О планах президента Турции Р.Т.Эрдогана по реформированию силового блока

Мы уже сообщали о том, что в связи с уходом ближайшего, до недавнего времени, соратника президента Турции Р.Т.Эрдогана Х.Фидана в большую политику (он собирается участвовать в  парламентских выборах и затем претендовать на пост министра иностранных дел или вице-премьера) встал вопрос о его преемнике на посту руководителя турецкой спецслужбы МИТ. Касаясь решения Х.Фидана, отметим что, к серьезному недовольству президента Р.Эрдогана, он явно выбрал время для рывка с перспективой занять пост премьер-министра или президента в самом недалеком будущем. Ярко выраженных сменщиков  Р.Т.Эрдогана сравнимых с ним по электоральной популярности и харизматичности как внутри партийного аппарата, так и в системе государственного управления пока не видно. Не то, чтобы был дефицит желающих, но равных ему по деловым качествам нет, а это диктует условия начала новой гонки претендентов за главный приз — пост премьера. Все претенденты в данном случае стартуют с равных позиций, будь то действующий премьер-министр А.Давутоглу, или ушедший в тень бывший президент А.Гюль. И находясь в тени спецслужбы Х.Фидан объективно в таком соревновании находится в несколько проигрышном положении, хотя бы потому, что его заслуги перед государством не афишируются по понятным причинам, а значит — и широкому электорату не известны. По крайней мере, в той степени, которая необходима политику, претендующему на роль лидера страны. Почему он выбрал именно нынешнее время для рывка, разговор отдельный. Как представляется, по нескольким причинам. Во-первых, состояние здоровья самого Р.Т.Эрдогана (болен лейкемией), которое является самой большой государственной тайной нынешней Турции, но о ее подробностях Х.Фидан — в силу своей последней должности — был осведомлен досконально. А значит понимает примерные сроки , которые отведены нынешнему безусловному лидеру страны. Во-вторых, нынешние парламентские выборы являются последним шансом для Х.Фидана выйти в поле публичной политики в нужный момент. И не просто выйти, но и в достаточной степени успеть положительным образом зарекомендовать себя на том же посту министра иностранных дел в рамках антиамериканской и, что главное, антиизраильской риторики. А именно эти тренды являются основными среди турецкого электората. По крайней мере, среди той ее части, которая голосуют за исламистов. Кроме того, Х.Фидан за время своего пребывания на посту руководителя МИТ провалил два важнейших проекта. Первый — он лично курировал и не довел до логического конца важный и принципиальный процесс примирения с боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК). Напомним, что бодро начавшийся процесс примирения и вывода отрядов боевиков РПК из Турции в Иракский Курдистан затормозился посередине именно по причине нежелания Анкары выпускать из заключения лидера РПК А.Оджалана, что было основным условием сделки. Наметившийся прогресс в этом процессе связывается уже точно не с усилиями Х.Фидана и временно исполняющего обязанности руководителя МИТ И.Х.Муссы, а с действиями их политических конкурентов в лице бывшего министра иностранных дел, а ныне премьер-министра А.Давутоглу, и его креатуры из Департамента безопасности правительства, кадрового сотрудника МИТ А.Дервишоглу. Второй провал — сирийское досье, в формате которого МИТ так и не смогла создать внятной, лояльной себе, альтернативы исламистским радикалов на площадке вооруженного сегмента сирийской оппозиции. Вроде бы, имеющий первоначально некий шанс на успех в рамках создания «светской» Сирийской свободной армии (ССА), потерпел фиаско. После тяжелого ранения, в результате покушения, на ее командира полковника Р.аль-Асаада два года назад ССА фактически прекратила свое существование и реальной силы в нынешнем раскладе не имеет. Попытки создать некий исламистский аналог в лице курдского сопротивления из лояльных Турции боевиков из числа примирившихся членов РПК в районах сирийско-турецкой границы также провалились. Сейчас предпринимается новая попытка создать некий подконтрольный вооруженный фронт в Сирии, на этот раз с помощью Катара. Но насколько полученный «продукт» будет боеспособным и, что главное, отвечать критериям Вашингтона о качественном наполнении вооруженного крыла «новой оппозиции», сказать сложно.

На очереди — глубокая реформа турецкого силового блока, безусловно, вызванная не только стремлением Р.Т.Эрдогана обезопасить себя окончательно от инфильтрации в силовые структуры сторонников опального имама Ф.Гюлена, но и придать ей наступательный характер и способность решать насущные задачи в сфере национальной безопасности хотя бы на  границах Турции. В этой связи планируется создать суперсиловое министерство, которое объединит под своим зонтиком МИТ, жандармерию, полицию и армию. При главенствующей роли той же МИТ, чей руководитель это министерство  и возглавит. Следует отметить, что в мире аналогов такому силовому «холдингу» нет, хотя бы по причине того, что в правоохранительной сфере всегда приветствовалась конкуренция. Пока окончательного решения о создании суперминистерства Р.Т.Эрдоганом не принято, но некие шаги в этом направлении уже делаются. Так, в распоряжение МИТ сравнительно недавно переданы все армейские станции радиоразведки, а до 2018 года планируется передать от армии, МВД и жандармерии функции контроля за пограничной охраной и КПП. Жандармерия же в свою очередь функционально переподчинена не генштабу армии, как ранее, а руководству полиции, частью которой она и стала.

В данном случае удар, конечно, направлен, прежде всего, на армейское командование с целью окончательно добить его в рамках ликвидации даже намека на возвращение армии бывших главенствующих и контролирующих ролей в турецкой политической жизни. Политическое дистанцирование армии, помимо, конечно, успехов в экономике, можно смело отнести к самым главным достижениям эры правления Р.Т.Эрдогана. Какой-либо вооруженной фронды  планам окончательного нивелирования роли вооруженных сил после проведенных Р.Т.Эрдоганом законодательных и кадровых реформ ожидать от военных конечно сложно, но глухое недовольство будет присутствовать на всех уровнях командного состава.

Вторым сдерживающим фактором остается концентрация всей мощи силового блока исполнительной власти в руках фактически одного человека, что является делом рискованным со всех точек зрения. Начиная от падения эффективности в силу отсутствия конкурентности и создания дополнительных бюрократических настроек, что неизбежно при создании любых суперминистерств в любой стране, и заканчивая банальным риском государственного переворота. Глава этого суперведомства должен пользоваться безусловным доверием Р.Т.Эрдогана, что, однако, на Востоке никого и никогда не спасало от риска насильственного смещения. Сейчас идет подковерная борьба за пост руководителя МИТ, и пока явных фаворитов в этой гонке нет. Нынешний исполняющий обязанности руководителя спецслужбы И.Х.Мусса имеет один важный «минус»: он не является приемлемой фигурой для лидеров РПК, которые обвиняют его в череде заказных убийств  лидеров курдской эмиграции в странах Европы в период его работы в качестве посла Турции в Брюсселе в 2011-2012 годах. Таким образом, рассчитывать на прогресс в формате достижения с РПК мирного соглашения в случае его назначения не приходится. Еще один кандидат — посол Турции в США С.Кылыч имеет слабую поддержку внутри самих силовиков, которые не расценивают его в качестве профессионала в этой области. Отсюда трудный выбор для турецкого президента, взявшего пока время на раздумье, Как предполагают, до июня этого года, когда состоятся парламентские выборы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,526sec