Ситуация в Ливане: июль 2015 г.

Ситуация в Ливане в июле 2015 года демонстрировала признаки некоторого затишья, связанного с летним затишьем в политической жизни и продолжающимися переговорами между противоборствующими политическими силами по урегулированию кризиса в стране.

Одним из новых факторов политической жизни страны стали протестные выступления христианской общины, направленные на защиту и расширение прав христиан в Ливане. В Ливане не первый год идет рассмотрение нового избирательного закона, лоббируемого Свободным патриотическим движением (СПД) Мишеля Ауна. Согласно проекту избирательного закона, голос маронита будет приравнен к двум голосам суннитов, а один голос православного избирателя к 1,5 голосам шиитов. Второй особенностью проекта избирательного закона является изменение границ избирательных округов. Сторонники М.Ауна считают, что при нынешнем разграничении преимущество имеют мусульманские избиратели. Согласно Таифским соглашениям, от каждого избирательного округа избирается определенное количество депутатов каждого вероисповедания. Сторонники СПД считают, что при нынешней системе в парламент попадают те депутаты-марониты и православные, которые угодны мусульманским избирателям.

Еще одним поводом для протестов сторонников СПД послужила авторитарная, по их мнению, политика нынешнего премьер-министра Тамама Салама, игнорирующего при обсуждении актуальных вопросов мнение министров, представляющих партию генерала Ауна. В связи с президентским кризисом кабинету министров пришлось взять на себя некоторые функции главы государства, в частности назначения высших чиновников и глав силовых ведомств. Речь идет в том числе о необходимости назначить новых руководителей силовых структур вместо тех, полномочия которые заканчиваются в текущем году. К высшим силовикам, которым необходимо найти замену (что входит, согласно конституции, в компетенцию президента) относятся нынешний  командующий ливанской армией генерал-лейтенант, маронит Жан Кахваджи (полномочия заканчиваются 23 сентября 2015 года); секретарь Высшего совета обороны суннит, генерал-майор Мухаммед Хейр; генеральный директор Внутренней службы безопасности генерал-майор Ибрагим Басбус (суннит); директор  разведки бригадный генерал Эдмонд Фадель (маронит); начальник генерального штаба генерал-майор Валид Салман (друз). Недавно премьер Т.Салам и министр обороны Самир Мокбель (представляющий православную общину) продлили на год полномочия командующего армией Жана Кахваджи. Это вызвало недовольство Мишеля Ауна, стремящегося провести на данный важный пост своего зятя Шамеля Рукуза. Пост командующего армией в Ливане является стратегическим еще и потому что он является ступенькой на пути к президентскому креслу. Как и пост главы государства он закреплен за маронитами. Трижды в ливанской истории бывшие командующие армией становились президентами Ливана (Фуад Шехаб в 1958 году, Эмиль Лахуд в 1998 году и Мишель Сулейман в 2008 году).  На состоявшемся 8 июля заседании ливанского правительства премьер-министр Т.Салам не дал слово министру иностранных дел Джебрану Басилю, зятю и ближайшему стороннику М.Ауна. В знак протеста против этого 9 июля сотни сторонников СПД вышли на митинг перед зданием правительства. Дело дошло до столкновений участников митинга с полицией.

Не менее опасными для внутриполитической стабильности в Ливане представляются столкновения между представителями шиитской и суннитской молодежи, произошедшие 1 июля в местечке Саадийят в 20 километрах к югу от Бейрута. Этот небольшой город имеет важное стратегическое значение, так как господствует над трассой, соединяющей южный микрорайон Бейрута Дахие, являющийся оплотом «Хизбаллы», с шиитскими районами на Юге Ливана. Южный Ливан (Джебель Амиль) является преимущественно шиитским, исключая третий по величине город страны Сайду, в населении которого доминируют сунниты. Особую опасность этому инциденту придает то обстоятельство, что вступившие в драку с шиитской стороны были сторонниками движения «Хизбалла», а с суннитской стороны – движения «Мустакбаль». По мнению некоторых ливанских наблюдателей, эти события демонстрируют желание ряда суннитских кругов, близких к Саудовской Аравии, втянуть «Хизбаллу» в шиитско-суннитское противостояние внутри Ливана с тем, чтобы заставить эту партию вывести свои вооруженные формирования из Сирии, где они сражаются на стороне правительства Башара Асада. Ливанская пресса сообщает о разногласиях внутри самого движения «Мустакбаль». 6 июля в Джидде состоялась встреча этой суннитской партии, на которой обозначилось различие в подходах между фракцией «ястребов» в составе бывшего премьер-министра Фуада Синьоры и министра юстиции Ашрафа Рифи и «голубей» (министр внутренних дел Нухад Машнук и двоюродный брат С.Харири Надер Харири). Если первые настаивают на конфронтации с «Хизбаллой», то вторые призывают к диалогу с этим шиитским движением. Одновременно Н.Машнук и Н.Харири склоняют Саада Харири к поддержке кандидатуры Мишеля Ауна на президентских выборах.

