Турция: обновлённая предвыборная программа и стратегия Партии справедливости и развития

4 октября текущего года председатель Партии справедливости и развития (ПСР) Ахмет Давутоглу представил обновлённую предвыборную программу. Как представляется, такая неспешность партии (как впрочем, и её конкурентов) в обнародовании своих деклараций, когда до парламентских выборов в стране остаётся меньше месяца, может говорить лишь об одном. А именно, о том, что «рекламные буклеты» на предстоящих 1 ноября выборах будут иметь глубоко вторичное значение. Это, собственно, объяснимо с точки зрения того небольшого промежутка времени, который прошёл с момента предыдущих выборов, состоявшихся 7 июня.

Тем не менее, скажем, буквально два слова по поводу документа, обнародованного Партией справедливости и развития под заголовком «Дорожная карта к покою и стабильности в Турции». По сути, это всё тот же документ, который вплоть до 7 июня именовался «Они говорят, ПСР делает», не подвергнутый сколь-нибудь глубокой переработке.

Также как и раньше, партия подчёркивает серьёзные недостатки, выявленные в турецкой парламентской системе власти, существующей уже почти сто лет, и продолжает упорствовать в необходимости принятия новой Конституции и перехода к президентской форме правления. Планы по курдскому урегулированию, невзирая на эскалацию напряжённости, не только не сняты с повестки дня, но никоим образом не скорректированы. Пересмотру планируется подвергнуть структуру Высшего совета судей и прокуроров, и вообще увеличить роль парламента в судебной системе. В этом месте оппозиция «встаёт на дыбы», обвиняя ПСР в намерении окончательно подмять под себя судебную систему.

В общем, ничего нового по сравнению с предыдущим вариантом. Единственный блок, который был подвергнут некой ревизии – экономические обещания, с поправкой на просевший курс национальный валюты и инфляцию. Однако, думается, что не обещания поднять уровень минимальной заработной платы в стране, предоставить кредиты малому бизнесу и фермерам, не льготы для молодых семей и не бесплатный интернет для молодёжи в состоянии обеспечить ПСР, провалившейся в на прошедших 7 июня выборах победу на предстоящем 1 ноября голосовании. Тем более, что ровно те же и даже большие обещания дают конкуренты.

Начнём с конца: какова, собственно цель партии, обновившей список своих кандидатов на 70%, на предстоящих «перевыборах» 1 ноября? Как люди трезвые, сразу забудем про 400 кресел в парламенте, как о них благополучно забыли Реджеп Тайип Эрдоган и Ахмет Давутоглу в ходе стартовавшей предвыборной компании. Очевидно, что задача теперь стоит намного скромнее – добавить себе ещё 18 депутатов, или около того, с целью получения простого большинства в парламенте (Меджлисе), числом не менее 276.

Далее, кто в ряду конкурентов ПСР является источником недостающих голосов? До последнего времени в качестве такового, однозначно, рассматривалась прокурдская Партия демократии народов (ПДН), преодолевшая на предыдущих выборах 10-ти процентный избирательный барьер и оттянувшая на себя голоса избирателей от ПСР. Однако, социологические опросы последнего времени не только не выявили падения популярности ПДН и её лидера С. Демирташа, несмотря на массированную атаку со стороны официальных СМИ, но и зафиксировали даже некоторый рост. Рейтинги же Партии справедливости и развития, самым неутешительным образом, пока так и остаются на уровне 40%, повторяя результаты выборов 7 июня.

В этой ситуации ПСР переключает фокус своего внимания на другие оппозиционные движения, в частности, на Народно-республиканскую партию (НРП) и её лидера Кемаля Кылычдароглу. Ахмет Давутоглу чуть ли не в каждом своем выступлении обвиняет НРП, как впрочем и другие оппозиционные движения, в провале коалиционных переговоров. Напомним, прецедентов, когда партии-победительницы не смогли договориться о коалиции в истории Турецкой Республики, до сих по не было. Возможно, ещё будут, спешим «успокоить» мы. Оппозиционные движения, со слов Ахмета Давутоглу, настолько «трусливы», что оказались не готовы даже войти во временное правительство, как же им можно доверить страну на очередной четырёхлетний срок? Работа, очевидно, ведётся и лично по Кемалю Кылычдароглу. Так, основные новостные программы облетел сюжет, где лидер НРП встречался с молодежью. И молодой человек «из зала» довольно уверенно «раскатывал» партийного главу вопросами из серии «каково быть главой партии, заняв это кресло не своими достижениями, а в результате «кассетного скандала»?» (имея в виду то, каким образом предыдущий лидер Дениз Байкал лишился своего поста и, соответственно, Кемаль Кылычдароглу занял его место) и «почему, если партия раз за разом выступает так невнятно, уважаемый Кемаль-бей никак не уйдёт в отставку, как он неоднократно сам обещал?». Скажем прямо, ответы Кемаля Кылычдароглу были неубедительными. Конечно, это всего лишь один эпизод, но эпизод достаточно показательный.

С Партией националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели ситуация особая: именно ПНД является наиболее «сопряжимой» с Партией справедливости и развития с точки зрения своих умеренно исламских взглядов и, соответственно, электората. Рубиконом, разделявшим до последнего времени две партии, являлся курдский вопрос, который ПСР ввела во внутриполитическую повестку страны. Действуя в манере Тараса Бульбы, ПСР своими же руками «убила» этот процесс (забудем про предвыборную декларацию, слова и дела – необязательно должны совпадать), окончательно стерев границы между двумя партиями и, выражаясь фигурально, введя «Шенген» для электората ПНД и ПСР. Окончательно это было закреплено после того, как сын основателя ПНД, Тургул Тюркеш, вошёл во временное правительство, расстался со своей родной партией и стал кандидатом в депутаты от ПСР. Было бы наивным считать, что переход такой знаковой фигуры под крыло ПСР прошёл по формуле «один человек – один голос». Похоже, что этот переход должен стать одним из ключевых с точки зрения перетягивания части электората от ПНД на сторону ПСР.

Про курдов уже было сказано выше. По мере приближения часа «Х» риторика в их адрес будет только нарастать. Особенно, с учётом развития ситуации в Сирии и той особой роли, которая возлагается на сирийских курдов в качестве наиболее боеспособного союзника официального Дамаска. Единственное, что здесь можно добавить – то, что чрезвычайное положение в восточных и юго-восточных провинциях страны даёт повод руководству страны, действуя через Высший избирательный совет Турции, тасовать избирательные участки (объединять и дробить), таким образом «наигрывая» себя лишние голоса избирателей.

Итак, резюмируем: избирательная кампания, которую ведёт сейчас партия большинства – достаточно тонкая игра по «наигрыванию» недостающих до большинства голосов количеством около 20 (плюс-минус), во многом скрытая от внимания общественности и наблюдателей, которым, к слову, был предъявлен обновленный образ председателя партии Ахмета Давутоглу, манера выступлений которого стала более спокойной и намного меньше напоминает таковую у Реджепа Тайипа Эрдогана.

62.82MB | MySQL:102 | 0,498sec