Какое будущее у военно-технического сотрудничества России и Ирана?

Успехи «шестерки» переговорщиков на консультациях в Лозанне по Ирану открыли для России новые возможности для развития с российско-иранского военно-технического сотрудничества.

Вслед за этим секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани заявил, что иранская сторона ожидает выполнения от России контракта по ЗРК С-300 до конца 2015 г.

И уже 13 апреля президент РФ РФ Владимир Путин подписал указ, позволяющий продавать Тегерану С-300 и дающий соответствующие юридические гарантии выполнения сделки.

Необходимо напомнить, что перспективы развития ВТС сторон омрачены историей с попыткой покупки Ираном у России партии ЗРК С-300 ПМУ-1 на сумму более 800 млн долларов. В 2005-07 гг. стороны подписали соответствующие документы.

Но в 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев не позволил осуществить эту сделку, сославшись на резолюцию СБ ООН от 9 июня 2010 г. о запрете на продажу Тегерану наступательных вооружений. Подобное решение Кремль тогда принял во многом ради сохранения партнерских отношений с Западом.

Это послужило основанием для подачи Ираном иска в Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу против России. Тегеран предупредил, что готов отозвать свои претензии в случае выполнения Москвой взятых ранее обязательств.

Иран не устроило предложение Кремля поставить взамен ЗРК средней дальности С-300 комплексы малой дальности «Тор-М1Э». Не случайно, что 18 июля 2014 г. иранский посол в Москве Мехди Санаи заявил, что Тегеран расценивает контракт по С-300 как «рабочий» и не исключает приобретения у России более современных комплексов ПВО, намекая на С-400. Иранский интерес к С-300 несколько снизился ввиду наличия у КНР альтернативной продукции – скопированной у России версии С-300 – HQ-9 (FD-2000).

О серьезности намерений сторон развивать ВТС свидетельствует то, что 20 января 2015 г. в Тегеране в первый раз за 15 лет с визитом побывал российский министр обороны РФ Сергей Шойгу, подписавший соглашение о военном сотрудничестве. Однако оно не было наполнено конкретным содержанием и имело характер «рамочного». В тоже время стороны подготовили позиции для возобновления поставок военной техники и вооружения.

Что же касается перспектив выполнения контракта по С-300, то сейчас с большой долей вероятности он будет реализован, не зависимо от отрицательного отношения со стороны США и Израиля

Впрочем, ситуация с реализацией контракта по С-300 осложняется стремлением Ирана отойти от привычных форм ВТС в плане закупки готовой продукции и растущего желания получить от Москвы военные технологии. В ходе уже имевших место консультаций он выразил особый интерес в приобретении их для создание перспективных «дальних» систем ПВО и ПРО.

Между тем, перспективы развития ВТС не ограничиваются лишь сегментом ПВО. Иран также интересует возможное сотрудничество в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ), поставок запчастей для авиа- и бронетехники. Кроме того, Тегерану требуется и модернизация поставленной ранее советской и российской продукции военного назначения, а также технологии двойного назначения, включая телекоммуникации, оборудования для дистанционного зондирования земной и водной поверхности планеты и др.

Примечательно, что и в вопросе модернизации ИРИ также не намерена уступать России все преимущества. В частности, иранская сторона настаивает на создании именно на своей территории совместных центров по ремонту и обслуживанию соответствующей продукции.

В общей сложности ориентировочная стоимость модернизации оценивается в 12 — 13 млрд долларов.

Необходимо напомнить, что в 1990-1994 гг. Ирану были поставлены два зенитно-ракетных комплекса большой дальности С-200ВЭ, 20 истребителей МиГ-29 и 4 учебно-боевых МиГ-29УБ, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК на общую сумму 1,3 млрд долларов. ИРИ также получила 350 ракет Р-27Р и 670 ракет Р-60МК «воздух-воздух» для МиГ-29.

В начале 1991 г. в ходе войны в Персидском заливе на территории Ирана оказался 91 самолет ВВС Ирака советского производства (четыре МиГ-29, 12 МиГ-23, 7 Су-25К, 22 Су-24МК, 40 Су-22, четыре Су-20 и два самолета ДРЛО на базе Ил-76). Эти машины были конфискованы Тегераном.

