О развитии ситуации в Сирии

Ситуация в Сирии демонстрирует все признаки тупика.  Как правительственные войска, так и боевики демонстрируют неспособность решить кризис силовым путем и окончательно переломить ситуацию в свою пользу. Последний месяц демонстрирует положительную для правительства Башара Асада динамику, очевидные успехи правительственной армии, омраченные, правда, военной экспансией «Исламского государства» (ИГ) на северо-востоке Сирии и захватом Идлиба. Кстати, согласно последним данным, захватили его не боевики ИГ, а вооруженные отряды «Джабхат ан-нусры». Джихадисты из «Джабхат ан-нусры» сильно потрепали не только правительственные войска, но и отряды «умеренной оппозиции» из Сирийской свободной армии (ССА) и движения «Харакат аль-хазм». При этом, если верить оппозиционным сайтам экстремисты захватили у своих умеренных противников большое количество поставленного американцами оружия: 80 противотанковых ракет TOW, 10 танков, 4 БМП и десятки автомашин. Таким образом прогнозы таких знатоков Ближнего Востока как Роберт Фиск и Патрик Кокберн о том, что западное оружие, поставляемое умеренной оппозиции, рано или поздно окажется в руках «Аль-Каиды» обретают реальность. Неблагоприятно для армии Асада складывается и ситуация на крайнем юге Сирии: в Дераа и в Кунейтре.

В последние дни, согласно ливанским источникам, правительственные войска готовят кампанию по «решающему освобождению» Алеппо, где боевики контролируют треть города. Занятые ими районы подвергаются ожесточенным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам «бочковыми» бомбами. Особенно интенсивно ведутся приготовления к захвату высоты Хандарат, что позволит сирийской армии отрезать пути снабжения боевиков из Турции. Для этой цели к Алеппо стягиваются силы регулярной армии, сил национальной самообороны и отряды шиитов-хазарейцев из Афганистана. Излишне говорить, что установление режимом полного контроля над Алеппо будет означать катастрофу для вооруженной оппозиции. Лишившись позиций во втором по важности городе страны, они автоматически лишаются и обоснования претензий на власть над всей Сирией. Разгром повстанцев в Алеппо, скорее всего, приведет к полному уничтожению группы «Лива ат-тавхид», считающейся вооруженным крылом «Братьев-мусульман», а следовательно и к падению шансов этого политического движения. В настоящее время в Алеппо оперируют разнородные повстанческие и джихадистские группировки:  «Харакат аль-хазм», «Лива ат-Тавхид», «Фаджр аль-ислам», «Джабхат ан-нусра». Столкнувшись с угрозой уничтожения правительственными войсками, воюющие между собой в Идлибе «Джабхат ан-нусра» и «Харакат аль-хазм» заключили перемирие и даже соглашение о союзе в борьбе против армии Асада.

В этой связи любопытны рассуждения некоторых экспертов о том, что успехи правительственных войск на севере Сирии и их поражения на юге обусловлены тем, что на юге повстанцы организованы и имеют общее командование, а  на севере они выступают разрозненно не выдерживают никакой критики. Просто на юге вооруженные формирования Исламского фронта Захрана Аллюша получают солидную помощь от западных спонсоров через Иорданию, а на севере такая помощь предоставляется нерегулярно и в малых количествах. Причина проста: США и их союзникам выгодно столкнуть напрямую сирийскую армию с вооруженными формированиями «Исламского государства». «Тампоном» между ними служат в настоящее время мелкие отряды вооруженной оппозиции, которыми можно и нужно пожертвовать. В то же время на юге Сирии США и аравийским  монархиям  необходимо держать под угрозой Дамаск. Однако американцы и их союзники вряд ли дадут добро на решающее наступление боевиков на столицу Сирии из Восточной Гуты. Захват боевиками Дамаска будет означать массовую резню и погружение страны в полный хаос. В настоящее время, несмотря на три года войны, правительству Асада удается поддерживать относительный порядок в удерживаемых им районах. Функционируют бюрократические учреждения, перемещенные лица получают пусть и скромную, но помощь, полиция следит за криминогенной обстановкой, осуществляется снабжение и подача электроэнергии, пусть и с перебоями. Что будет после падения Дамаска страшно даже представить. Кроме того, в этом случае сторонники Асада превратятся из правительства (пусть и с сомнительной легитимностью) в одну из воюющих группировок. Договариваться будет не с кем и не о чем.

Одним из факторов, осложняющих сирийское урегулирование является существование на сирийской политической сцене многочисленных действующих лиц, поддерживаемых разными внешними акторами. Сирийская смута, начавшаяся как народные выступления за демократизацию политической жизни, переросла в межрелигиозную гражданскую войну, а затем в войну всех против всех, где различные группировки вооруженной оппозиции, поддерживаемые Катаром, Саудовской Аравией, Турцией и США, дерутся между собой за власть и контроль над экономикой в различных провинциях. При этом различные спонсоры отстаивают различные политические проекты. Катар и Турция хотели бы видеть у власти в Дамаске умеренных исламистов, возможно, в коалиции с алавитскими силовиками режима при условии ухода самого Башара Асада. Саудовская Аравия в последнее время склоняется к другому проекту: созданию на севере Сирии и Ирака суннитского государства (разумеется, не под контролем ИГ). Такое политическое образование будет блокировать ось Тегеран-Багдад-Дамаск-«Хизбалла» и существенно снизит возможности Ирана в регионе. Что касается Соединенных Штатов, то по-видимому, в их интересах затягивание сирийского конфликта для того, чтобы ослаблять как своих геополитических противников (Иран, Россию), так и не в меру усилившегося союзника (Турцию).

В настоящее время чрезвычайно трудно прогнозировать развитие ситуации в Сирии. Возможны три  сценария в диапазоне от «плохого» до «катастрофического». В первом случае заключается мирное соглашение с отставкой Асада, образованием переходного правительства и проведением последующих, условно демократических выборов. Это маловероятно, так как защитники режима Асада с результатом таких выборов не согласятся. На них почти наверняка победит суннитская оппозиция с последующей местью алавитам и светским суннитам за действия во время гражданской войны. Во втором случае происходит распад Сирии на два государства (возможно, в форме конфедерации). На юге руководят сторонники Асада с возможным привлечением умеренной оппозиции. На севере Сирии власть берут жесткие исламисты. В этом случае Сирия перестает существовать как единая страна. В третьем варианте, при «замораживании» конфликта Сирия превращается в конгломерат небольших княжеств, эмиратов и политических образований под верховенством враждебных друг другу политических и вооруженных группировок.

62.83MB | MySQL:102 | 0,568sec