Саудовская Аравия и ОАЭ расширяют военное сотрудничество с Эритреей

Как мы и говорили ранее, военные ОАЭ начали активно задействовать морские порты Эритреи в качестве военно-морских логистических баз. Этому предшествовал произошедший около двух месяцев назад дипломатический скандал между Джибути с одной стороны, и Эр-Риядом и Абу Даби — с другой. Поводом для него стали личные оскорбления, которые нанес командующий военно-воздушными силами Джибути военному атташе ОАЭ. Это формально, а не формально — Джибути отстранила эмиратовские фирмы от подряда на реконструкцию морского порта Джибути и приобретения контрольного пакета акций. Этот скандал закончился отзывом послов аравийских монархий из Джибути и высылкой джибутийских дипломатов из КСА и ОАЭ. Еще одним последствием разрыва отношений стал отказ Абу-Даби и Эр-Рияда от планов по строительству крупной военно-воздушной и военно-морской базы в Джибути с переориентацией этих усилий на Эритрею. По некоторым данным, такие консультации велись с эритрейским руководством в тайном режиме еще до официального разрыва с Джибути, что, в общем-то, и спровоцировало скандал. Джибути и Эфиопия крайне ревностно относятся к любым попыткам прорыва Эритреи из экономической и политической блокады, старясь на уровне Африкнского союза опустить ее до уровня страны-изгоя. Эритрея, где до сих пор сохранился фактически военный коммунизм и принудительная мобилизация в трудовые армии, на эту роль идеально подходит. Ну и соответственно Асмэра испытывает серьезный дефицит наличной валюты, что делает ее очень договороспособной на предмет использования своей морской и логистической инфраструктуры в интересах «кого-угодно», лишь бы за это платили деньги. Известно, что в Эритрее базировались и израильские подводные лодки, которые использовали эту географически очень выгодную территорию для пополнения запасов воды, мелкого ремонта и отдыха. Там же рядом с ними проходили логистические пути поставок контрабандного оружия из Йемена и Ирана. Первый торговал им со странами Африки, второй переправлял их на Синай, сектор Газа и тем же хоуситам в Йемене. Причем до недавнего времени эритрейцы активно контактировали с хоуситами, представители которых являются авторитетными продавцами оружия в Йемене. Через Эритрею шел и основной поток нелегальной эмиграции из Африки на Аравийский полуостров. Нынешняя попытка Саудовской Аравии и ОАЭ подтянуть Эритрею в свою орбиту имеет несколько целей. Первая — прекратить контакты эритрейцев с иранцами и хоуситами в рамках совершения совместных оружейных сделок. Это было сделано путем предложения очевидно более выгодных экономических преференций. Сейчас в Эритрею налажена доставка из КСА дешевого топлива, а также оказана «срочная финансовая помощь» (сумма при этом не называется, но по данным экспертов речь идет о сотнях миллионов долларов США). Вторая — использование необычайно удобного географического положения порта Асаб для минимизации финансовых издержек материально-технического снабжения сил аравийской коалиции в Йемене. Третья — заключая союз с Асмэрой Эр-Рияд получает в ее лице мощный инструмент для дестабилизации ситуации в соседней Эфиопии, которая сейчас проводит явно антисаудовскую политику с фактической ликвидацией подконтрольных КСА исламистских структур в стране. Собственно, по некоторым признакам, эта активизация подрывной деятельности против Аддис-Абебы через подконтрольные эритрейцам моноэтнические структуры племен оромо и огаден уже началась. Важно отметить и факт того, что КСА и ОАЭ планируют закрепиться в Эритрее надолго, их присутствие не связано только лишь исключительно с периодом решения йеменского кризиса. ОАЭ по некоторым данным взяли в аренду порт Асаб на тридцать лет. Одновременно эмиратовцы активно обрабатывают руководство Сомалиленда на предмет аренды бывшей военно-морской базы в Бербере. При этом Могадишо также обещана серьезная финансовая помощь в обмен на «нейтральность» в этом щекотливом вопросе. То есть планируется создать целую сеть локальных логистических баз по всему побережью Африканского Рога.

Теперь портовую инфраструктуру Эритреи используют эмиратовские военные, как предполагается, для обеспечения логистики и материально-технического снабжения сил аравийской коалиции в Йемене. Согласно полученным данным, которые подтверждены данными спутниковой разведки, в настоящее время эмиратовцы используют в основном порт Асаб. Сейчас там дислоцируется три военных грузовых судна ОАЭ. Все три они приобретены ОАЭ в 2012 году. Один из этих кораблей был задействован 17 октября с.г. для переброски из Порт-Судана контингента суданских войск (450 военных) в Йемен для участия в боях против хоуситов. Сейчас указанные корабли постоянно задействованы для материально-технического снабжения войск коалиции в Адене в рамках общего плана по подготовке наступления на Сану. В настоящее время в Асабе не наблюдается ударных военных кораблей ВМФ ОАЭ, что позволяет сделать вывод о том, что пока этот порт используется исключительно в качестве логистического пункта, позволяющего перебрасывать грузы и солдат коалиции в Аден небольшими кораблями. По некоторым данным, участие Эритреи в аравийской коалиции не ограничивается исключительно предоставлением своей портовой инфраструктуры. Около четырехсот эритрейских солдат уже переброшены из Асаба в Аден. Скорее всего, дополнительные части эритрейцев в ближайшее время также будут переброшены в Йемен, что объясняет наличие двух эмиратовских десантных судов в Асабе. Через него будет также идти основная масса материально-технического снабжения коалиции. Обратим при этом еще внимание на то, что эмиратовцы практически не используют порт Аден по прямому назначению. Это крупный порт, специально приспособленный для приема крупнотоннажных судов. Но это входит в противоречие с планами Абу-Даби, который в свое время выкупил контрольный пакет акций порта и заморозил его реконструкцию, дабы тем самым вывести из оборота очень возможного конкурента собственным портовым мощностям. Это давняя политика ОАЭ. То есть в планах Абу-Даби не развивать инфраструктуру этого порта, а использовать его только исключительно в целях доставки боеприпасов и топлива для нужд коалиции, что не требует никакой серьезной модернизации.

52.33MB | MySQL:103 | 0,505sec