Южный Судан: мирное соглашение между противоборствующими сторонами подписано, но не реализовано

Как мы и предсказывали, мирное соглашение между противоборствующими сторонами в Южном Судане начинает буксовать, что создает все предпосылки для развала страны на несколько частей. Президент Южного Судана С.Киир под дипломатическим прессингом США, ЕС, Уганды и ряда других африканских стран был вынужден на прошлой неделе подписать мирное соглашение с повстанцами-нуэр, собственно, мало что изменившее в ситуации. Это выглядит абсолютно логичным, поскольку реализация такого соглашения фактически ставит крест на политическом будущем самого С.Киира и его клана. Сразу же после подписания южносуданским президентом перемирия, что он сделал, безусловно, крайне неохотно и под жестким прессингом американцев, которые фактически пригрозили введением беспрецедентных санкций. Такая позиция Вашингтона является безусловным фиаско политики Госдепартамента США на суданском направлении, которая формировалась в основном на поддержке идеи независимости Южного Судана. Этому способствовало сильное южносуданское лобби в Госдепартаменте и Белом доме, которое возглавляли тогдашний глава внешнеполитического ведомства К.Райс и ее однофамилица, советник президента по национальной безопасности — С.Райс. Именно эти две афроамериканки и формировали некую генеральную линию (как представляется сейчас, далеко небескорыстно) в отношении Южного Судана, всячески стимулируя центробежные процессы. Цель в данном случае проглядывалась только одна: нанести Хартуму ощутимый удар в рамках отчуждения от него основных нефтяных месторождений. При этом члены большой «шестерки» (постоянные члены Совбеза плюс ЕС) расходились в своих оценках будущего Южного Судана. Отметим, что только Москва в принципе называла вещи своими именами, указывая на высокие риски превращения будущего независимого государства в «несостоявшееся государство». Собственно, это и произошло буквально за три года, и виной всему абсолютная политическая инфантильность правящей в стране верхушки и глубоко укоренившийся трейбализм. Но дуэт Райс сняв сливки со своей политики, и благополучно оставил развязывать эту проблему другим. При этом разочарование Вашингтона в своем южносуданском союзнике достигло предела, а Джуба при этом практически полностью зависит от финансирования американцев в области безопасности и обеспечения повседневной деятельности правительственных учреждений.

Нынешнее мирное соглашение, которое было подписано при активном посредничестве Африканского союза, предусматривает формирование переходного правительства и восстановление на посту первого вице-президента лидера повстанцев-нуэр Р.Машара. Одновременно планируется роспуск «негосударственных вооруженных групп» и вывод «иностранных сил», которые поддерживают какую-либо «из противоборствующих сторон». Под последними следует понимать исключительно угандийскую армию, которая, собственно, и воюет с повстанцами, правда без заметного энтузиазма. Последний по времени скандал в Аддис-Абебе, когда эфиопский премьер Х.Десалень открыто обвинил президента Уганды Й.Мусевени «в открытом торпедировании мирного процесса в Южном Судане», вызвал его раздраженный и спешный отъезд из Эфиопии. Но при этом уже из Кампалы он призвал С.Киира подписать мирное соглашение. Такое поведение Й.Мусевени, который претендует на роль «нового Каддафи», можно объяснить только тем фактом, что дальнейшее пребывание угандийских войск в Южном Судане не слишком хорошо отражается на внутриполитическом рейтинге Й.Мусевени. В Уганде образовалась серьезная внутренняя оппозиция, которая активно использует этот тезис в своей попытке перехватить у президента «пальму первенства». Без угандийских войск удержать линию фронта сторонникам С.Киира будет предельно сложно, если вообще возможно. Хотя соглашение и предусматривает сохранение в штате Западный Экваториальеый ограниченного контингента угандийских войск для борьбы с группировкой LRA. При этом оппозиционные силы также неоднородны. После начала кризиса, который был инициирован С.Кииром с целью физической ликвидации своего основного конкурента в лице Р.Машара, из правительственных войск дезертировало сравнительно большое количество частей, многие из которых к тому же были моноэтническими. Не все они подчиняются сейчас Р.Машару, многие группы перешли в «свои» штаты и стараются поставить под свой контроль максимальное количество ключевых транспортных узлов. Таким образом, эксперты делают вывод о том, что в сельских районах страны даже при условии имплементации мирного соглашения, будут сохраняться некие очаги самостийности. Интеграция же бывших военных-нуэр обратно в правительственную армию, безусловно, вызовет серьезные проблемы с точки зрения восстановления доверия к правительственным структурам.

Пока перемирие не соблюдается. Бои локального характера продолжаются с разной степенью интенсивности в Объединенном штате и штате Верхний Нил. Кстати, основных нефтедобывающих. При этом Джуба фактически утратила управления лояльными ей частями правительственной армии в различных районах страны, которые зачастую воюют автономно без тыловой поддержки и указаний из генерального штаба. Это серьезно затрудняет возможность оперативно передавать приказы о прекращении огня. Отметим, что очагов противостояния между правительственными войсками и повстанцами, которые зачастую никак не взаимодействуют между собой и не подчиняются единому командованию, насчитывает порядка десяти. Экспеты предсказывают начало широкого наступления сил Р.Машара в штате Верхний Нил с целью установления контроля над нефтедобывающей инфраструктурой. Если этот сценарий реализуется, то Джуба останется практически без нефтедобывающей инфраструктуры и соответственно — источников пополнения бюджета. Судя по динамике развития ситуации, повстанцы сделают именно такой выбор, так как он позволяет получить очень серьезный козырь для дальнейшего дележа власти с С.Кииром.

62.82MB | MySQL:102 | 0,498sec