Судан: что стоит за специальным заявлением президента О.аль- Башира

Суданский президент Омар аль-Башир выступил в воскресенье 11 октября с.г. со специальным заявлением, посвященным нынешнему состоянию дел в двусторонних отношениях между Саудовской Аравией и Суданом. Напомним, что примерно неделю назад выпущено официальное коммюнике суданского руководства о том, что «Хартум закрывает иранский культурный центр в суданской столице», что было расценено обозревателями как явный реверанс в сторону Эр-Рияда. «Наши отношения с Саудовской Аравией морозные, но не напряженные. Они и не могут быть иными, поскольку отсутствуют базисные условия для того, чтобы эти отношения были напряженными», — заявил суданский президент. Обвинения в адрес Хартума в том, что он поддерживает отношения с Ираном в области военно-технического сотрудничества, О.аль-Башир назвал специально организованной дезинформацией. «Наше решение о закрытии иранского культурного центра не является стратегическим маневром или жестом завоевать доверие стран Залива», — также завил президент. Вот здесь мы с ним рискнем не согласиться. Расценивать данный шаг исключительно как «веяния внутренней политики, вызванные недовольством суннитского духовенства излишней активностью шиитов» было бы очень упрощенным решением. Безусловно, что это и есть тот самый жест, который из национальной гордости отрицает О.аль-Башир. И это в принципе означает коренной поворот в суданской внешней политике. О.аль-Башир подчеркнул, что будущие контакты с саудовцами должны преодолеть «прошлое непонимание» и указал на теплый прием, который он встретил во время своего недавнего визита в КСА накануне хаджа.

Под «сфабрикованными документами», упомянутыми президентом Судана как средство, которое «рассорило» КСА и Судан, имеются в виду документы, опубликованные в прошлом месяце неким профессором Эриком Ривсом в саудовских и западных СМИ. Это был некий документ озаглавленный как «Управление военной активностью» суданской армии, который, как утверждает Э.Ривс, он получил из «надежных источников». Документ датирован первым сентября и зарегистрирован в Национальном колледже обороны. За день до этого в этом же колледже состоялось собрание высших офицеров Управления военной безопасности и разведки (УВБР) Вооруженных сил Судана. В документе, помимо прочего, цитировался глава УВБР генерал-лейтенант Сиддик Амир, который заявил следующее: «Наши отношения с Ираном выгодны для нас, потому что он наш крупнейший союзник в регионе. Особенно в области поставок нам военной продукции и обмена разведывательной информации. Одновременно с учетом наших близких отношений со многими исламскими группами мы играем для Тегерана роль своеобразного мостика для контактов с ними». В документе также цитируется и политический секретарь правящей Партии национального конгресса (ПНК) Мустафа Осман Исмаил «Мы открыты для хороших отношений со странами Залива, но стратегически необходимо продолжать отношения с Ираном особенно в секретных отношениях с органами безопасности и армией». То же самое, примерно, заявил и министр обороны Абдель-Рахим Мохаммед Хусейн, также цитируемый в документе: «Наши отношения с Ираном стратегические и всеобъемлющие. Мы не можем идти в этой связи на компромисс или утратить это сотрудничество. Все наши последние достижения оборонной промышленности состоялись благодаря Ирану, который, в отличие от арабских стран, никогда не отказывал нам в помощи».

Это явно противоречит заявлению самого президента О.аль-Башира, отрицающего «стратегический характер отношений с Ираном» и указывающего на то, что Тегеран полностью отказался от военной поддержки Судана после отделения Южного Судана. Сразу отметим, что президент лукавит, поскольку именно в этот период времени и начался основной этап военно-технического сотрудничества Хартума и Тегерана, ознаменовавшийся строительством при помощи иранских инженеров ряда военных предприятий по производству боеприпасов и авиационных бомб. Суданский лидер также отметил, что в стране хватает своих проблем, и усугублять их еще и возникновением очага шиитско-суннитского конфликта, означало бы проводить совершенно недальновидную политику. Более того, О.аль-Башир заявил, что он готов сотрудничать с любыми силами в рамках противодействия экспансии шиизма на Африканском континенте. В частности, подчеркнул, что «шиитские повстанцы-хоуситы в Йемене представляют гораздо большую опасность, нежели чем боевики из «Исламского государства»».

Суданский президент также остановился на своем будущем визите в АРЕ, который должен состояться 18-19 октября с.г. Он фактически полностью исключил возможность военного конфликта с Каиром в отношении спорной территории Халаиб и подчеркнул, что решать этот вопрос необходимо только в «дипломатическом формате». Предполагается также, что в рамках этого визита будет подписан ряд соглашений по значительному облегчению условий для взаимной торговли и миграции. О.аль-Башир также отметил, что улучшению египетско-суданских отношений должно способствовать и налаживание отношений с новым ливийским правительством во главе с А.ат-Тани. Якобы во время блиц-визита последнего в Хартум неделю назад все обвинения в поставках оружия ливийским исламистам через суданскую территорию были сняты. Трудно сказать, так ли это. Но факт остается фактом – оружие через Судан в Ливию перебрасывалось и перебрасывается. Другое дело, что оно не иранское, а, условно говоря, — «катарское». Так что «антииранские» заявления О.аль-Башира, возможно, стоит больше отнести на счет Дохи, нежели чем как попытку действительно наладить отношения с Эр-Риядом.

52.19MB | MySQL:103 | 0,520sec