О мировой реакции на авиаудары АРЕ по позициям ливийских радикалов

Нанесение ВВС Египта авиаударов по позициям группировки «Исламское государство» (ИГ) в Ливии вызвало живую реакцию вовлеченных в ближневосточную проблематику игроков истало причиной повышенной дипломатической активности со стороны самого Каира с целью создания международной коалиции для противодействия исламскому радикализму в Ливии.

Основной площадкой для этого стало внеочередное заседании СБ ООН по ситуации в Ливии, во время которого министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри выступил с рядом предложений. В частности, СБ ООН было предложено санкционировать морскую блокаду Ливии чтобы предотвратить поставки оружия исламистам, действующим на ее территории. Помимо этого, Египет поддержал предложенный его ливийским коллегой вопрос о снятии оружейного эмбарго, введенного резолюцией СБ ООН в феврале 2011 года.

По итогам заседания Совбеза ООН Иордания внесла проект резолюции, которая, в частности, предусматривает отмену оружейного эмбарго, а также другие меры, нацеленные на поддержку ливийской армии в борьбе с экстремистами. Сроки голосования по документу не называются. Предполагается, что принятию резолюции должно предшествовать формирование в Ливии правительства национального согласия.

Следует отметить, что позиция спецпредставителя ООН по Ливии Бернардино Леона остается прежней — победы над радикальными группировками в Ливии можно добиться только после формирования в стране правительства национального единства.

Он особо отметил, что уже созвал новую встречу примирительного диалога по Ливии, в ходе которого ливийские стороны должны завершить начатые в Женеве переговоры по формированию правительства национального единства и достижению режима прекращения огня.

Примечательно, что взгляды на ливийскую проблему со стороны спецпредставителя ООН по Ливии, в целом, совпадают со взглядами официального Брюсселя. Так, во время встречи Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини с Бернардино Леоном стороны заявили о необходимости активизировать дипломатическую работу на поддержке политического процесса.

В подобном ключе высказались и министры обороны ЕС во время заседания в Риге. Хотя возможность размещения новой миссии ЕС в Ливии во время заседания и не обсуждалась.

Особо стоит отметить реакцию Италии. В частности, постпред Италии при ООН Себастьяно Карди, выступая на упомянутом заседании СБ ООН, заявил, что его страна готова взять на себя ведущую роль в международных усилиях по стабилизации ситуации в Ливии под эгидой ООН, а также заняться подготовкой армии страны и восстановлением ее инфраструктуры после того, как в ней будет сформировано правительство национального согласия.

В свою очередь министр обороны Италии Роберта Пинотти заявила, что Италия готова возглавить коалицию для интервенции в Ливию в координации с заинтересованными странами Европы и Северной Африки.

А премьер-министр Италии Маттео Ренци в телефонном разговоре с президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси заявил, что соседние с Ливией страны, наиболее страдающие от экстремизма должны создать региональный альянс для того, чтобы противостоять этой угрозе. И это неудивительно, поскольку 97% нелегальных иммигрантов, прибывающих в Италию по морю, приезжают из Ливии,

Примечательно, что свою поддержку Египту высказал также и президент Франции Франсуа Олланд, что приобретает особый вес в свете заключенного контракта на поставку Египту 24 многоцелевых истребителей «Рафаль».

Кроме глобального обсуждения тема борьбы с ливийскими радикальными исламистами широко обговаривалась также и на региональном уровне. В частности, на внеочередном заседание ЛАГ, во время которого не обошлось и без серьезной дипломатической перепалки.

На заседании Катар выступил с критикой в адрес Египта в связи с тем, что он не согласовал свои действия с остальными членами ЛАГ. В результате Доха стала единственной, кто отказался подписывать заявление о законном праве Египта на нанесение ударов по террористическим организациям. В ответ на это представитель АРЕ обвинил Катар в поддержке терроризма. Вслед за этим последовал отзыв Катаром из Египта «для консультаций» своего посла. Впоследствии генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива раскритиковал Египет в связи с необоснованными обвинениями в сторону Дохи, которые, по его словам, противоречат «искренним усилиям Катара и других членов организации в борьбе с терроризмом и экстремизмом».

Но все же несмотря на отсутствие арабского консенсуса, официальный представитель МИД АРЕ заявил, что Каир изучает возможность создания военного альянса вместе с другими арабскими государствами для борьбы с радикальным экстремизмом в регионе. Данный вопрос планируется обсудить на предстоящем в конце марта ежегодном заседании ЛАГ.

Однако, главная проблема в успешности усилий АРЕ на ливийском направлении кроется, в первую очередь, в прохладном отношении со стороны Вашингтона.

Подтверждением тому является заявление официального представителя Государственного департамента США Дж.Псаки о том, что Вашингтон всегда уважал право государств принимать собственное решение по поводу самозащиты, однако США все же видят разрешение кризиса в политической плоскости с ведущей ролью ООН. Относительно же военных действий Дж.Псаки указала, что США пока что не рассматривают вопрос о расширении региональной военной операции за пределы Ирака и Сирии.

Очевидно, что в дальнейшем развитии ливийского сюжета немаловажное значение будет иметь фактор ключевого союзника АРЕ – Саудовской Аравии, имеющей определенные лоббистские возможности и в Дохе, и в Вашингтоне. Да и для самого А.Ф.ас-Сиси это уже становиться делом чести и своеобразной «стартовой площадкой» для возрождения региональных амбиций АРЕ. А посему, в ближайшее время мы и далее будем являться свидетелями растущей дипломатической активизации Египта по ливийскому вопросу как на региональном, так и на глобальном уровне.

52.22MB | MySQL:103 | 0,467sec