Иранский след в теракте на Бахрейне

28 июля с.г. на Бахрейне в результате взрыва придорожного фугаса уничтожен полицейский автомобиль, в результате чего погибли два полицейских и ранены еще пять. Теракт совершен в шиитском районе недалеко от деревни Ситра к югу от столицы страны Манамы. Сам факт атаки полицейского патруля не является ничем экстраординарным, такие инциденты повторяются регулярно с момента подавления массовых протестов шиитов в 2011 году. За это время погибло несколько полицейских в результате применения нападающими сравнительно несложных с технической точки зрения средств: ракетницы, самодельные бомбы малой мощности и бутылки с зажигательной смесью. Нападение 28 июля разительно отличается от предыдущих с точки зрения, прежде всего, технической характеристики самого самодельного взрывного устройства (СВУ). По всей видимости, используемое устройство изготовлено с применением бризантных взрывчатых веществ, и оно на порядок мощнее, чем ранее используемые. Второе — осколки, которыми было начинено СВУ, круглой формы и фабричного производства. До этого бахрейнские шииты в качестве поражающего элемента использовали обыкновенные болты или гвозди. Разлет осколков и поражающих составляющих однозначно указывает на то, что в данном случае применялось СВУ «направленного действия» типа американского аналога противопехотной мины «Клеймор». Сама организация теракта также подтверждает версию о том, что в данном случае работали профессионалы. Атака была хорошо спланирована и осуществлена. Детонация осуществлена в самый оптимальный момент, не ранее и не позже. СВУ было размещено в месте, которое имело хороший обзор для террориста и позволяло беспрепятственно отслеживать движущуюся цель.

Все это свидетельствует о том, что на Бахрейне появилась хорошо организованная группа, члены которой прошли обучение за рубежом. Ответственность за нападение на полицейских взяла на себя ранее неизвестная организация «Бригады обетования бога», которая пригрозила продолжить атаки в самом ближайшем будущем. Манама при этом обвинила в произошедшим Иран и даже отозвала «для консультаций» своего посла в Тегеране. В качестве доказательства такой связи бахрейнцами были представлены данные о перехвате, незадолго до проведения атаки, моторной лодки с партией оружия и взрывчатки, которая идентична используемой при нападении на полицейских 28 июля. При этом, правда, не были указаны конкретные ТТХ этой взрывчатки. Еще ранее бахрейнские силовики сумели захватить несколько тайников с оружием, которое как предполагается также было доставлено из Ирана. При этом отметим, что никаких твердых доказательств причастности спецслужб Ирана к проведению подрывной деятельности на острове представлено до сих пор не было.

В этой связи американские аналитики из ФБР выдвинули несколько версий произошедшего. Они связывают бахрейнский эпизод с произошедшими терактами в саудовском городе Эль-Катиф в шиитской Восточной провинции, где 29 июля с.г. в результате обстрела полицейского экипажа убит один полицейский, а два других ранены. Силовики арестовали по подозрению в атаке двух мужчин. По оценке американских экспертов, в случае, если они окажутся шиитами, то это может свидетельствовать о том, что в Восточной провинции КСА возникает некий террористический очаг шиитов, которые недовольны итогами расследования теракта в шиитской мечети месяц назад. По нашей оценке, эта связь несколько натянута, поскольку, по нашим данным, саудовские силовики работают в тесном контакте с шиитской общиной и недавно в КСА были проведены массовые аресты сторонников «Исламского государства» (ИГ). В этой связи предпочтительнее будет выглядеть версия американских экспертов о неких суннитских джихадистах, которые тем самым стараются вбить клин между саудовским режимом и местными шиитами. Они же выдвинули и еще одну версию взрыва на Бахрейне — теракт с криминальным подтекстом — месть местных контрабандистов силовиками.

По нашей оценке, в «бахрейнском эпизоде» речь все-таки идет об иранском следе. Контрабандисты действуют обычно в отношении конкретных персоналий, и скорее всего их удар был бы направлен, прежде всего, на сотрудников морской охраны, нежели чем на полицейских. Многие из которых уже давно прикормлены все теми же контрабандистами. Саудовский теракт здесь вообще ни при чем, поскольку расстрел полицейского патруля надо адресовать все-таки не к шиитам, а местным суннитским джихадистам. Если взять за основу все вышеперечисленные факторы, то мы имеем дело со специально подготовленной группой, что очень сомнительно по отношению к уголовникам. Пока никто из ближневосточных режимов не рассматривал эту категорию граждан в качестве главной дестабилизирующей силы. Контрабандисты в данном случае могут использоваться исключительно для нужд логистики. Исполнители же в данном случае обязаны быть профессионалами. И не просто исполнителями, но и саперами, которые могут изготовить из доставленных средств практически профессиональное СВУ. Это подразумевает профессиональных кураторов и, кроме иранцев, кандидатов на эту роль просто нет. Эти эпизоды могут означать новый курс Тегерана по отношению к ситуации на Бахрейне, который подразумевает «профессионализацию и структуризацию» основного ядра шиитского сопротивления. К минусам такой схемы можно отнести только проблемы с логистикой и материльно-технического снабжения террористических ячеек, что, безусловно, будет минимизировать эффект от всех организационных усилий. Тем более, что бахрейнские власти скорее всего предпримут усилия по укреплению своих пограничных морских сил.

52.17MB | MySQL:103 | 0,756sec