Израиль: борьба за упрощение гиюра продолжается

В понедельник в Израиле было объявлено, что раввин Нахум Рабинович, глава военной иешивы («ешиват гесдер») в Маале-Адумим, возглавит независимую сеть раввинских судов, которые будут заниматься гиюром (процедурой принятия иудаизма) несовершеннолетних и взрослых. Новая инициатива получила название «Гиюр ке-галаха» («Гиюр в соответствии с религиозным еврейским правом»). Было особо подчеркнуто, что основная целевая аудитория сети – второе поколение репатриантов из бывшего СССР, то есть родившихся в Израиле детей от смешанных браков между еврейскими мужчинами и нееврейскими (русскими, украинскими и т.д.) женщинами, которые фактически являются частью еврейского национального коллектива, но номинально, согласно традиционному религиозному еврейскому праву, не числятся евреями. Раввины, поддержавшие эту инициативу, придерживаются неприемлемой для ультраортодоксов точки зрения, согласно которой несовершеннолетние дети еврейских отцов и нееврейских матерей в случае, если они обучаются в религиозных школах, могут проходить гиюр, даже если их нееврейские матери не проходят гиюра. Иными словами смешанной паре, не желающей изменять своего светского образа жизни, достаточно при таком подходе отправить ребенка в начальную (до 6го класса включительно) государственно-религиозную школу для того, чтобы решить проблему его признания в качестве полноценного еврея.

Создание сети «Гиюр ке-галаха» стало результатом сотрудничества ряда религиозно-сионистских институций, занимающихся подготовкой к гиюру, с Фондом Тригубофф. Основатель фонда – австралийский миллиардер Гарри Оскар Тригубофф (Тригубов) постоянно проявляет особый интерес к русскоязычным евреям. Он родился в 1933 году в Даляне (Китай) в еврейской семье, эмигрировавшей из России, и до 1947 года жил в Харбине, основным языком еврейской общины которого был русский.

О поддержке проекта «Гиюр ке-галаха» объявило и возглавляемое Натаном Щаранским Еврейское агентство (Сохнут).

Наряду с раввином Нахумом Рабиновичем участие в руководстве новой сетью раввинских судов примут глава военной иешивы «Гар Эцион» раввин Яаков Мадан, глава иешивы поселения Отниэль раввин Реэм Гекоэн, раввин поселения Эфрата Шломо Рискин; раввин города Шогам, являющийся одновременно председателем объединения раввинов, добивающихся либерализации израильской религиозной бюрократии «Рабаней Цогар» Давид Став.
Раввины и главы организаций, инициировавших проект «Гиюр ке-галаха», подчеркнули, что их шаг был продиктован стремлением помочь тысячам людей, личный статус которых как евреев не может быть упорядочен при существующем положении вещей. Они призвали главного сефардского раввина Ицхака Йосефа, занимающегося гиюрами в Верховном Раввинате, сотрудничать с ними: «Собирание изгнаний, в том числе большая алия из бывшего СССР выдвигают перед Государством Израиль серьезные вызовы, которые требуют от вождей народа ответственного и смелого подхода и в галахически-раввинском, и в национальном аспекте. Наша моральная ответственность – позаботиться об абсорбции репатриантов и об их полной интеграции – ради них и ради будущего еврейского народа».

Можно предположить, что раввин Ицхак Йосеф (сын покойного духовного лидера ультраортодоксальной сефардской партии ШАС раввина Овадии Йосефа) попытается бороться против проекта «Гиюр ке-галаха», ограничивающего его полномочия. Именно позиция Верховного Раввината привела к тому, что возникла необходимость в сети альтернативных раввинских судов, занимающихся гиюрами. Непосредственным же толчком, приведшим к этой инициативе, стала отмена нынешним правительством Биньямина Нетаньяху (под давлением ультраортодоксальных партий) закона, упрощавшего прохождение гиюра, который был принят его же предыдущим правительством по инициативе религиозных сионистов, но так и не успел быть проведен в жизнь.

Согласно данным, обнародованным раввином Давидом Ставом, на сегодняшний день в Израиле проживает порядка 100 тысяч не признанных в качестве евреев детей в возрасте от 0 до 18 лет, которые родились в семьях репатриантов из бывшего СССР. Еще 4 тысячи таких детей рождается в Израиле ежегодно. Ежегодно лишь 2 тысячи таких детей проходит гиюр. Соответственно, если темпы гиюров останутся на нынешнем уровне, число израильтян, не признанных евреями с религиозной точки зрения, хотя фактически они являются частью еврейского национального коллектива, будет возрастать.

Проблема детей от смешанных браков, не признанных евреями, существовала в Израиле изначально. Однако никогда прежде она не достигала таких масштабов, как в последние два десятилетия. Этому есть три причины:

  1. Последняя волна репатриации из СССР/СНГ весьма велика в численном отношении (около 20 % всего еврейского населения Израиля);
  2. В предыдущих волнах репатриации процент смешанных браков был заметно ниже;

3.До середины 90-х гг. прошлого века Верховный Раввинат находился под контролем религиозных сионистов, а не ультраортодоксов, как сейчас. Соответственно, процесс гиюра был значительно проще.

Разногласия между раввинами, поддерживающими проект «Гиюр ке-галаха» и нынешним Верховным Раввинатом сводятся к двум основным позициям:

  1. Первые считают необходимым пропагандировать гиюр среди смешанных семей, в то время, как ультраортодоксы, заправляющие в Верховном Раввинате, считают это излишним и даже вредным;
  2. Первые, как уже было сказано, считают возможным в существующих ныне в Израиле условиях проводить гиюр несовершеннолетних детей от смешанных браков, обучающихся в религиозных школах, даже если их нееврейские матери не проходят гиюра.

«Ахиллесовой пятой» нового проекта является то обстоятельство, что когда прошедшие такой гиюр дети вырастут и захотят вступить в религиозный брак, им придется получать справку о признании их евреями в Верховном Раввинате. Инициаторы проекта рассчитывают на то, что до тех пор деятельность Верховного Раввината, по выражению раввина Давида Става, «упорядочится». Иными словами, контроль над ним вернется в руки религиозных сионистов.

Чисто в прецедентном отношении создание альтернативного раввинского суда для проведения гиюров не является чем-то из ряда вон выходящем. В традиционном еврейском обществе гиюры проводились городскими раввинами и не требовали утверждения в Верховном Раввинате за неимением последнего (само это понятие отсутствует в Талмуде). Государство Израиль признает гиюры, проведенные раввинскими судами за границей, и предоставляет на основании их решений право на репатриацию, даже в тех случаях, когда речь идет о людях, у которых нет ни еврейских отцов, ни еврейских супругов. Более того, в самом Израиле существуют альтернативные раввинские суды, занимающиеся гиюрами. В этом качестве уместнее всего упомянуть раввинский суд, возглавляемый раввинов Шмарьягу-Йосефом-Нисимом Карелицем, одним из ведущих ультраортодоксальных законоучителей (он принадлежит к «литовскому», т.е. нехасидскому направлению) нашего времени. Естественно, его гиюры признаются Верховным Раввинатом.

43.86MB | MySQL:92 | 0,933sec