16 июля Саад Харири прочитал по этому поводу доклад перед руководством Коалиции 14 марта, который однако не внес ясности в будущую политику возглавляемого им движения «Мустакбаль». По словам ливанского экс-премьера, он и возглавляемое им движение не оказывают противодействия избранию М.Ауна на пост президента страны. Касаясь отношений с «Хизбаллой» он призвал к диалогу с этим движением, но не конкретизировал его формы. С.Харири положительно оценил итоги договоренностей по иранской ядерной проблеме, но подчеркнул, что они  в краткосрочной перспективе не будут способствовать разрешению ливанского кризиса. В этой связи ливанские аналитики высказывают мнение о том, что С.Харири, зависимый в своем политическом поведении от Саудовской Аравии, удовлетворен сложившимся статус-кво и не стремится к скорому разрешению президентского кризиса в Ливане. Одновременно ливанские эксперты предполагают, что в изменившихся условиях Саудовская Аравия и Иран не смогут достичь консенсуса по Сирии, но способны найти договоренности по ливанскому и йеменскому кризисам.

Состоявшееся 15 июля достижение соглашений по иранской ядерной проблеме получило разные оценки в ливанских политических кругах. Спикер ливанского парламента Набих Берри позитивно оценил соглашения, отметив, что они «открывают новый этап в ближневосточной политике и будут способствовать решению политического кризиса в Ливане». При этом он выразил надежду на то, что следующим этапом развития ситуации в регионе будет улучшение отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Лидер Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) Валид Джумблат также приветствовал достижение договоренностей по ИЯП. При этом он отметил, что следующим шагом международного сообщества должна стать нормализация обстановки в Сирии, «население которой страдает от геноцида, развязанного режимом Башара Асада». В то же время возвратившийся из поездки в Саудовскую Аравию лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа подверг это соглашение критике. В интервью общеарабской газете «Аль-Хайят» 23 июля он заявил, что в принципе это соглашение способствует ядерному нераспространению, так как будет мешать Ирану обзавестись ядерным оружием в течение ближайших 10-15 лет. Однако главная проблема, по его мнению, состоит в том, что Иран наращивает свое присутствие на Ближнем Востоке, бесцеремонно вмешиваясь в дела арабских стран (Ирака, Сирии, Йемена, Ливана). Снятие с этой страны международных санкций будет способствовать увеличению иранского экономического потенциала и продолжению иранского вмешательства во внутренние дела государств региона. В этой связи С.Джаджаа поддержал саудовскую военную операцию в Йемене. Лидер «Ливанских сил» признал, что «Исламское государство» представляет опасность для региона Ближнего Востока и всего мира. Однако, по его мнению, в Ливане нет почвы для распространения этой международной террористической организации, так как  ливанские сунниты отличаются умеренными настроениями и не заражены радикальными идеями.

В сфере экономики дальнейшее развитие получил процесс международных договоренностей вокруг освоения газового шельфа Средиземного моря. 2-3 июля специальный посланник Госдепартамента США по развитию международной энергетики Амос Хохштейн посетил Бейрут, где провел встречи с премьер-министром Т.Саламом, спикером парламента Н.Берри, министром иностранных дел Д.Басилем, министром энергетики Ливана А.Назаряном. До сегодняшнего дня существовали два главных препятствия для разработки природного газа на ливанском шельфе. Первое из них связано с израильско-ливанскими пограничными спорами. Спорная зона, согласно информации ливанского правительства, охватывает около 900 квадратных километров. Дипломатические представители США с 2011 года стараются сгладить разногласия между Ливаном и Израилем и свести взаимные претензии к 300 квадратным километрам. Второе препятствие касается транспортировки ливанского газа по акватории, спорной с Израилем. В то же время министр иностранных дел Ливана Д.Басиль на переговорах с А.Хохштейном заявил, что общая площадь ливанской акватории, на шельфе которой обнаружены запасы газа составляет 21 тысячу квадратных километров. Таким образом, более 80% этой территории не является спорной с Израилем. Ее газовые запасы разведаны, и по их разработке ожидается объявление тендера. О своем желании участвовать в данном тендере уже заявили такие крупные международные компании как Exxon Mobil, Total, Shell. Прошлое ливанское правительство Наджиба Микати проделало всю необходимую работу для объявления тендера, и уже подготовила два соответствующих постановления. Однако после прихода к власти правительства Т.Салама в марте 2014 года эта работа была остановлена. Принятие постановлений было отложено на неопределенное время. Таким образом, главным препятствием для освоения газовых месторождений, по его мнению, являются не пограничные споры с Израилем, а правовая деятельность нынешнего ливанского правительства.

Еще одним вопросом, обсуждавшимся 21 июля на заседании ливанского кабинета министров был «мусорный кризис». В июле с.г. в Ливане сложилась критическая ситуация с уборкой мусора на городских территориях, особенно в Бейруте. Указываются различные причины этого явления: неспособность правительства выделить необходимый бюджет для муниципалитетов в этом году, урезание расходов местными органами власти, обилие сирийских беженцев. Как бы там ни было, ситуация с уборкой мусора этим летом в Ливане приобрела характер общенациональной проблемы.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec