Р.Машара в том, что он не в состоянии контролировать воюющие под его «знаменами» разношерстные формирования. Как заявил министр обороны Южного Судана Куол Манианг, повстанцы 11 мая атаковали позиции правительственных войск в штате Верхний Нил. Последние, по его словам, получили приказ «не атаковать, а только защищаться». «Реалии состоят в том, что Р.Машар не контролирует свои силы, составленные из иррегулярных формирований, таких как «Белая Армия»», — сказал министр. Это формирование составлено из молодежи племени нуэр. По данным министра, именно бойцы этого формирования атаковали позиции правительственных сил.

31 мая Р.Машар был вынужден признать, что не может контролировать всех тех, кто оказался под его «знаменами». Похоже, что таким образом он попытался дистанцироваться от тех зверств, которые были совершены его сторонниками.

Также 12 мая по возвращении из Аддис-Абебы С.Киир уточнил, что намечавшиеся первоначально по итогам переговоров на 2015 год всеобщие выборы будут перенесены на два — три года с тем, чтобы «позволить примирить людей». Понятно, что такая «корректировка» вряд ли устроит его оппонента. Таким образом, полностью подтвердились опасения наблюдателей, изначально сомневавшихся в искренности намерений С.Киира и Р.Машара достичь политического урегулирования конфликта в связи с очевидной неизбежностью передачи их дел в Международный уголовный суд в случае достижения мира. Тем более что оба южносуданских политика оказались в окружении сторонников силового решения конфликта. Поэтому единственный, как представляется, выход заключается в удалении от дел их обоих и последующей реализации идеи формирования переходного правительства. Идея формирования подобного правительства значится в заключенном в Аддис-Абебе соглашении, но там нет никаких деталей относительно участия в нем двух рассорившихся политиков. Без этого конфликт в Южном Судане рискует затянуться на годы.

14 мая Вашингтон высказался за оперативный ввод на территорию Южного Судана некоего африканского воинского контингента с задачей следить за реализацией выполнения подписанного пятью днями ранее в Аддис-Абебе мирного соглашения, которое тут же было неоднократно нарушено. В этой связи невольно возникает вопрос — а что тогда делают в Южном Судане миротворцы ООН? Ведь намного проще было бы поручить им эту миссию, нежели формировать новую миссию стран Восточной Африки.

Похоже, американская инициатива уже достаточно проработана. В начале мая в ходе турне по странам Восточной Африки Дж.Керри заручился согласием Эфиопии, Уганды и Кении выделить в состав новой миссии 2,5 тысяч солдат.

15 мая в боях пошел шестой месяц конфликта в Южном Судане. В тот день интенсивные бои отмечались в штате Верхний Нил. Как следствие — 19 мая в третий раз были приостановлены на 12 суток переговоры в Аддис-Абебе между делегациями сторон южносуданского конфликта.

В довершение ко всем бедам Южного Судана в эту страну пришла холера. 19 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о 9 умерших в результате этой болезни и 138 зафиксированных случаях заболевания. К 27 мая эти показатели увеличились до 23 и 670 человек соответственно.

В мае также никуда не делись конфликты на территории Судана.

5 мая стало известно, что самолеты ВВС Судана в течение двух дней целенаправленно наносили удары по единственной больнице в горах Нуба в штате Южный Кордофан. Это заведение находилось в ведении католической церкви и ежегодно принимало до 150 тысяч человек. Сначала больницу атаковал самолет типа «Сухой». Эта атака вызвала бегство из больницы сотен пациентов и их посетителей. На следующий день больницу бомбил самолет типа «Антонов», переоборудованный для бомбометания.

Бои между суданскими правительственными войсками и повстанцами из Суданского народно-освободительного движения — Север (СНОД-С) в граничащих с Южным Суданом штатах Южный Кордофан и Голубой Нил идут уже три года.

15 мая поступили сообщения о резкой интенсификации боевых действий в штате Южный Кордофан. Как утверждалось в докладе Координационного бюро ООН по гуманитарным вопросам (OCHA), эта интенсификация стала следствием «проводившегося в последние недели наступления суданской армии при подержке «Быстрых поддерживающих сил» (БПС)». В ходе этого наступления формирование БПС «Быстрая поддержка — 2» к 22 мая овладело городом Дальдако — оплотом повстанцев. Исключительный случай в ходе 3-летней войны — в тот день суданские власти позволили журналистам посетить этот «освобожденный» город, находящийся всего в 20 км от столицы штата г.Кадугли.

