О развитии политической ситуации в Йемене

Уже бывший президент Йемена А.М.Хади 21 февраля с.г. благополучно был освобожден из-под домашнего ареста повстанцами-хоуситами и эвакуировался в Аден. В этой связи американские информационные агентства со ссылкой на помощников бывшего президента сразу же заявили, что это освобождение стало итогом «давления на повстанцев со стороны США, России и Совета Безопасности ООН», которые действовали при посредничестве Омана через возможности Ирана. Последний, как утверждалось долгое время, имеет сильное влияние на хоуситов. Правда, никаких внятных доказательств этого до сих пор представлено не было. Основным условием освобождения А.М.Хади якобы стал его полный отказ от какой-либо активной политической деятельности и препятствия работе «конституционного совета», который, по идее, повстанцев должен стать неким временным органом управления страной.
Версии самого А.М.Хади кардинальным образом отличаются от утверждений американцев. В частности указывается, что президент был вывезен из Саны бывшим министром информации страны, которая приехала к нему в ночь с 20 на 21 января с.г. якобы для взятия интервью, а затем вывезла его чуть ли не в багажнике своей автомашины из президентского дворца. Затем президент через Ходейду, которая, кстати, также находится под контролем хоуситов, был переправлен в родной ему Аден. Сторонники А.М.Хади также организовали еще четыре группы эвакуации, которые двигались альтернативно от президентского кортежа другими маршрутами, дабы отвлечь внимание преследователей. Сразу же скажем со ссылкой на экспертов, которые знакомы с йеменской реальностью, что версия А.М.Хади маловероятна и скорее всего направлена на то, чтобы помочь ему «сохранить лицо». Хоуситы, плотно контролирующие столицу и прилегающие к ней районы, вряд ли похожи на простаков. Более правдивыми и реалистичными выглядят мало аффишируемые заявления ряда экспертов о том, что освобождение А.М.Хади стало результатом не давления Тегерана, который всячески открещивается от своей вовлеченности в йеменский конфликт и вряд ли бы стал публично доказывать обратное, обещая кому бы то ни было «повлиять» на руководство повстанцев. Скорее всего, дело в совпадении интересов самих хоуситов и тех же американцев, попросивших Саудовскую Аравию о посредничестве. Речь идет о банальном денежном выкупе со стороны Эр-Рияда, последующем «чудесном» побеге А.М.Хади, что устраивает все стороны.
Кстати, сам А.М.Хади от активной политической деятельности отказываться не спешит. Оказавшись в Адене, он тут выпустил указ о непризнании и незаконности любых указаний из Саны, а также созвал в южнойеменской столице совет руководства всех политических партий страны и бывших членов «Конференции национального диалога» для выработки программы дальнейших действий. Как-то не совсем похоже на подготовку отъезда «на лечение за границу», о чем сейчас активно говорят на Западе все те же «информированные журналисты». Такой вариант тоже возможен в принципе, но только в случае, если на смену А.М.Хади придет реально харизматичный лидер, который стал бы приемлемой фигурой для шафиитского сегмента оппозиции хоуситам. Таковой пока что нет. Бывший президент НДРЙ Али Насер Мухаммед, которому хоуситы предложили возглавить вновь создаваемый президентский совет, взял паузу, явно не торопясь брать на себя ответственность в столь тяжелый момент. Сейчас он находится в Абу Даби и возвращаться на родину не торопится. Иных альтернативных фигур такого масштаба пока не наблюдается.
Отметим и еще один момент. Существует серьезный факт разочарования представителей ведущих держав, среди которых отметим США и Россию, способностью А.С.Хади удержать страну от развала и гражданской войны. В этой связи «освобождение» А.М.Хади, судя по всему, стало логичным завершением его «технического» президентства, формальный срок которого, кстати, совершенно случайно истек именно 21 февраля с.г.
И в Вашингтоне, и в Москве, судя по всему, окончательно смирились с доминированием хоуситов на севере страны, отдавая себе отчет в том, что это реальная военная сила, способная контролировать ситуацию. Сейчас страна оказалась фактически разделенной на три части: на севере это хоуситы, на юге — южнойменские сепаратисты, а в Маарибе — радикальные исламисты и «Братья-мусульмане». Очень условное, конечно, деление. Но заметим в данном случае, что ни одна из этих сил решить вопрос объединения страны и восстановления какой-либо легальной, с международной точки зрения, системы государственного управления чисто военным путем пока не в состоянии. В этой связи в любом случае предстоят тяжелые переговоры между различными политическими силами о компромиссе. И в центре внимания будет фигура нового «технического» президента, который, скорее всего, будет из Южного Йемена. С этим, конечно, не согласен бывший президент страны Али Абдалла Салех, регулярно контактирующий с послом РФ в Сане, убеждая его в необходимости возвращения своего сына Ахмеда во власть как единственный шанс на возвращение стабильности. Ахмед, кстати, сейчас находится в Йемене. Но, по оценке ряда обозревателей, сценарий возвращения клана Салеха во власть маловероятен. Этого не хочет ни одна политическая сила, в том числе и сами хоуситы, которые делиться властью со своим перманентным врагом-союзником не желают категорически.

52.28MB | MySQL:103 | 0,449sec