По соглашению от 17 мая 1990 г. Иран получил в 1992-1996 гг. три дизель-электрических подлодки проекта 877ЭКМ. 24 апреля 1991 г. было подписано соглашение о создании для них шести объектов берегового базирования. Сумма обоих контрактов составила 1,6 млрд долларов США, однако строительство инфраструктуры не было завершено под давлением США.

В 1994 г. в ИРИ были поставлены 12 вертолетов Ми-17, а также, по данным ряда источников, 100 ПЗРК 9К38 «Игла». В 1999-2000 гг. по контракту 1998 г. Иран получил 5 вертолетов Ми-171 в гражданской комплектации.

В соответствии с договором от 13 ноября 1991 г. предусматривалась передача лицензии и оказание технического содействия в организации производства в Иране 1 тыс. танков Т-72С и 1500 БМП-2, а также боеприпасов к ним на общую сумму 2,2 млрд долларов. В рамках договора РФ передала Ирану 126 танков (в 1993-1998 гг.), комплекты для сборки еще 300 Т-72С (1996-2000 гг.), а также 413 БМП-2 и боеприпасы — все это на общую сумму 668 млн долл. США. Неполное исполнение этого контракта (равно как и прекращение строительства инфраструктуры для подводных лодок) стало следствием сближения между Россией и США.

В соответствии с контрактом, подписанным в апреле 2001 г., в 2002-2005 гг. Россия поставила Ирану 33 многоцелевых транспортно-боевых вертолетов Ми-171 и Ми-171Ш. В 2003-2006 гг. иранские ВВС приобрели 6 штурмовиков Су-25УБК. Также в 2005 г. Иран получил 3 вертолета Ми-17В-5.

В декабре 2005 г. Россия заключила с Ираном сделку на поставку 29 комплексов «Тор-М1», из которых 12 новых буксируемых «Тор-М1Т» на автомобильном шасси были разработаны российским ПВО «Алмаз-Антей» специально для ИРИ. Также были поставлены 1200 ракет 9М331 и запасные части для этих комплексов.

Сейчас Иран в рамках стремления стать «морской региональной державой» готовится усилить свой ВМФ, способный противостоять Западу, с помощью России. Во-первых, он желает реанимировать сотрудничество с РФ уровня первой половины 1990-х гг., когда Москва поставляла  дизельные субмарины 877ЭКМ «Кило» и должна была создать в порту Бендер-Аббас объекты береговой инфраструктуры базирования подлодок.

Однако в 1996 г. опять-таки под давлением США Москва приостановила реализацию ВТС с Ираном в данном сегменте. И сейчас Тегеран также выражает стремление получить за это компенсацию за счет усиления своего флота атомными подлодками из России. Во всяком случае, неофициально он выражал явную заинтересованность в получении от России технологий производства субмарин с атомными установками, что свидетельствует об его амбициях как минимум на всей акватории Индийского океана.

Впрочем, реализацию дальнейших совместных проектов сторон Тегеран увязывает с «безоговорочным» выполнением контракта 2007 г. Учитывая стремление иранской стороны получить за это компенсацию, переговоры с Тегераном могут быть очень непростыми.

Впрочем, представляется сомнительным, что Россия уступит всем требованиям Ирана. По всей видимости, она готова уступить ему лишь по вопросу устаревших технологий. И в этом смысле она может не пойти ИРИ навстречу, компенсировав его недовольство поставками ЗРК С-400.

С другой стороны, не стоит недооценивать и давление Запада, особенно США, по данному вопросу. После резкого ухудшения отношений Москвы с Вашингтоном и Брюсселем по украинской проблеме представляется сомнительным, что он продолжит прямолинейный курс на дополнительную эскалацию по Ирану.

Кроме того, возможности Москвы на иранском направлении ограничены тем, что важным партнером Ирана по ВТС уже стал Китай.

52.23MB | MySQL:103 | 0,605sec