Десять лет спустя: отношение израильтян к Гуш-Катифу

В эти дни в Израиле отмечается десятилетие (по еврейскому календарю) ликвидации еврейских поселений сектора Газы и Северной Самарии в рамках осуществленной правительством Ариэля Шарона программы «Размежевание». Наряду с выставками, лекциями, встречами и другими мемориальными мероприятиями, посвященными этой печальной и даже трагической дате в истории современного Израиля, был проведен опрос общественного мнения, коснувшийся различных аспектов отношения израильтян к событиям десятилетней давности.

Уместно напомнить, что в рамках программы «Размежение» израильское правительство, применив силы армии и полиции, полностью ликвидировало еврейские поселения сектора Газы (всего 21 поселение, первое из них, основанное в 1973 году, называлось Катиф, отсюда – распространенное общее название всех еврейских поселений сектора Газы – Гуш-Катиф, т.е. «блок Катифа») и вывело из сектора все израильские войска. Параллельно, в качестве своего рода довеска, были ликвидированы четыре поселения Северной Самарии (севера Западного берега, пользуясь арабской терминологией) – Хомеш, Са-Нур, Ганим и Кадим. В результате этого порядка 10 тысяч евреев были изгнаны из своих домов. Часть из них, несмотря на выделенные правительством компенсации, не сумела устроиться на новом месте до сих пор. Одна из причин этого состоит в том, что значительная часть еврейских жителей сектора Газы зарабатывала себе на жизнь интенсивным сельским хозяйством (например, они производили до 30 % всех помидоров-черри в Израиле). Восстановить некогда процветавшие фермы на новом месте удалось далеко не всем.

В чисто финансовом отношении цена программы «Размежевание» была колоссальной. Согласно данным исследования, проведенного в 2010 году  по инициативе депутата Яакова Каца от списка «Национальное единство» («Ихуд леуми»), она составила 10 миллиардов 850 миллионов шекелей. И это не считая выплат пособий по безработице выселенным из ликвидированных еврейских поселений сектора Газы и Северной Самарии. Помимо выселенных евреев, финансовые компенсации за утрату источника дохода Государству Израиль пришлось предоставить задним числом и части палестинцев, официально работавших на мелких предприятиях (прежде всего, в промышленной зоне поселения Неве-Дкалим, административного центра регионального совета Хов-Аза) и в теплицах Гуш-Катифа. Еще большее их число не получило никаких компенсаций, поскольку работало фактически в качестве поденщиков. В последние годы существования поселений Гуш-Катифа еврейские фермеры предпочитали – по соображениям безопасности — нанимать на работу в теплицы не местных арабов, а иностранных рабочих из Таиланда. Общее число арабов, работавших в еврейских поселениях сектора Газы перед их ликвидацией составляло, судя по всему, менее 10 тысяч. Тем не менее, в условиях тяжелейшей безработицы среди арабов сектора, утрата источника дохода, который предоставлялся им еврейскими поселениями, стал для многих тысяч арабских семей тяжелым ударом.

Жилые дома и большинство общественных зданий оставленных поселений были разрушены инженерными подразделениями ЦАХАЛа. Что же касается тепличного хозяйства поселений Гуш-Катифа, базировавшегося на высокотехнологичных методах выращивания овощей в условиях тяжелой нехватки воды и крайне бедных почв, то арабы оказались не в состоянии поддерживать его самостоятельно. На месте большинства еврейских теплиц сектора Газы сейчас пески.

Ликвидация израильского присутствия в секторе Газы привела к превращению этой территории в «Хамастан», как ее часто называют теперь в Израиле – управляемое исламистами ХАМАСа государственное образование, из которого на протяжение многих лет обстреливается ракетами и минометными минами территория Израиля. Для того, чтобы хотя бы на время прекратить эти обстрелы, силам ЦАХАЛа уже не раз и не два приходилось возвращаться на развалины Гуш-Катифа. И практически никто в Израиле не сомневается в том, что прошедшая в секторе Газы прошлым летом операция «Несокрушимая скала» не была последней. Новый виток насилия представляется неизбежным.

Именно на этом фоне следует рассматривать результаты опроса, проведенного в связи с десятилетием ликвидации Гуш-Катифа статистическим институтом «Маагар мохот» по заказу Центра стратегических исследований Бегина-Садата и общественной организации «Совет по безопасности Израиля». Опросом была охвачена представительная выборка из 587 израильтян еврейской национальности. 51 % опрошенных заявил, что, по их мнению, Государству Израиль следует заново заселить евреями Гуш-Катиф. 63 % заявили, что они выступали в свое время против ликвидации поселений этого района. Любопытно, что это намного больше, чем в реальности была (в соответствии с тогдашними опросами общественного мнения) доля противников отступления из Гуш-Катифа в 2005 году. По мнению директора Центра стратегических исследований Бегина-Садата профессора Эфраима Инбара, такое противоречие объясняется тем, что теперь многие израильтяне, поддерживавшие в свое время программу «Размежевание», испытывают по этому поводу внутренний дискомфорт и потому они заявили в рамках нынешнего опроса, что и тогда выступали против ликвидации Гуш-Катифа.

Десятилетий ликвидации поселений Гуш-Катифа и Северной Самарии достаточно широко освещается в израильских СМИ, прежде всего – в центристски и правоориентированных.  Левые СМИ, активно поддерживавшие в свое время ликвидацию поселений, предпочитают сейчас отмалчиваться. Осудить программу «Размежевание» они не могут по идеологическим причинам, а расхваливать ее в условиях, когда под постоянной угрозой ракетных обстрелов из Газы находятся множество израильских населенных пунктов, включая Беер-Шеву, Ашдод, Ашкелон, Кирьят-Гат, Сдерот, Нетивот и т.д. и т.п., это уж слишком не популярно.

Отмалчиваться относительно событий десятилетней давности предпочитают сейчас по большей части и действующие израильские политики. Левые – по уже названным выше причинам, а правые и центристы, включая самого премьер-министра Биньямина Нетаньяху, — поскольку граждане ждут от них не теоретического осуждения программы «Размежевания», а практического решения насущной проблемы безопасности, вызванной существованием «Хамастана» в секторе Газы. Выбор, стоящий в этом отношении перед израильским руководством прост: либо восстановить полный израильский контроль над сектором Газы (тогда можно будет всерьез говорить и о восстановлении разрушенных еврейских поселений), либо продолжать оттягивать радикальное решение этой проблемы, то есть каждый год-два держать гражданское население, проживающее в относительной близости от сектора Газы, в бомбоубежищах и осуществлять там очередную военную операцию , чтобы наступило временное затишье. На этом этапе израильское руководство последовательно реализует второй вариант, но говорить об этом выборе вслух по возможности старается избегать.

Помимо уже приведенных цифр, из данных опроса следует, что 53 % израильских евреев готовы на ликвидацию некоторых или (гораздо реже) даже всех поселений Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) при определенных условиях (гораздо реже – в любом случае). 47 % опрошенных заявили, что они ни при каких обстоятельствах не согласятся на ликвидацию каких бы то ни было еврейских поселений.

52.24MB | MySQL:103 | 0,472sec