«Исламское государство» в своей пропаганде использует «интифаду ножей» в Израиле

В связи со вспышкой насилия со стороны палестинцев в Израиле, которые уже получили название «интифада ножей», ряд экспертов обращают внимание на то, что этот, в общем-то, стихийный процесс очередной палестино-израильской напряженности пытаются «оседлать» пропагандисты «Исламского государства» (ИГ). Мы уже сообщали, что пропаганда с хорошо поставленными картинками видеоряда является принципиальной «фишкой» ИГ. Работают над этим пропагандистским продуктом хорошо обученные профессионалы. Рискнем предположить, что, как минимум, консультантами в данном случае выступают анонимные специалисты, прошедшие хорошую школу в западных пиар-агентствах и катарском телеканале «Аль-Джазира». Сам смысл пропаганды — показать мусульманской молодежи выход из «морального и идеологического тупика», который образовался в связи с бесперспективностью коррумпированных арабских правителей. Средства в данном случае также довольно примитивные, но, собственно, не для высоких интеллектуалов это и делается. Общий тренд — меньше текста, больше драйва. Должна быть создана иллюзия справедливой силы, которая очищается кровью «лицемеров» («мунафиков»). То, что при этом режут в основном шиитов, езидов и христиан никого не смущает, поскольку путь к халифату лежит через кровь и борьбу. А молодежи важна картинка, а не суть (здесь надо напрягать мозги, а это трудно). Создается щущение причастности к общей силе, так как в одиночку молодой мусульманин часто чувствует себя слабым и непонятым. В общем-то, тоже ничего нового: молодежь всегда тяготела к сильным компаниям, где легче спрятать свои комплексы. Только раньше такие компании занимались криминалом и насилием, а теперь делают все то же самое, но за идею. То есть пропагандисты ИГ позаботились о том, чтобы облагородить, по большому счету, банальный бандитизм, придав ему смысл жертвенного дела. И еще, что очень важно, ИГ предлагает альтернативный способ бытия. Альтернативный от унылой бытовой нищенской рутины в тех же арабских странах, и сытой, но скучной жизни в Европе.

Ситуация с «интифадой ножей» в Израиле в данном случае мало имеет общего с идеологией ИГ. Здесь мы имеем очередной всплеск террористической активности. палестинцев, который стал неким «выпуском пара» и результатом сочетания нескольких факторов. При этом говорить о том, что данные акции имеют единый центр управления и координации, было бы, на наш взгляд, неправильным. Общий тренд недовольства тем или иным действием властей Израиля в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) просто достиг своей критической массы. Естественно, что в мечетях такие настроения всячески подогревают, но это делается на постоянной основе. Палестинцы и ранее использовали т.н. «автомобильный терроризм» и нападения на израильтян с кухонными ножами. Ничего нового в данной практике нет. То, что сейчас этот процесс стал массовым, стало в большей степени результатом «удачных» первых нападений. Они получили «хорошую прессу», и что самое главное палестинцы интуитивно почувствовали «растерянность врага». Власти Израиля не знали толком поначалу, что конкретно делать. Возникла некая растерянность, что в таких случаях абсолютно недопустимо. Израильские СМИ не нашли ничего лучшего, чем транслировать в прямом эфире панические крики израильтян о том, что «им страшно выходить на улицу». Понятно, что страшно, но для террористов такие признания, как «красная тряпка для быка». В данном случае для того, чтобы сломать цепную реакцию вала террористических актов, необходимо хладнокровие властей и четкость ответных шагов, которые для подобного случаев должны быть расписаны по минутам и регламентированы заранее. То, что и эта «интифада ножей» потихоньку сойдет на нет, сомнений не вызывает. И то, что такие нападения будут повторяться вновь и вновь, также очевидно. Вопрос не в этом, а в адекватной и быстрой реакции власти.

Что же касается пропаганды ИГ, которые, конечно же, «взяло ответственность за происходящее на себя», то отметим следующее. Естественно, что никаких ячеек сторонников ИГ в Палестине пока нет. Возможно и наверняка есть симпатизирующие этому движению. Но это не централизованная организация с четко отработанной системой координации и управления. Здесь важно другое – пропаганда ИГ начала активно использовать тезис антисемитизма и борьбы с Израилем. Ранее этой теме уделялось, прямо скажем, второстепенное значение. И нынешняя трансформация во многом показательна. Прежде всего потому, что «борьба с Израилем» является универсальным для мусульманской уммы лозунгом, который в состоянии объединить гораздо большие массы мусульман, нежели чем идеология суннитского национализма, которую в принципе сторонники ИГ и исповедуют. Этот замах уже на «сионистского врага», безусловно, работает не только в Палестине и Израиле, но и имеет своей целью побороться за влияние на умы уже и в европейских странах. Другими словами, «подкинуть дров» в тлеющей огонь антисемитизма в Старом Свете, и тем самым спровоцировать уже серьезные столкновения непосредственно в Европе. Особенно на фоне миграционного кризиса. Таким образом, внимание Брюсселя в принципе очень серьезно отвлекается от темы урегулирования в Сирии и Ираке. Собственно, присутствия представителей ЕС на стартующих 30 октября переговорах в Вене по вопросу сирийского урегулирования не предусмотрено. А позиции руководства ряда стран Европы по этой теме во многом отличаются от позиции США. Используя антисемитизм ИГ явно делает заявку на то, чтобы охватить своим влиянием новые массы мусульман. И это самый важный вывод из всей этой истории с «интифадой ножей». Что же касается чисто технических моментов преодоления этой угрозы, то израильские спецслужбы и простые граждане, как видится, нащупали необходимые рычаги воздействия на ситуацию, при которой главное планомерно и без срывов проводить выработанный алгоритм действий, начиная от превентивных арестов ярых подстрекателей и заканчивая беспощадным огнем на поражение террористов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,606sec