Йемен: активная фаза вооруженного конфликта подходит к концу. Что дальше?

Большинство аналитиков и политологов на Западе сходятся во мнении, что активная фаза вооруженного конфликта в Йемене подходит к концу. Перелом в ситуации на самом деле связан не с возросшей степенью боеготовности сил «аравийской коалиции» или восстанием лояльных йеменскому  президенту А.М.Хади племенных ополчений. На самом деле все гораздо прозаичней — произошел предсказываемый нами ранее раскол в рядах зейдитов. Силы, лояльные бывшему президенту А.А.Салеху, которые, собственно, и обеспечили успех молниеносной экспансии с севера на юг в начале кампании, прекратили активные боевые действия. Отметим, кстати, и тот факт, что лоялисты и силы коалиции также более не атакуют подразделения сторонников А.А.Салеха. Последние в силу того, что были разбросаны гарнизонами по всей стране и обеспечивали, собственно, контроль над тем или иным пунктом или стратегической автотрассой. Классических широкомасштабных наступательных операций в данной войне просто не было. Лоялисты также захватывают те или иные провинции только путем перехода контроля над ними в руки местных племен. Это провозглашается пропагандой аравийских монархий как «освобождение» той или иной провинции от хоуситов. Сами же хоуситы в данном случае имеют очень ограниченный ресурс для наступления просто в силу того, что они привыкли и уверенно себя чувствуют в местах своего традиционного проживания. То есть на севере страны и особенно в Сааде. Нынешняя смена тактики А.А.Салехом означает только одно: он получил гарантии своей личной безопасности и вполне возможно — беспрепятственного выезда за рубеж в эмиграцию. Как говорят осведомленные источники, это может быть Оман. Такие гарантии бывшему лидеру страны могли дать только в Эр-Рияде под нажимом США. Последние вообще все больше начинают незримо влиять на ситуацию в Йемене. Например, они сыграли одну из главных ролей в принятии решения йеменскими и саудовсками руководителями не наступать на север через Таиз. Таиз был в результате на время  освобожден собственным ополчением. На время — потому что 20 августа из Дамара в Таиз прибыло порядка двухсот грузовиков с зейдитским ополчением, которое вновь вошло в город. На сегодняшний день хоуситы взяли под контроль крепость имама и прилегающий район и расширяют свое присутствие в других частях города. Как полагают эксперты, этот марш хоуситов из Дамара также является частью негласных договоренностей с представителями «аравийской коалиции». Цель — не дать ополчению из Таиза играть самостоятельную роль и резко усилится на фоне освобождения своей провинции. ВВС КСА никак не отреагировал на этот марш очень крупной моторизованной группы.

При этом начинается подковерная активность заинтересованных сторон в отношении будущего мирного существования страны. Определяются параметры и контуры будущей модели баланса сил и кланов. При этом ни одна из проблем, которые, собственно, и породили нынешний вооруженный кризис, не решена и никуда не делась. В консультациях с хоуситами определяются контуры той территории, на которой они будут подконтрольны по большому счету только себе самим. Остальные силы американцы почему-то делят условно на два лагеря: тот, который поддерживает А.М.Хади, и второй — бывшего президента А.А.Салеха.

На наш взгляд политический ландшафт Йемена гораздо более мозаичен. Нынешняя война привела в результате к сильному дисбалансу сил. Резко усилились собственно южане и условно сторонники «Аль-Каиды», а также партия «Аль-Ислах», которую правильнее было отнести к «Братьям-мусульманам». В этой связи даже при общем стремлении аравийских монархий сохранить А.М.Хади  на посту президента, в их тактике будут явно проступать различия. Американцы полагают, что Саудовская Аравия будет поддерживать «Аль-Ислах». Эти выводы базируются на том факте, что Эр-Рияд всегда был традиционным спонсором ислаховцев. Уточним, до той поры пока лидеры партии братья Ахмар в запале своей борьбы против А.А.Салеха не переметнулись в катарский лагерь. Это, собственно, и привело затем к фактическому разгрому «Аль-Ислах» хоуситами при явном поощрении со стороны Эр-Рияда. Насколько быстро прежние контакты будут восстановлены, пока сказать сложно. ОАЭ активно разыгрывают южнойеменскую карту при совершенно очевидном противопоставлении южан тем же ислаховцам. Хоуситы также никуда не исчезнут. Они, возможно, трансформируются в политическую партию и начнут интегрироваться в новое политическое пространство. В долгосрочной перспективе мы вновь увидим попытки с их стороны добиться полугосударственной автономии. Но самой главной угрозой для Саудовской Аравии и А.М.Хади будет возросшее стремление южнойеменцев к независимости. При этом они наверняка не будут принимать участие в дальнейших боевых действиях на севере сраны. Однако на консультациях по послевоенному устройству Йемена их весомость, безусловно, усилится. Опять же принципиальным является то, что среди них нет единства и центрального управления. Южнойеменцы разбиты на, так называемые, «харакат» по клановому признаку.

Мы уже сообщали ранее, что, пожалуй, единственной силой помимо южан, выигрывающей от нынешней гражданской войны, это условно сторонники «Аль-Каиды», которые, под шумок и фактический разгром силовых структур А.М.Хади, установили контроль над очень значительной территорией от Хадрамаута и Абъяна до Мариба. Если мы проанализируем состав этих сил, то мы увидим, что они неоднородны. Нельзя назвать их единым интернационалом с единым центром управления. Это группы, разбитые по элементному признаку и опирающиеся на местные племена. Иностранцы в них тоже есть, но весомой роли не играют. Но в любом случае эти силы способны договариваться между собой и они придерживаются очень схожих идеологических установок. Каким способом власть в Сане собирается ими управлять и принуждать к подчинению, непонятно. Централизованной армии в стране нет. Контингент «аравийской коалиции» после окончания некой активной фазы противостояния с хоуситами практически наверняка покинет Йемен, для Саудовской Аравии гораздо важнее контролировать обстановку на своей границе с учетом постоянного присутствия хоуситов, нежели чем стоять барьером между южанами и «Аль-Каиды». В этой связи, очевидно, что о какой-то самостоятельности режима А.М.Хади говорить не приходится. Он теперь очень жестко связан с аравийскими монархиями, без поддержки которых демонстрировать некую иллюзию стабильности в Йемене будет фактически невозможно. А.М.Хади превращается в некий аналог афганского президента  Х.Карзая, только вместо Вашингтона его основным спонсором будет Эр-Рияд. При этом сам Йемен будет находиться в разинтегрированном состоянии с очень слабой центральной властью. Выступать постоянным донором страны для решения экономических проблем КСА не сможет, в условиях падения цены на нефть бюджет и так трещит. Это означает, что многие социальные проблемы А.М.Хади, который в йеменском обществе большой популярностью не пользуется, должен будет решать самостоятельно.

52.34MB | MySQL:103 | 0,623sec