Ливия-Саудовская Аравия: сотрудничество на нефтяном рынке

На фоне провала переговорного процесса между противоборствующими сторонами в Ливии «новое правительство» в Тобруке под руководством А.ат-Тани лихорадочно ищет возможности пополнить свой бюджет для продолжения вооруженного противостояния с оппонентами из исламистской коалиции «Аль-Фаджр» («Рассвет Ливии»). Основным средством для этого традиционно является экспорт сырой нефти, который и в период правления М.Каддафи являлся источником благосостояния государства и позволял Ливии играть одну из ведущих политических ролей в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Нынешний политический кризис в стране вместе с падением нефтяных цен серьезно ослабили этот потенциал бюджетных поступлений. Кроме того, межклановые противоречия нанесли серьезный ущерб и по выстроенной ранее системе коммерческих, банковских и логистических цепочек экспорта углеводородов, потерю основных посредников и трейдеров. Огромное количество сырой нефти в послереволюционный период поставлялись контрабандно с большими рисками как с точки зрения безопасности, так и по причине регулярных срывов этих поставок. Достаточно вспомнить длительную «нефтяную блокаду» главных месторождений на востоке страны со стороны ряда ливийских племен или целенаправленные диверсии ополченцев из Мисураты, которые составляют сейчас основную силу исламистской коалиции, против нефтяных терминалов на побережье страны. Эта ситуация вызвала естественный уход иностранных трейдеров, не желающих связываться в высокорискованными операциями.

В этой ситуации помощь Тобруку готовится оказать Саудовская Аравия, которая преследуют цель максимально укрепить финансовые позиции естественного антагониста коалиции «Аль-Фаджр» и поддерживающих их катарцев. Отметим при этом, что Эр-Рияд действует в данном случае вопреки обычной коммерческой логике, поскольку и так КСА серьезно страдает от экономических издержек демпинговой войны с производителями сланцевой нефти из США. В рамках этой поддержки в условиях строжайшей секретности на Бахрейне состоялись переговоры саудовских брокеров с представителями Тобрука, в роли которых выступают, как ни парадоксально, бывшие сторонники свергнутого М.Каддафи. Саудовскую сторону на этих переговорах представляли официальные лица из Petro Saudi, принадлежащей Тареку Обейди и сыну покойного короля Абдаллы Турки бен Абдаллы. Тобрук представляли доверенный человек сына Каддафи Сейфа аль-Ислама в Libyan Investment Authority (LIA), и Мохаммед Ганем, сын бывшего министра нефти при М.Каддафи Шорка Ганема. М.Ганем с 2013 года был главой совместной ливийско-эмиратовской компании First Energy Bank (FEB). Совсем недавно в ее состав вошел главный представитель Тобрука в LIA Фейсал Гергаб. FEB является одной из ведущих ливийских компаний на местном нефтяном рынке и через аффилированную с ней структуру ADWOC  (Arab Drilling and Workover Company) контролирует два крупнейших месторождения — Акакус и Спирт. Свои операции по продаже углеводородов компания в основном осуществляет через брокерскую компанию Northern Wind Consultants, которая также обосновалась на Бахрейне и принадлежит сыновьям бывшего руководителя ливийских спецслужб при М.Каддафе Мусы Кусы Хайтаму и Сахару.

Эксперты увязывают секретные консультации со встречей А.ат-Тани с Турки бен Абдаллой в период траурных церемоний похорон короля Абдаллы в январе с.г. На них же присутствовал и племянник нынешнего генерального секретаря ОПЕК Абдельбассет аль-Бадри, сейчас представляющий интересы Тобрука в Эр-Рияде. О том, что стороны достигли неких предварительных договоренностей свидетельствует и организация 2 апреля с.г. А.ат-Тани «параллельной» нефтяной структуры National Oil Corporation и открытие банковского счета на свое имя в одном из эмиратовских банков. Обозреватели также отмечают и «нефтяные» цели наступления основной военной силы Тобрука в лице подразделений генерала Х.Хафтара, которые недавно взяли под свой контроль нефтяные поля Эс-Сидер и Рас Лануф. В данном случае действия А.ат-Тани по созданию устойчивой системы продажи нефти мотивированы еще и попытками монополизировать эту сферу в формате «нового правительства» с целью создать финансовый противовес чисто военному преимуществу Х.Хафтара, что уже можно отнести к сфере борьбы за власть среди сторонников условно «светского» направления будущего устройства Ливии.

Борьба за власть невозможна без надежной финансовой базы. Это понимают и руководители «Аль-Фаджр», которые, несмотря на то, что международное сообщество в своем подавляющем большинстве признало правительство и парламент в Тобруке, продолжают осуществлять экспортные операции по продаже углеводородов и тем самым пополняют свой бюджет. Деньги, полученные в результате таких операций, поступают на счета формально нейтрального к противоборствующим силам Libyan Central Banк, которым в реальности управляет сторонник «Аль-Фаджр»Аль-Седдик Омар аль-Кабир. Торговля нефтью идет довольно бойко: только в период с 3 по 13 марта с.г. в порту Меллитах, который контролируют исламисты, загрузилось три танкера, принадлежащие иностранным нефтяным компаниям ENI, OMV и Repsol. 4 апреля с.г. там же зафиксированы погрузки  танкеров Aegean Faith and Maria Bottiglieri. 9 марта с.г. в порту Завия загрузился танкер Neverland.

Тобрук также не испытывает больших проблем с наличием мощностей для экспорта нефти, который осуществляется через порты Марса Эль-Берга и Марса Харига. Небольшая задержка в марте с.г. была вызвана сменой основного дилера, на место которого пришла подконтрольная полностью А.ат-Тани в лице National Oil Corporation. Переговоры с Саудовской Аравией в данном случае призваны упорядочить и активизировать этот процесс. При этом ряд экспертов указывают на то, что резкое увеличение объемов добываемой КСА нефти в марте-апреле с.г., может быть связано и с выбросом ливийских углеводородов, которые продаются через аффилированные с саудовскими компаниями структуры.

 

52.26MB | MySQL:103 | 0,975sec