12 мая базирующаяся в Женеве неправительственная организация Small Arms Survey опубликовала доклад, согласно которому Иран сыграл одну из ведущих ролей в снабжении Судана оружием наряду с Китаем и Россией. Часть этого оружия оказалась в руках повстанцев, действующих как в Судане, так и Южном Судане. По данным авторов доклада, Иран также сыграл определенную роль в налаживании работы ряда суданских оборонных предприятий. Они же утверждают, что в период с 2001 по 2012 годы иранские поставки составили 13% от общего объема закупавшихся Ираном вооружений.

13 мая всесильная разведслужба Судана NISS следуя правилам игры в демократию подала в суд на лидера оппозиционной партии «Аль-Умма» Садека аль-Махди, обвинившего действующие в Дарфуре формирования проправительственных БПС в грабежах и насилии по отношению к местному населению. Эти обвинения из уст оппозиционного политика прозвучали ранее на одной из его пресс-конференций. Спецслужбы обвиняют его в представлении «ложной» информации о БПС, и в частности, о том, что в их рядах воюют «несуданцы».

В то же время ряд исследовательских организаций разделяет позицию С.аль-Махди относительно БПС, утверждая, что «эта фактически армия наемников состоит из 6 тысяч бойцов».

Иск NISS рискует сорвать участие С.аль-Махди в «национальном диалоге», запущенном недавно суданскими властями. Возможно, тем самым суданские спецслужбы продемонстрировали свое отношение к этому процессу. В то же время мнение С.аль-Махди относительно БПС разделяет Миссия ООН и Африкансого союза в Дарфуре.

Уже 14 мая заявление С.аль-Махди на пресс-конференции в Хартуме опровергали командующий БПС генерал Аббас Абдельазиз и один из полевых командиров этой структуры Хамдан Дальго.

По имеющимся данным, БПС находятся в оперативном подчинении именно у NISS. Как сообщил представший на пресс-конференции в форме со знаками различия NISS генерал Абдельазиз, общая численность отрядов БПС составляет свыше 6 тысяч человек, в том числе 1,5 тысяч — кадровые военнослужащие.

Как следствие иска NISS, 17 мая С.аль-Махди был арестован. Эта спецслужба имеет полномочия арестовывать подозреваемых в преступлениях на срок, превышающий четыре месяца. Со своей стороны партия «Аль-Умма» заявила, что отказывается от участия в «национальном диалоге».

Уже 23 мая сотни сторонников С.аль-Махди после пятничной молитвы вышли в Омдурмане — городе-спутнике Хартума на манифестацию с тем, чтобы осудить арест их лидера.

26 мая суданские власти запретили журналистам проводить расследования и публиковать информации об аресте С.аль-Махди.

22 мая спецпосланник США в Судане и Южном Судане Дональд Боос обвинил хартумские власти в том, что они являются источником «неприемлемого» насилия в отношении гражданского населения в ряде регионов страны. Понятно, что это обвинение было отвергнуто суданскими властями.

24 мая возобновились межплеменные столкновения на юго-востоке Судана. Там в результате боев между бойцами племен маалия и хамар, проходивших на границе штатов Восточный Дарфур и Западный Кордофан, погибли по меньшей мере 32 человека. Как это не раз случалось, поводом для столкновений стала заурядная кража скота.

Примерно в это же время к западу от Эль-Фашера  — столицы штата Северный Дарфур — начались столкновения между бойцами неарабского племени фур и одной из арабских милиций. Когда в столкновения попытались вмешаться миротворцы из Миссии ООН и Афросоюза в Дарфуре, досталось и им — в последовавших затем столкновениях погиб один солдат из Руанды, трое получили ранения.

В целом, ситуация в Южном Судане стала такой, когда действующие лидеры двух сторон вряд ли могут быть нормальными собеседниками представителей мирового сообщества. Их сейчас больше беспокоит проблема собственного выживания, нежели проблемы сохранения человеческих жизней. В этой связи, похоже, мировому сообществу, если оно действительно хочет прекратить геноцид в Южном Судане, придется решиться на миротворческую операцию нового типа — хирургическую по характеру. Ее цель — удаление от дел тем или иным образом двух непримиримых политиков, которые ради личных амбиций пошли на уничтожение десятков тысяч человек.

52.41MB | MySQL:106 | 0,827sec