Итоги европейского визита президента Турции Р.Т.Эрдогана

Президент Турции Р.Т.Эрдоган может быть не вполне доволен  итогами своей блиц-поездки в Брюссель 5-6 октября с.г. Амбициозные задачи его визита были решены только наполовину. Европейцы восприняли просьбы турецкого руководства об увеличении объемов финансирования обустройства лагерей для сирийских беженцев непосредственно на турецкой территории. Анкара утверждает, что таковых сейчас порядка 2.5 млн человек, а государственные затраты на их обустройство составили на сегодняшний день 7.6 млрд долларов. Европейцы, исходя прежде всего из собственных вопросов безопасности и хаоса с миграционными потоками, согласились подсобить на сумму сильно скромнее: порядка 2 млрд евро. И в качестве непреложного условия заставили турецкого президента взять на себя обязательство принимать обратно мигрантов с перехваченных кораблями ЕС судов. Опять же в головах европейских политиков зреет мысль и о депортации порядка 400 тыс. беженцев обратно. Об этом пишут британские СМИ, но на наш взгляд, это является «уткой». Турция не давала обещаний принимать всех кого не попадя, а доказать, что беженцы прибыли в Европу именно с турецкой территории — вообще нереально. То же самое турецкие власти будут проделывать и с перехваченными кораблями ЕС судами с беженцами в Средиземном море. В конце концов, есть еще и Ливия, на которую можно, в случае чего, всегда перевести стрелки без всякой реальной перспективы это проверить. Кроме того, высылка беженцев связана с весьма серьезными юридическими коллизиями, и требует принятия новых законов ЕС. Это дело не одного дня, конечно. В этой связи предположим, что 2 млрд евро Р.Т.Эрдоган получит от Брюсселя по большому счету в качестве «отступного». Прежде всего, за то, что он больше не будет стимулировать миграционный поток в Европу. А именно этим он, собственно, и занимался последние месяцы, спровоцировав тем самым серьезный миграционно-гуманитарный кризис и заодно снизил недовольство большой части турецкого населения, которое начало испытывать серьезный дискомфорт от наличия в их стране «сирийских друзей». Кстати, спровоцировав массовый отток беженцев, Р.Т.Эрдоган подспудно и серьезно ослабил исламистские сегменты противников режима Б.Асада. Сирийцы, которые испокон века считались предприимчивыми торговцами, быстро смекнули, что жить в Европе лучше, нежели чем погибнуть в Сирии в боях с правительственной армией, тем более, что платили за это гораздо меньше, чем предполагаемое пособие в ЕС. То есть, серьезно уменьшилась база для вербовки новых «добровольцев» в тех же лагерях, а кто уже воевал, решили стать «вынужденными переселенцами». Что по всем параметрам более интересно, чем бегать под российскими бомбами. Теперь проблема беженцев будет просто европейской проблемой.

Но президент Турции приезжал в Брюссель не только для того, чтобы получить финансовые пожертвования от ЕС и утешительные заверения от командования НАТО, которое вновь «изумилось от коварства русских пилотов, и согласилось в случае необходимости разместить в Турции войска стран НАТО» (например, греков или болгар). Непонятно, правда, зачем это надо лично Р.Т.Эрдогану, который со скрипом согласился передать в аренду США базу ВВС Инджирлик. Он приезжал в Брюссель не для этого. Вернее не только для этого. Более важной темой для него была проработка вопроса о поддержке Брюсселем планов по созданию де юре «буферной зоны безопасности» по всему периметру турецко-сирийской границы. Естественно, для того, чтобы минимизировать негативные последствия миграционного кризиса. План уникальный по своей наивности — Анкара создает под эгидой ЕС «зону безопасности» от турецкой границы до Алеппо. Она будет включать в себя и бесполетную зону, разумеется. И вот там, под надежной защитой НАТО и ЕС будут созданы лагеря для сирийских беженцев и снижена напряженность с миграционными потоками. То есть, читай: «Мы создадим тыловую базу для различного рода дружественных Турции радикальных группировок. В том числе и откровенно исламистского толка. Но на Ваши деньги и под Ваши гарантии. А иначе мигранты будут продолжать штурмовать европейские столицы». Вообще надо отметить, что стиль шантажа стал излюбленным методом Р.Т.Эрдогана. Чего стоят, например, его последние заявления об отказе от закупок российского газа и пересмотру подрядчика для строительства АЭС в Турции. Обсуждать это высказывание в стиле украинских политиков («отморожу себе уши назло бабушке») мы сейчас не будем. Ограничимся только тем фактом, что все остальные подрядчики или продавцы возьмут раза в два дороже. А во-вторых, в этом случае Анкаре надо распроститься с мыслью о превращении страны  в газовый хаб, как минимум, в среднесрочной перспективе. Возвращаясь к идее «буферной зоны безопасности», заметим, что в основе этого плана лежит помимо создания тыловых баз протурецких групп непосредственно на севере Сирии (и возникающая возможность влиять на ситуацию в этой стране), но и попытка недопущения организации курдской автономии на своих границах.

Итог поездки в Брюссель Р.Т.Эрдогана в этом контексте стал провальным. Европейцы вежливо выслушали проект турецкого президента и обещали «его обсудить». И, видимо, обсудили, поскольку через день канцлер ФРГ А.Меркель вновь заявила, что «она не видит Турцию в качестве члена ЕС». Вроде бы из другой области, но кому надо, тот все понял. США в свою очередь официально заявили, что не видят «логистических и технических возможностей» для организации «зоны безопасности», в том числе и бесполетной зоны. Представляется, что это решение укрепилось после удара российскими крылатыми ракетами из акватории Каспийского моря по целям террористов на территории Сирии. Это, в общем-то, иллюстрирует некую «иллюзорность» создания каких-то «зон». Без согласования с Москвой таких шагов, конечно. Кроме того, единственной силой, на которую сейчас будут американцы опираться, организуя наступление на Ракку на востоке, и в перспективе — на восток и запад от р.Ефрат, это курды. И в данном случае США будут игнорировать оценки таких шагов со стороны Р.Т.Эрдогана. У турецкого президента вообще есть один «небольшой» недостаток — он вызывает подозрение и раздражение как в Брюсселе, так и в Вашингтоне. И скоро, видимо, еще и в Москве. Подведем итог — очередная инициатива Анкары провалена. Европа и США не готовы ради турецких амбиций ссориться по крупному с Россией на сирийской площадке. Турция в этой связи остается в серьезной изоляции, особенно если Катар действительно решил свернуть свой проект «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. Безусловно, турецкая служба МИТ будет продолжать наращивать подрывную деятельность в Сирии, в том числе и против российских военных. Но в случае взятия Ракки и установления контроля над северными провинциями, курды станут своеобразным буфером для такой деятельности. И это очень важный момент. А вот фактор Р.Т.Эрдогана может серьезно нивелироваться после 1 ноября с.г. То есть после подведения итогов парламентских выборов, на которых, как говорят эксперты, Партия справедливости и развития (ПСР) вновь не сможет получить абсолютное большинство голосов.

52.09MB | MySQL:103 | 0,642sec