Ситуация вокруг Израиля на 28-й сессии СПЧ ООН

27 марта 2015 г. завершается 28-я регулярная сессия Совета по правам человека ООН. Ожидалось, что на этот раз внимание собравшихся представителей 47 государств-членов не будет полностью сосредоточено на Израиле, поскольку специальная комиссия ООН, занимающаяся разбором случаев нарушения прав человека во время летнего палестино-израильского противостояния в Газе, высказала просьбу перенести публикацию итогового отчета на июнь. Однако этого не произошло. В соответствии с отдельным, седьмым по счету пунктом постоянной повестки дня под названием «ситуация вокруг прав человека в Палестине и на других оккупированных арабских территория» была подготовлена серия документов, имеющих антиизраильскую направленность.

Впрочем, в рамках сессии, начавшейся еще 2 марта 2015 г., не остался без внимания и ключевой для Израиля политический вопрос последних месяцев, а именно выборы в Кнессет 20-го созыва. Выступая на одном из заседаний, проходившем 17 марта 2015 г., исполнительный директор неправительственной организации UN Watch Г.Нойер заявил, что вместо того, чтобы заниматься разбором соблюдения Израилем прав человека, СПЧ ООН следовало бы обратить внимание на другие очаги напряженности. В качестве примеров таковых он обозначил Китай, Россию, Венесуэлу и Кубу, в которых к власти, по его словам, постоянно приходят одни и те же политические силы, а также имеются другие случаи нарушений. В их числе заключение под стражу китайского и венесуэльского оппозиционеров Л.Ксиабо и Л.Лопеса и присоединение Крыма к России. Не забыл Г.Нойер и о палестинском лидере М.Аббасе, призвав его поучиться на израильском примере и перестать избегать выборов[i]. Интересно, что, столкнувшись с наименьшей критикой в свой адрес, именно представитель Кубы выступила с заявлением против Израиля и UN Watch. Она заявила, что данная организация является «правительственной», поскольку спонсируется за счет израильских средств, и назвала Израиль оккупационной силой, по вине которой страдают люди[ii].

Характеризуя данную ситуацию, следует отметить, что UN Watch действительно часто сталкивается с подозрением в излишне тесных контактах с Израилем. Происходит это во многом из-за того, что руководящий состав организации оказывается, так или иначе, связан с этой страной или еврейскими организациями США. Не стал исключением и Г.Ноейр, получивший степень магистра права в Еврейском университете в Иерусалиме и работавший в рамках программ Центра Шалем. Впрочем, говорить о том, что, вставая на сторону Израиля, в указанном случае организация четко представляла интересы данного государства, не приходится. Следует это, как минимум из несовпадения позиций в отношении России и, прежде всего, крымского вопроса, к которому израильские властные круги относятся гораздо более сдержанно, чем представители UN Watch.

Вторым важным блоком тем, касающихся Израиля, стали представленные на сессии документы. Так, 23 марта 2015 г. были озвучены сразу 7 докладов, по сути повторяющих содержание друг друга. Видится целесообразным остановиться на отдельных их составляющих. К примеру, в Докладе Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека об осуществлении резолюций S-9/1 и S-12/1 СПЧ ООН[iii] говорится о нарушениях прав человека, совершаемых Израилем, Палестинской администрацией и фактическими властями Газы. Составителями документа указывается, что израильская сторона виновна в 10 группах нарушений. Среди них блокада сектора Газы, несоразмерное применение силы, поселенческая активность и насилие со стороны поселенцев, снос домов и насильственное перемещение лиц, аресты, включая задержания детей, голодовки заключенных в связи с недовольством обращением с ними. Также в документе в качестве нарушений обозначены две общие категории Газа и  ситуация в Восточном Иерусалиме. Интересно, что при характеристике первой фактически повторяются уже упомянутые пункты, а описание второй в значительной степени касается действий палестинцев, а не израильтян. Суммарное число нарушений, совершаемых силами, контролирующими Газу, и Палестинской администрацией равно восьми. В их числе пытки, жестокое обращение, произвольные задержания, насилие в отношении женщин, нарушение процессуальных норм, смерти в заключении, несоблюдение свободы слова и собраний, а также нарушения, совершаемые в ходе эскалации боевых действий. Большая часть этих случаев связана с Газой. При анализе данного документа обращает на себя внимание размытость и повторение ряда формулировок, касающихся Израиля. Кроме того, авторами делается несимметричное сравнение действий израильтян, совершаемых в отношении палестинцев, с действиями палестинцев совершаемых в отношении них самих. Так, значительное число нарушений, наблюдаемых в Газе, касаются действий местного населения против лиц, связанных с ФАТХ.

