О военной ситуации в Сирии (3 – 10 октября 2015 г.)

Сирийские проправительственные войска при поддержке формирований ливанского движения «Хизбалла» и российской штурмовой и армейской авиации впервые после начавшихся 30 сентября российских воздушных ударов по террористам начали 7 октября наступательные действия в провинциях Хама и Идлиб в центральной части страны, а также в северных районах провинции Латакия.

Этому наступлению предшествовало впервые отмеченное применение Россией своего действительно новейшего оружия – ракетных кораблей Каспийской флотилии, оснащенных ударным комплексом «Калибр-НК».

Примерно в одно время днем 7 октября министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу доложил президенту В.В.Путину, а начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов сообщил на брифинге журналистам о том, что сторожевой корабль (фрегат) «Дагестан» и три малых ракетных корабля, находившиеся в юго-западной части Каспийского моря, выпустили 26 крылатых ракет по 11 целям террористических группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра» (последняя считается близкой к «Аль-Каиде») в Сирии.

Как отметил А.Картаполов со ссылкой на данные объективного контроля, все назначенные цели были поражены, отклонение ракет от точек прицеливания не превысило 3 метра для самых дальних дистанций стрельбы.

По словам С.Шойгу, к 7 октября российские Воздушно-космические силы (ВКС) за время операции в Сирии с 30 сентября уничтожили 19 пунктов управления террористов, 12 складов с боеприпасами, 71 единицу бронетехники, заводы и мастерские по производству взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств. Как уточнил главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, за это время авиация ВКС нанесла 112 ударов по объектам ИГ в Сирии.

Минобороны Ирана опровергло 8 октября сообщения некоторых американских СМИ, согласно которым 4 из 26 крылатых ракет «Калибр-НК», выпушенных кораблями Каспийской флотилии по объектам террористов в Сирии, якобы упали на территории ИРИ. В заявлении этого ведомства подобные измышления названы «частью психологической войны», ведущейся Западом против России.

Стрельба крылатыми ракетами «Калибр-НК» подтвердила их важную характеристику, о которой было не принято говорить ранее – дальность их полета составляет до 2500 км. С учетом того, что этим новейшим комплексом оснащаются не только надводные корабли, но и подводные лодки, это означает, что российский ВМФ все больше приобретает возможность выполнять функцию стратегического неядерного сдерживания, то есть поражать обычными боеприпасами цели на территории противника, как бы далеко они не находились. Можно констатировать, что впервые со времени распада СССР российская армия ведет боевые действия на новом технологическом уровне, нанося удары и при этом оставаясь неуязвимой.

В любом случае, проведенная Россией демонстрация своего новейшего оружия резко повышает экспортный потенциал фрегатов типа «Гепард», малых ракетных кораблей типа «Буян-М» и морских ракетных комплексов с высокоскоростными крылатыми ракетами.

Иранские военные источники сообщили 8 октября, что после начавшихся 30 сентября российских авиаударов до « тысячи боевиков» ИГ покинули Сирию и перебрались в Иорданию, Ирак и Турцию. Этот факт может свидетельствовать о том, что в ближайшее время не сирийская правительственная армия будет испытывать дефицит в живой силе, а ИГ. В дальнейшем маршрут отхода «беглецов» направляется главным образов в Европу, куда они собираются пробраться под видом беженцев.

По данным источников, речь идет главным образом о выходцах из бывших советских республик. Это – кавказцы, узбеки, казахи и чеченцы (последние почему-то выделены отдельно).

Среди представителей руководства ИГ, бежавших из Ракки в Ирак, называются, в частности, саудовец Абу Талха Хеджази (боевой псевдоним) и глава одиозной религиозной полиции ИГ Абу Абдалла аль-Акиди (боевой псевдоним). Как отмечают наблюдатели, «подобные функционеры покидают тонущий корабль первыми под предлогом необходимости развертывания структур ИГ в новых местах».

Также, по данным иранских военных, в связи с российским воздушными ударами и наступлением сирийской правительственной армии на земле свыше 3 тысяч боевиков ИГ, «Джабхат ан-нусры» и «Джейш аль-Ярмук» перебрались в Иорданию.

8 октября удары ВКС России и ВВС Сирии были сконцентрированы по району Алеппо (населенные пункты Анадан, Аль-Атареб, Дейр Хафер, Мансура). В результате согласованных действий самолетов двух стран уничтожены «сотни террористов», «десятки» бронированных машин, две пусковых установки РСЗО «Град».

В провинции Алеппо действия сирийских войск направлены на деблокирование стратегически важного военного аэродрома в одноименном городе. В ходе продвижения по итогам 9 октября им удалось установить контроль над деревней Аль-Джабул в непосредственной близости от авиабазы. Этому предшествовали несколько ударов российской штурмовой авиации. Потери боевиков в районе Аль-Брейдж составили до 50 человек убитыми.

Авиаудары в провинции Алеппо наносились по целям террористов в районах населенных пунктов Анадан, Аль-Атареб, Дейр Хафер, Западная Мансура, Аль-Баб. Там убиты сотни боевиков.

Авиабаза Ковейрес находится в осаде уже 2,5 года. Снабжение защитников авиабазы осуществлялось по воздуху.

