Йемен: что стоит за утверждениями хоуситов об иранской помощи

Зейдитские повстанцы (хоуситы, сторонники движения «Ансар Алла») в Йемене утверждают, что Иран готов начать оказывать им материальную поддержку. По сообщению телеканала «Скай ньюс — Арабия», глава учрежденного хоуситами Политического совета Салех ас-Самад заявил, что Тегеран якобы готов предоставлять на протяжении года необходимые движению «Ансар Алла» нефтепродукты, а также содействовать в строительстве электростанции мощностью 165 мегаватт.

По словам С.ас-Самада, помимо этой помощи, Тегеран может направить в Йемен «своих экспертов в области электроэнергетики, использования водных ресурсов, банковского дела, торговли и промышленности, а также участвовать в подготовке местных специалистов». Официальных комментариев из Тегерана пока не поступало.

Все это могло быть похоже на вброс дезинформации для того, чтобы стимулировать Саудовскую Аравию, прежде всего, к достижению компромисса с новыми властями в Сане. Или, по крайней мере, попытаться заставить Эр-Рияд отказаться от планов возможной атаки на Сану с целью ее освобождения. По оценкам ряда экспертов, именно этот момент сейчас является для хоуситов наиболее тревожным. Особенно с учетом того, что в приграничной к Сане провинции Мариб активно концентрируются салафистско-радикальные силы со всего Йемена, а Саудовская Аравия начала их   массированное снабжение сухопутным путем через границу  современными видами боевой техники, включая танки и артиллерию. Эта критическая масса, в конце концов, сработает в виде экспансии на север.  В руководстве хоуситов это осознают и стараются отвечать аналогичными действиями. Нынешние военные маневры повстанцев, которые проходят на севере страны, непосредственно на саудовской границе, из этой серии ответов. Маневры с использованием танков и артиллерии, что должно продемонстрировать, во-первых, наличие возросшего боевого потенциала зейдитов, а во-вторых, провести обкатку своих частей на захваченных недавно на армейских арсеналах развалившейся йеменской армии образцов военной техники.

Переброска частей спецназа, которые подчиняются бывшему президенту страны А.А.Салеху, в район Адена (как утверждают СМИ), а он работает сейчас вроде бы в альянсе с хоуситами, тоже необходимо отнести, прежде всего, к превентивным мерам безопасности, но никак не к попытке начать широкомасштабное наступление на столицу Южного Йемена. Тем более, что силы бывшей Республиканской гвардии, оставшиеся верными бывшему президенту, перебрасываются не в Аден, а в Таиз, который пока явно не заявил о своих внутриполитических приоритетах в плане выбора между Аденом и Саной. А именно эти два города являются в настоящее время центрами притяжения для внутрийеменских сил. Выбор Таиза в данном случае не случаен. Во-первых, А.А.Салех довольно длительное время был губернатором Таиза и имеет там довольно устойчивые наработанные связи. Во-вторых, наиболее удобный с точки зрения логистики путь с севера на юг (как, впрочем, и обратно) идет как раз через Таиз, что делает эту провинцию крайне важной стратегической точкой. Но в планах А.А.Салеха не только укрепление чисто военного аспекта своего присутствия в политическом пространстве страны, но и создание «запасной площадки» в Таизе на случай своей возможной ссоры с хоуситами. Такой сценарий также вполне вероятен, особенно с учетом всей очень сложной предыстории взаимоотношений хоуситов с А.А.Салехом. Достаточно вспомнить три войны, которую А.А.Салех вел с хоуситами в бытность своего президентства. Бывший лидер страны, безусловно, хоуситам не доверяет, и реагирует очень четко на изменяющуюся политическую конъюнктуру. В том числе и явно обозначившуюся в последний месяц тенденцию к противостоянию по линии Иран-аравийские монархии в лице КСА и ОАЭ. Именно Абу Даби является одним из основных спонсоров клана А.А.Салеха и хранителем его финансов, и это он обязан учитывать, несмотря на все свои совместные действия со сторонниками бывшего имама. Обосновавшись в случае чего в Таизе, бывший президент занимает тем самым «промежуточную», но в то же время стратегически важную и принципиальную позицию внутри страны, игнорировать которую не сможет ни одна из противоборствующих сил.

Важным обстоятельством нынешней ситуации является усиление присутствия Ирана на севере Йемена. Установление прямого авиационного сообщения между Саной и Тегераном — в данном контексте очень важный принципиальный момент. Прямое авиационное сообщение является первой и обязательной фазой усиления политического влияния  Тегерана в той или иной части мира. В данном случае Корпус стражей исламской революции (КСИР) получает прекрасную возможность по переправке вооружения и боеприпасов не только собственно хоуситам, но и, прежде всего, по организации надежного логистического канала материально-технической поддержки ХАМАСа в секторе Газа, с которым Иран вовремя вновь подружился.. Таким образом, отчетливо вырисовываются контуры маршрутов будущих поставок: Иран-Сана-Ходейда-Порт-Судан-Синай-сектор Газа. Что же касается объявленных представителем хоуситов планов Ирана об оказании масштабной экономической помощи, в том числе и путем крупных инвестиций в социальную и энергетическую инфраструктуры, то такой сценарий представляется крайне маловероятным. В том числе и по причине неясности политических и военных рисков в среднесрочной перспективе. Возможность военного наступления на Сану со стороны южнойеменцев и салафитского фронта остаются вполне реальным сценарием развития событий. Особенно с учетом нового тренда в политике Эр-Рияда, который готов стимулировать внутренний хаос в Йемене, но только до той поры, пока его извечный региональной конкурент в лице Ирана не начнет наращивать там свое, хотя бы фрагментарное, присутствие. В этой связи Тегеран пока ограничится, с большей долей вероятности, лишь чисто финансовыми дотациями и декларациями о намерениях, но никак не крупномасштабными инфраструктурами проектами.

52.3MB | MySQL:103 | 0,394sec