В отчете специального докладчика по вопросу прав человека на палестинских территориях М.Вибизоно значительное внимание уделено ограничениям в доступе населения Газы во время летнего витка противостояния к медицинскому обслуживанию и нарушениям, связанным с правом на образование[iv]. Характеризуя первую группу проблем, все же можно найти некое рациональное зерно, касающееся разрушения медицинских учреждений и недостаток лекарственных препаратов. Однако довольно трудно полностью возлагать вину за это на Израиль. Говоря об образовательных возможностях в Газе, составитель доклада обращается не только к фактам разрушения школ, но и пишет об упущенных образовательных возможностях местного населения, прежде всего, в сфере высшего образования. При этом сделанные предположения выглядят несколько странно. С тем же успехом можно было бы попытаться сосчитать количество местных поэтов, которые могли бы появиться в случае создания палестинского государства еще в 1948 г.

Документ «Дополнение к ситуации с правами человека в период с 12 июня по 26 августа 2014 на оккупированной палестинской территории, включая эскалацию военных действий между Государством Израиль и палестинскими вооруженными группировками в Газе»[v], озвученный в тот же день, затрагивает вопрос нарушений прав человека в отношении палестинцев, совершенных во время операции «Вернуть братьев» по поиску трех израильских подростков похищенных, а позже убитых на Западном берегу реки Иордан. В соответствии с его текстом, израильтяне в это период наносили ущерб имуществу проживающего в этом районе палестинского населения, вводили ограничения на перемещения, а также имели место случаи прямых столкновений.

Доклад Генерального секретаря «Израильские поселения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и на оккупированных сирийских Голанах»[vi] включает весьма интересный пункт, касающийся ограничения доступа палестинского населения к землям сельскохозяйственного назначения, ввиду чего ущерб наносится не только экономическому положению людей, но и ряду отраслей. В документе приводится пример выращивания оливок. В этом секторе наблюдается снижение урожая, связанное с невозможностью получить к нему доступ вовремя, указывается на случаи порчи продукта и инвентаря, а также открытых нападений со стороны израильских поселенцев. Также следует обратить внимание на то, что по итогам сессии к принятию запланировано 4 резолюции, носящие антиизраильский характер.

В целом, рассмотрение израильского вопроса на 28-й сессии СПЧ ООН показывает, что организация не стремиться к преодолению разногласий с Израилем, а наоборот продолжает планомерное обсуждение отчетов и принятие резолюций, направленных против этой страны. При этом в подготовленных документах присутствует множество противоречий и спорных моментов. К примеру, в них сведено к минимуму упоминание ХАМАС. Случай с похищением и убийством трех израильских подростков летом 2014 г. представлен весьма односторонне и подается, скорее, как некий повод к эскалации насилия, а не самостоятельное преступление, которому СПЧ ООН следовало бы уделить внимание. В условиях обсуждения такого рода документов ключевую роль будут играть союзники Израиля, способные оказать стране поддержку в противостоянии обвинениям в свой адрес. Весьма вероятно, что, учитывая разногласия в отношениях с США, на нынешнем этапе ставка будет сделана на влиятельных европейских партнеров.

 

[i]                 См.: Cuba calls to “eliminate” UN Watch speech on Israeli elections as lesson for dictatorships. 17.03.2015 // UN Watch. 19.03.2015. URL: http://blog.unwatch.org/index.php/2015/03/19/video-cuba-calls-to-eliminate-un-watch-speech-on-israeli-elections-as-lesson-for-dictatorships/

[ii]              Там же.

[iii]              Implementation of Human Rights Council resolutions S-9/1 and S-12/1. Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights // Human Rights Council Twenty-eighth session. A/ARC/28/80. URL: http://www.ohchr.org

[iv]              Report of the Special Rapporteur on the situation of human rights in the Palestinian territories occupied since 1967, Makarim Wibisono // Human Rights Council Twenty-eighth session. A/ARC/28/78. URL: http://www.ohchr.org

[v]              Addendum — The human rights situation in the Occupied Palestinian Territory between 12 June and 26 August 2014, including the escalation in hostilities between the State of Israel and Palestinian armed groups in Gaza. // Human Rights Council Twenty-eighth session. A/ARC/28/80. Add. 1. URL: http://www.ohchr.org

[vi]              Israeli settlements in the Occupied Palestinian Territory, including East Jerusalem, and in the Occupied Syrian Golan. Report of the Secretary-General. // Human Rights Council Twenty-eighth session. A/ARC/28/44. URL: http://www.ohchr.org

52.31MB | MySQL:103 | 0,457sec