Накануне парламентских выборов президент Турции Р.Т.Эрдоган теряет позиции

По оценке экспертов, политическая ситуация в Турции и стремление Анкары интенсифицировать материально-техническую поддержку группам сирийской оппозиции может крайне негативным образом отразиться на экономической стабильности в стране. Абсолютно не просчитанная Анкарой тактика на развязывание маленькой и победоносной войны против Рабочей партии Курдистана (РПК) себя не оправдывает. Турецкая армия несет небольшие, по классическим военным меркам, но постоянные потери. При этом каким-то кардинальным образом эффективно решить проблему боевой активности курдов она пока не в состоянии. При начале этой кампании, которая в конечном варианте вполне вероятно может стоить властной монополии Партии справедливости и развития (ПСР), Р.Т.Эрдоган (а сейчас мало кто сомневается, что именно он является последней инстанцией в принятии стратегических решений) планировал снижение в значительной степени рейтинга прокурдской Партии демократии народов (ПДН) и ее лидера С.Демирташа. Подразумевалось, что помимо националистической волны, под шумок антитеррористической кампании, можно будет перенести участки голосования из курдских районов и тем самым резко снизить электоральную базу своего главного оппонента. Но Верховный суд Турции провалил эту инициативу турецкого президента, что само по себе свидетельствует о том, что, несмотря на все усилия последних лет, Р.Т.Эрдогану так и не удалось в полной мере ликвидировать оппозиционные круги ни в судебном корпусе, ни в армии и силовом блоке. Одновременно турецкое руководство кардинально просчиталось на сирийском направлении. Военная операция России в Сирии нарушила все планы Р.Т.Эрдогана, который всерьез планировал «дожать» вместе с Саудовской Аравией и Катаром Б.Асада как раз аккурат к новым парламентским выборам. Или, по крайней мере, продемонстрировать, что положение сирийского президента безнадежно. Ради этого пришлось идти на унизительный лично для турецкого президента компромисс с США в отношении базы Инджирлик. Теперь же Турция стоит перед перспективой превращения своей территории в основной плацдарм проведения подрывной деятельности против Дамаска, последствия чего просчитать сейчас довольно сложно. По крайней мере, на турецкой территории будут располагаться лагеря по подготовке сирийских оппозиционеров, подавляющая часть которых придерживается крайне радикальных салафитских мировоззрений. Само по себе это дестабилизирующий фактор, который, безусловно, будут учитывать потенциальные инвесторы.

Самым главным негативным моментом, который проистекает для Анкары вследствие мало вразумительной и базирующейся на личных симпатиях и антипатиях, а не политической и экономической целесообразности, политики турецкого президента, становится провал энергетической стратегии Турции. Война в курдских районах Турции ставит под потенциальную угрозу функционирование уже действующих трубопроводов из Ирана, по которым идет иранский и азербайджанский газ. Собственно первая атака на него уже была проведена, что намертво заморозило вяло ведущиеся переговоры о возможной его модернизации между Ираном и Турцией. Резкие высказывания Р.Т.Эрдогана в отношении перспектив строительства «Турецкого потока» отодвигают горизонты превращения Турции в некий энергетический хаб на далекую перспективу. Справедливости ради скажем, что в самой ПСР и экономической элите страны эти высказывания были встречены с глухим ропотом. Министр энергетики и вице-премьер, который курирует эту область, вынуждены были фактически мягко дезавуировать высказывание своего президента, объясняя всем, что «проблем во взаимоотношениях с Москвой по энергетическим вопросам не существует». Но сигнал инвесторами был уже услышан, как и факт того, что вместо строительства четырех первоначально предполагавшихся веток «Турецкого потока» теперь речь идет об одной. Но общая нестабильность угрожает не только собственно этому проекту, но и всем глобальным намерениям в этой области. Прежде всего, это проект на строительство Трансанатолийского газопровода, который ЕС рассматривает в качестве одной из альтернатив российскому газу. Сумма контракта оценивается в 10 млрд долларов с пропускной способностью 16 млрд куб. м в год. Пока его судьба с учетом происходящих внутри Турции событий остается под большим вопросом, что недвусмысленно дали понять в двух контрагентах проекта в лице SHELL и ВР.

В связи с этим Р.Т.Эрдоган как-то несколько лихорадочно начинает разыгрывать «европейскую карту», явно шантажируя Брюссель проблемой миграционного кризиса. Недавний визит канцлера ФРГ А.Меркель в Анкару и ее намерение, как было заявлено по итогам визита, «всячески способствовать вступлению Турции в ЕС», необходимо рассматривать как необходимый в данном случае дипломатический политес. Ровно две недели назад та же А.Меркель, правда, «для внутреннего пользования» заявила, что «она не видит Турцию в ближайшем будущем членом ЕС». Визит в Турцию был вызван стремлением быстрейшего нахождения компромисса по вопросу мигрантов, и он вроде бы был найден. Брюссель будет финансировать обустройство лагерей на турецкой территории в обмен на изменение практики Анкары выпускать в Европу всех, кого не попадя. Ради такого можно наобещать чего угодно. Особенно с учетом зреющей фронды канцлеру в правящей ХДС-ХСС. Рискнем предположить, что процесс вхождения Турции в ЕС в среднесрочной перспективе не ускорится. Как не произойдет конкретной военной поддержки Брюсселя планам Анкары создать бесполетную зону безопасности на сирийской территории, на что турецкий президент всерьез рассчитывал, естественно, опять же спекулируя на миграционном кризисе. Таким образом Р.Т.Эрдоган подходит к парламентским выборам в крайне невыгодной позиции. Провал сирийской программы, латентная война с курдами, что создает глобальные инвестиционные риски в экономике, которая и так переживает не лучшие времена. Перспективы создания энергетического хаба туманны, что не может не беспокоить влиятельную часть турецкой деловой элиты. Перспективы продолжения активного вмешательства в сирийский конфликт чреваты не только политическими рисками, но и серьезными вызовами в области безопасности. Плюс ко всему в США и ЕС активизировались силы, которые обвиняют турецкое руководство в попытках нарушения прав и свобод граждан на предстоящих парламентских выборах. Есть все основания полагать, что они пройдут под бдительным мониторингом всевозможных неправительственных организации, что сужает пространство для подтасовок результатов со стороны властей. И это все на фоне последних соцопросов, согласно которым ПСР теряет  право на формирование однопартийного правительства по итогам  голосования 1 ноября с.г.

55.55MB | MySQL:108 | 0,492sec