По сообщениям западных СМИ, ударами российской авиации в Алеппо воспользовались не только сирийские военные, но и ИГ. Боевики последнего 9 октября заняли новые обширные территории провинции, которые до ударов самолетов ВКС РФ контролировала «Джабхат ан-нусра».

9 октября Тегеран объявил, что днем ранее в районе Алеппо в боях против ИГ «в ходе советнической миссии» погиб высокопоставленный представитель элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал Хосейн Хамедани

Говоря о боевых действиях в провинции Хама, высокопоставленный сирийский военный источник опроверг сообщения некоторых СМИ о том, что там в боях правительственные войска якобы потеряли 20 танков и десятки человек убитыми. При этом он признал, что были потеряны 3 танка. В любом случае это свидетельствует об интенсивности боев в Хаме.

По словам источника, благодаря поддержке российских штурмовиков и боевых вертолетов правительственным войскам удалось продвинуться в Хаме на 70 км. Восстановлен контроль над городом Кафр Набудат, деревнями Маркабат, Атшан, Аль-Могхейр, высотами Сакик, Аль-Хавир, Аль-Сахар и Таль Осман. Освобождены также три города на севере провинции Хама. Там им противостоят боевики группировки «Джейш аль-фатх», которую поддерживает Саудовская Аравия.

Это – первая наступательная операция правительственных сил в провинции Хама с лета 2014 года. На ее острие – 87-я бригада сирийской армии.

Из действующей в Хаме техники замечено массовое использование новеньких  грузовиков российского производства, в кузовах которых установлены ЗУ-2-23. Судя по всему, солдаты сирийской армии находятся в приподнятом настроении после достигнутых успехов. Потери боевиков в Хаме за 9 октября составили 70 человек убитыми.

По оценке иранского полуофициального информационного агентства Фарс, по состоянию на 9 октября наиболее успешно развивалось  наступление сирийских войск в провинции Идлиб, где они действуют при поддержке российской штурмовой авиации и боевых вертолетов. В представленном видеоряде продемонстрированы удары по целям на земле, нанесенные боевыми вертолетами Ми-24 неизвестной национальной принадлежности, работа батарей 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 152-мм буксируемых гаубиц 2А65.

На севере провинции Латакия сирийские войска 9 октября сбили беспилотный летательный аппарат (БЛА) одной из исламистских группировок. Наличие такой техники у исламистов говорит только об одном – они пользуются поддержкой ряда государств региона. Там же, в провинции Латакия, проправительственные силы 8 октября заняли стратегическую высоту Джебель Ахмар. Эта высота доминирует над долиной Сахль аль-Габ, часть которой контролируется боевиками «Джабхат ан-нусры».

9 октября авиация ВКС России в три раза увеличила интенсивность вылетов на боевое применение по объектам террористов в Сирии по сравнению с предыдущими днями. По данным Минобороны РФ, бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25СМ совершили в общей сложности 67 самолето-вылетов, поразив 60 целей террористов в провинциях Ракка, Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо. Особенностью этого дня  стало то, что поражались не столько объекты инфраструктуры, сколько укрепленные районы и оборонительные позиции с вооружением и военной техникой – всего было уничтожено 16 подобных целей. Очевидно, что подобная направленность ударов будет содействовать развитию наступления сирийских проправительственных сил, ведущегося в провинциях Хама и Идлиб, а также в северных районах провинции Латакия.

9 октября стало известно о полном фиаско, которое потерпела запущенная Пентагоном в начале этого года американская программа подготовки 5 тысяч боевиков «умеренной» сирийской оппозиции стоимостью 500 млн долларов. В тот день Вашингтон объявил об ее прекращении. Тем не менее ЦРУ по своей линии продолжает оказывать содействие ряду сирийских группировок.

Тем временем международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» потребовала 9 октября начать расследование в связи с «очевидно российскими авиаударами», в результате которых 30 сентября в Хомсе были якобы убиты 17 гражданских лиц. К сожалению, надо признать, что российские военные сами дают аргументы своим недоброжелателям – сколько раз в начале операции их официальные представители упоминали про использование авиабомб ФАБ-500, и более того, позировали в Латакии перед телекамерами на фоне этих боеприпасов, подвешенных под крылья самолетов!

В связи со ставшими известными фактами применения боевиками ИГ  горчичного газа в Северном Ираке не исключено, что это ОМП может быть применено в ближайшее время и в Сирии. Подобное развитие событий нельзя исключать, а значит, стоит подумать о направлении на российскую базу в Латакии подразделения РХБЗ.

Еще одно предупреждение связано с возможным предстоящим противодействием российской штурмовой и армейской авиации со стороны боевиков ИГ в Сирии. Есть данные, что формирования ИГ в Ираке захватили часть поставленных в эту страну ЗРК «Джигит». Специалистам понятно, что сделать из одного «Джигита» два ПЗРК – не проблема. Зато возникает потенциальная проблема для российских летательных аппаратов, равно как вопрос – зачем поставляли иракской армии ЗРК «Джигит», если очевидно, что у нее нет противника в воздухе?

52.3MB | MySQL:103 | 0,452sec