Как противостоять «российскому вмешательству» в Сирии: идеи, высказываемые саудовской прессой

Если перелистывать страницы саудовской прессы последнего времени, то становится очевидно, что для публикующихся в ней авторов мысль о том, что в отношении Сирии осуществляется «российское вмешательство», как и о его абсолютной неприемлемости, выступает в качестве неопровержимой данности. Равным образом очевидна и цель этого «вмешательства» – сохранение «преступного» сирийского режима. Достаточно сослаться, в этой связи, хотя бы на опубликованную 7 октября 2015 г. в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» статью Абдель Рахмана ар-Рашида «Подстрекательство к столкновению с Россией»: «Не вызывает никаких сомнений то, что большинство [граждан] Саудовской Аравии, как и в целом всех арабских стран, возмущено вмешательством русских в Сирии, потому что это вмешательство направлено на поддержку режима Башара Асада, совершившего самый чудовищный геноцид в истории региона».

Однако важнее другое обстоятельство, — что предлагают авторы, публикующиеся на страницах саудовских газет, в качестве средства, способного стать альтернативой действиям России?

Итак, мнение главного редактора «Аш-Шарк Аль-Аусат» Сальмана ад-Досри, изложенное в его публикации «Противостояние России при опоре на зоны безопасности», появившейся на страницах этой газеты 5 октября 2015 г. Как считал этот автор, радикальное изменение «сирийского пейзажа», ставшее итогом «российского вмешательства», ставит «державы арабского мира» перед необходимостью занять «позицию» противостояния вновь сложившейся ситуации. Обращение к Лиге арабских государств не кажется С.ад-Досри разумным выходом: «Эта структура не располагает средствами, необходимыми для решения сложных (в международном масштабе) проблем». Обращение к Египту тем более бессмысленно, — «Египет, не скрываясь, приветствует российское вмешательство. … Его позиция … в конечном итоге трансформировалась в курс на поддержку режима под предлогом сохранения институтов [сирийского] государства, что стало черным пятном на египетской внешней политике».

Конечно, писал далее главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Саудовская Аравия возглавляет государства, поддерживающие сирийский народ [в его борьбе] с режимом Башара Асада, продолжает поддерживать умеренную сирийскую оппозицию», — саудовская «позиция не изменилась с момента начала сирийского кризиса – сохранение единства Сирии, сохранение гражданских и военных институтов государства, создание переходного совета, в котором не будет места Башару Асаду и тем, кто запятнал руки в крови сирийского народа». Однако саудовская позиция, не сопряженная с турецкими возможностями, вряд ли, окажет серьезное воздействие на «российское вмешательство». Так, в чем же состоят эти турецкие возможности?

«Турция, — сообщал С.ад-Досри, — обладает важной особенностью», — это «ее сухопутная граница с Сирией, способная помочь [Анкаре] в случае, если она решится на военные действия», а также ее «членство в НАТО». Однако, по его мнению, «военное противостояние России на сирийской территории станет для Турции подобием политического самоубийства», — «если ни Америка, ни западные государства не думают о прямом военном противостоянии, то, как может это сделать Турция?». Так что же тогда, «мир будет лишь наблюдать за российским вмешательством»? Единственным способом, отмечал этот журналист, «противостоять российской эскалации должно стать создание зон безопасности в освобожденных районах Сирии, где сирийцы смогут спасаться, с одной стороны, от терроризма режима, а, с другой, от терроризма ИГИЛ». Благодаря такой постановке вопроса «станет возможно уменьшить миграционный поток, который стал еще значительнее в силу российско-иранского вмешательства», а также появится возможность «сохранить жизни гражданского населения Сирии, подвергающегося последствиям российских налетов». Углубление саудовско-турецких контактов по этому вопросу могло бы содействовать решению проблемы создания таких зон.

Второй же аспект противостояния «российскому вмешательству» анализировал обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Тарик аль-Хамид в статье «Россия и трудности [Сирийской] свободной армии», опубликованной им в этой газете 7 октября 2015 г. По словам этого журналиста, «необходимо оказать настоящую помощь Свободной армии», — «эта помощь должна обрести характер ее боевой подготовки, снабжения вооружением и финансирования». Частью плана этой помощи должно стать, как писал Т.аль-Хамид, «использование зон безопасности, необходимых для защиты беженцев». Внимание к Свободной сирийской армии, как он рассуждал, может стать «ключом к решению».

Есть, однако, и еще одна сторона вопроса противостояния «российскому вмешательству». Она имеет отношение к тому, должно ли саудовское государство поддерживать раздающиеся сейчас многочисленные призывы религиозных проповедников (в частности, представляющих Лигу мусульманских ученых во главе с Юсуфом Кардауи) объявить джихад России? Разумеется, этот джихад рассматривается теми, кто к нему призывает, как средство давления на Россию и инструмент прекращения «российского вмешательства». Саудовские авторы – однозначные противники самой постановки этого вопроса.

Разумеется, они пишут, что вопрос об антироссийском джихаде в связи с вновь возникшей ситуацией в Сирии встал в связи с «российским вмешательством», — по словам обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат» Мишари аз-Заиди, писавшем 5 октября 2015 г. в этой газете в статье «Российское вмешательство и климат терроризма», что «российское вмешательство не решит проблему террористических группировок, в частности, ИГИЛ, ставшую предлогом для этого вмешательства». Рассуждая на эту тему, этот автор добавлял, что «совсем не странно, что российское вмешательство вызвало к жизни заявления, сделанные фундаменталистскими группировками и отдельными лицами, в которых содержатся открытые призывы к противостоянию». Он, в частности, добавлял, что и в самой Саудовской Аравии «52 так называемых проповедника призвали к джихаду в Сирии и к сражению на стороне экстремистских группировок против российских войск», делая, в частности, вывод о том, что «российское вмешательство в Сирии открыло дверь перед новым кровавым этапом в истории войн».

Вместе с тем, речь ни в коей мере не идет о поддержке самой идеи антироссийского джихада. Эту мысль более чем откровенно выражал А.Р.ар-Рашид в уже упоминавшейся его статье «Подстрекательство к столкновению с Россией»: «Призыв к битве в Сирии вызывает в памяти историю “джихада” в Афганистане, идейно изменившего Саудовскую Аравию к худшему. Тысячи молодых людей отправились туда сражаться. … Но война в Афганистане завершилась началом эпохи хаоса, инициированного террористическими группировками. … В самой Саудовской Аравии до сих пор продолжается кампания борьбы с ячейками ИГИЛ и “Аль-Каиды”, являющихся продолжением “джихада” в Афганистане». Отсюда вытекала главная мысль статьи А.Р.ар-Рашида: «Во всем мире правом объявления войны обладает только государство, что относится и к исламу, где этим правом обладает только правитель. В силу этого обстоятельства все заявления, содержащие призыв к войне, покушаются на законность институтов государства, а в Саудовской Аравии нацелены на то, чтобы возбудить враждебность мира к этой стране». Саудовская Аравия должна решительно противостоять всем этим призывам джихаду, тем более что «русские все равно потерпят крах в Сирии, будут ли раздаваться призыву к джихаду или не будут». По словам ведущего обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Асаду помогала “Хизбалла”, но не добилась успеха, затем в дело вступили иранцы, но потерпели крах, русские же спасают сегодня только оболочку режима, проржавевшего настолько, что он сам готов рухнуть».

62.92MB | MySQL:102 | 0,557sec